Экономика > Сельское хозяйство

1121

Куда идут «Крынки Агро»: дорога в эффективное будущее или путь в тупик?

 +

«Крынки Агро» – предприятие не из обычных. Это республиканское дочернее сельскохозяйственное унитарное предприятие является собственностью Гомельского отделения Белорусской железной дороги.

Пять лет назад железнодорожники начали здесь строительство нового молочно-товарного комплекса. В объект вложены о-о-очень большие деньги. Во всяком случае, его возведение и комплектация оборудованием обошлись Белорусской железной дороге намного дороже, чем строительство схожих объектов в «Агрокомбинате Холмеч» и филиале «Советская Белоруссия» ОАО «Речицкий комбинат хлебопродуктов», построенных приблизительно в то же время. Зато теперь в «Крынках» выстроена практически вся необходимая инфраструктура, которая просто поражает своим шиком и блеском – все буквально с иголочки, все самое новое, самое современное. Остается производить реки молока и вагоны мяса.

Начало есть. На конец 2016 года поголовье скота в «Крынки Агро» составляло 1 176 голов. За год было получено 367 телят. Средний удой на корову –
5 526 кг. Валовый надой молока – 2 002,8 тонн, что составляет 102% к уровню 2015 года. Цифры вроде неплохие, и по ним, по цифрам да процентам к 2016-му году, сельхозпредприятие в тройке лидеров района, что и было отмечено соответствующим решением райисполкома.

Прошло полгода, каких новых производственных рубежей-высот сумело достичь хозяйство?

Увы, но с новыми рубежами в «Крынках Агро» всё как-то не очень.

А всё потому, что проценты, как и прирост к прошлому году, – вещь, конечно, хорошая. Вот только деньги предприятие получает не за них, а за конкретные тонны произведенной продукции. Больше продукции – больше денег. Больше денег – выше зарплата работников, выше возможности хозяйства для дальнейшего роста производства, да и вложенные государственные средства окупать нужно – под проценты взяты! Вот с этим, с производством продукции, в 2017 году в Крынках проблемы, и большие. Почему?

Руководство хозяйства считает, что главной виной всему – недостроенность комплекса. Действительно, по проекту на его территории полагалось быть еще одному сараю на 300 голов. А на практике данное сооружение все еще отсутствует. В результате закупленное, смонтированное и установленное современное доильное оборудование, рассчитанное на больший объем производства, вместо того чтобы приносить доход и возвращать вложенные средства, в том числе для погашения дорогостоящих кредитов, загружено только наполовину своей проектной мощности, а некоторое вообще простаивает. Со всеми вытекающими последствиями.

Имеется еще несколько причин, свидетельствующих о том, что новый сарай просто необходим. Технологическая линия для уборки навоза травмирует конечности коров. А это – болевые ощущения, испытываемые животными, и связанные с этим заболевания – не способствует прибавке молока. Вместо ожидаемой прибавки хорошо бы сохранить прошлогодний уровень…

Но пока переводить скот некуда… Так что один из суперсовременных холодильников для хранения молока на 8 тонн еще ни разу не был загружен на полную мощность, а второй, точно такой же, молочных рек вообще не видел и, как и другое высокотехнологичное оборудование, простаивает впустую. Рационально ли это?

А ведь при наличии еще одного оборудованного сарая, отнюдь не самого дорогого и затратного, по сравнению с уже построенными объектами, комплекс «Крынки Агро» вполне мог бы выйти и на лидирующие позиции в районе: оборудование вполне позволяет. В первые два года возможно было бы получать 120–125% прироста молока», – такое мнение высказали в управлении сельского хозяйства и продовольствия райисполкома.

С мнением специалистов солидарен и директор сельхозпредприятия Василий Близнец. «Строить надо. Расширение нам крайне необходимо. Молоко – это наши деньги. Люди хотят работать и зарабатывать. Пока же денег нам хватает только на выплату зарплат и топливо».

Руководство Белорусской железной дороги проблему знает. В августе минувшего года на предприятии побывал заместитель начальника дороги Петр Стоцкий, который заверил, что к концу первого квартала 2017 года будет разработан проект недостающего сарая на 300 голов. Но закончился уже и второй квартал, а дело пока так и не сдвинулось. Сколько еще будет простаивать и, в общем-то, потихоньку приходить в негодность дорогостоящее оборудование?

Хочется верить, что, начав хорошее и перспективное дело, вложив в него большие государственные средства, Белорусская железная дорога, как эффективный собственник, доведет строительство комплекса в Крынках до логического завершения. Чтобы предприятие заработало на полную мощь, нужен последний штрих, не самый дорогой, но очень важный, и по сути – решающий. И тогда возведенный комплекс станет не только красивым и технологичным, но и экономически эффективным.

А пока руководство «Крынки Агро» рассказывает о перспективах, дела текущие в хозяйстве далеко не блестящи. Чтобы подготовиться к уборочной, хозяйство в очередной раз… попросило денег у железной дороги. Своих средств на уборочную, как и на многое другое, хронически не хватает. Да и откуда им взяться, если вместо того, чтобы на существующих мощностях наращивать производство животноводческой продукции, «Крынки Агро» его… уменьшают! Так, за 6 месяцев текущего года валовое производство продукции животноводства к уровню прошлого года в хозяйстве составило только 94,7%. В то же время хозяйства района в тех же погодных и гораздо более скромных производственных условиях сработали на 103,3%. Так что «Крынковские» 94,7 – это не просто проценты, это последнее (!!!) место среди хозяйств района. К уровню прошлого года производство и продажа молока в «Крынки-агро» составили только 91,6% и 92,7%, что тоже является наихудшим (!!!) результатом в районе. Вместо того чтобы производить и продавать молоко – продукт с высокой добавленной стоимостью, хозяйство… продает корма. Во многом – вынужденно. Только чтобы освободить траншеи для кормов нового урожая. Такая вот производственная и экономическая «эффективность», такие вот «рубежи с высотами»...

Тут уж поневоле задумаешься: а надо ли еще строить, если уже существующее толком использовать не могут? И кто ответит за такое использование государственных средств?

Читайте dneprovec.by «Вконтакте» → vk.com/rnewscity Читайте dneprovec.by в «Одноклассниках» → ok.ru/rcity

Чтобы написать комментарий, войдите, используя социальные сети