Культура > Искусство

2919

Евгений Шетихин: «Кардинально меняю направление в творчестве. Хоть и рискую быть непонятым»

 +

На открытии очередной персональной выставки художник также рассказал о том, почему не рисует утончённых балерин на хрупких ножках в снежной пыли, признался, что обожает наблюдать за зрителями своих картин, а также раскрыл несколько секретов успешности.

Большие объёмные работы, сочетающие живопись и мелкую пластику, обязательное присутствие на открытии вернисажа важных гостей, живая музыка и подчёркнутая неспешность действа – это неотъемлемые составляющие ежегодного события в культурной жизни города, а именно персональной выставки Евгения Шетихина.

Так было и в минувшую субботу. Но…

На этот раз поклонников творчества художника, собравшихся к условленному часу в картинной галерее, ожидали сюрпризы.

В экспозиции из 23 работ самобытного автора сразу же выделялось несколько новых: ещё без названий, выполненных в технике гладкого письма. Преимущественно авангардные сюжеты, яркие цвета – вроде бы и знакомый Евгений Шетихин, да не совсем.

 – Ближайшие лет десять планирую работать именно в этом ключе, – огорошил собравшихся художник.

Кто-то из зрителей зааплодировал, а кто-то недоумённо выдохнул: «Как так? Сочетание живописи и скульптуры – фишка автора, свой неповторимый почерк»...

Далее о совместных планах Речицкого краеведческого музея с героем выставки рассказала директор учреждения Наталья Заева. Так, недавно музей ходатайствовал перед Национальным историческим музеем о написании лицензии-отзыва на макет средневекового замка, который Евгений Эдуардович изготовил для экспозиции музея к 800-летнему юбилею Речицы. По сути, макет – настоящая средневековая крепость, которая четыре столетия назад надежно защищала Речицу от захватчиков. Выполнена работа на основании копии древнего рисунка, сделанного штатным художником князя Радзивилла в 17 веке. Для максимального соответствия оригиналу, духу и атмосфере средневековья к реализации проекта были привлечены историки и археологи.

Лицензия-отзыв вот-вот будет получена. Но уже предварительно можно сказать, что творение произвело самые положительные впечатления на специалистов.

– В сентябре состоится национальный музейный форум «Музеи Беларуси». На этом значимом республиканском мероприятии мы будем представлять творчество Евгения Шетихина, – также сообщила Наталья Вячеславовна.

К слову, в конкурсной части форума планируется презентация социального проекта «Искусство для всех». Его цель – дать возможность прикоснуться к искусству детям с ограниченными возможностями. Часть экспозиции выставки Евгения Шетихина уже во время открытия находилась значительно ниже обычного уровня показа. Это для того, чтобы дети с нарушением зрения могли потрогать работы. Полотна, выполненные в смешанной объёмной технике, в данном случае как нельзя кстати.

По обыкновению много тёплых слов адресовали художнику гости вернисажа: отмечали как Мастера с большой буквы, умеющего держать в руках и кисть, и молоток; восхищались человеческими качествами, глубокими познаниями в искусстве, истории, философии; рассуждали о глубоком смысле работ художника; поражались его энергии и жизнелюбию.

О том, чем ещё живёт Евгений Шетихин, в нашем блиц-интервью без обиняков.

О моде

– Евгений Эдуардович, Вас называют самобытным, неординарным художником. А как Вам определение «модный»? Не жмёт?

– Напротив (улыбается. – Прим. авт.). Модный художник – это отлично! Значит, работы покупаются. Этим гордиться надо. Лично я горд тем, что дома у меня нет ни одной своей картины.

– Чтобы творчество хорошо продавалось, нужно…

– Здесь всё просто: нужно отличаться от других. Быть запоминаемым. И работать. Популярность не может быть быстрой. Быстро можно вырыть яму, чтобы посадить дерево. А далее – только время и труд на рост. Я почувствовал, что ко мне пришло признание, лет семь-восемь назад. А до этого была многолетняя работа, эксперименты.

Даже если плохо – всё равно хорошо

– «Искала «своё» полотно, которое бы сразило наповал, заставило бы испытать эстетический восторг, но – увы», – призналась одна дама после вернисажа. Вас не задевают подобные отзывы?

– Обожаю наблюдать за посетителями своих выставок. Особенно за теми, кто меня не знает. И даже если ругают работы, людям что-то не нравится, испытываю удовлетворение. Потому что всё равно своим творчеством переключил человека с обыденных вещей, заставил испытать яркие эмоции. Впечатлениями зрители словно дорабатывают полотно.

К тому же эстетический восторг, к которому стремилась гостья, подразумевает плавные линии, хорошо выписанные детали, гармонию формы и цвета. Это прекрасно, сотни художников замечательно работают в этом направлении. На полотнах – утончённые балерины на хрупких ножках в снежной пыли, следы зайца на снегу, первая проталинка – повторюсь, прекрасные работы.

Но мне ближе такой жёсткий гламур, когда мысль своим напором определяет сюжет и в чём-то технику. Зрителю нужно что-то новое. Востребован симбиоз классики и авангарда. Есть в работе философский подтекст – значит, она обязательно выстрелит.

В конце концов каждый художник обязан спрашивать себя время от времени: «А кому-нибудь нужно моё творчество, я востребован?» И честно себе отвечать.

О сюжетах в жизни…

– Кто-то из классиков сказал, что любой творческий человек рано или поздно вынужден решать задачу: как угодить власти, понравиться людям и при этом не потерять себя. Вы этот вопрос для себя уже решили?

– Пожалуй, нет. Хотя вопрос Ваш отчасти из плоскости устойчивых представлений о тех или иных сферах жизни. Считается, что хороший художник обязательно должен быть несчастен: либо не признан, либо болен, либо нищ, либо безответно влюблён и так далее. Сама необходимость балансировать между интересами разных слоёв априори подразумевает болезненный компромисс. На самом деле жить и творить возможно без метаний на грани жизни и смерти. Взять хотя бы обожаемых мной Микеланджело и Леонарда да Винчи. Оба –
талантливейшие художники, вошедшие в историю, современники. Но один жил обеспеченно, знал, что такое слава, а другой практически нищенствовал и болел. Это – жизнь, и в ней сколько людей, столько и сюжетов.

… и в творчестве

– Какие вопросы чаще задают посетители выставок?

– О смысле работ. Как ни странно, во многих картинах авангардной направленности они чувствуют мистику. Спрашивают на полном серьёзе о прошлом или будущем, видят то, о чём я даже и не думал.

Об удовлетворении

– Интересна ли художнику Евгению Шетихину работа депутата райсовета?

– Безусловно. Это встречи и общение с людьми. Как правило, они обращаются с просьбами. Приходится заниматься всевозможными вопросами: трудоустройством, ремонтом, водоснабжением и так далее. Далеко не всегда получается реально помочь: содействием или деньгами. Но, если получается, как любой нормальный человек, я испытываю удовлетворение.

Читайте dneprovec.by «Вконтакте» → vk.com/rnewscity Читайте dneprovec.by в «Одноклассниках» → ok.ru/rcity

Чтобы написать комментарий, войдите, используя социальные сети