Культура > Искусство

1767

Люди земли Речицкой. Елена Дмитриевна Самойленко-Машковцева

 +

Художественные традиции Речицы во многом «завязаны» на Леониде Павловиче АБРАМОВИЧЕ. Он не только талантливый художник, но и педагог, воспитавший целую творческую плеяду, оставившую значимый след в искусстве Беларуси. Достаточно назвать Эдуарда Агуновича, заслуженного художника республики.

В свое время приходилось слышать: талантливым мастером пейзажа являлся В. А. Рикк, один из представителей речицкой семьи промышленников. К сожалению, работ Владимира Афанасьева увидеть не довелось, хотя, как сообщал один из информаторов, некогда полотна Рикк украшали коридор одной из средних школ города.

А теперь вопрос: если Владимир Афанасьевич оставил после себя творческое наследие, то можно ли его считать «первопроходцем» Речицы художественной?

В связи с только что отмеченным, хочется назвать еще одного мастера живописи, имя которого также связано с Речицей. Это Елена Дмитриевна Самойленко-Машковцева. Родилась в нашем городе в конце ХIХ столетия. Дочь речицко-уездного врача. Детство прошло в Речице. Позднее семья переехала в Гомель. Здесь в революционном 1917-м Елена окончила гимназию. Двумя годами спустя стала учащейся открытой в губернском Гомеле художественной школы-студии им. М. Врубеля. Училась вместе со ставшим в дальнейшем широко известным советским пейзажистом Григорием Нисским. Получила направление губернского отдела народного образования на учебу в Московский художественный институт.

Конечно же, такая честь могла быть оказана человеку по-настоящему талантливому, который достойно бы представлял Гомель и в масштабах огромной советской державы.

В столице Елена Дмитриевна занималась у мастера натюрморта и пейзажа Ильи Ивановича Машковцева. Что не только определило ее творческое направление – натюрморт и пейзаж, – но и связало семейными узами.

В ноябре далекого уже 1980 г. в стенах Гомельского областного краеведческого музея была открыта персональная выставка  Е. Д. Самойленко-Машковцевой, которая в то время называлась «одним со старейших советских художников». Демонстрировались 92 работы Елены Дмитриевны, выполненные в технике акварели, пастели, живописи маслом.

Выставка явилась как бы творческим отчетом нашей землячки более чем 50-летнего творческого пути. В числе наиболее талантливо-ярких работ назывался «Портрет пионерки Нины».

Самым-самым творческим периодом для Елены Дмитриевны стали 1930-е. Она много путешествовала по стране. О том, где побывала, говорят названия работ: «Камчатка», «Киргизия», «Ветлуга», «Калининская область», «Гомельщина» и др.

Как отмечалось в прессе 1980-х, названные выше работы нашей землячки были выполнены «в реалистической манере, чаше всего они небольшие по формату, написаны старательно, маленькой кистью».

Проходя мимо созданного Еленой Дмитриевной, зрители подолгу останавливались около натюрмортов творческого периода 1940–1970 годов. Искусствовед В. Тарасова, говоря о художнице, констатировала: «…Прослеживается эволюция их (натюрмортов) от стихийной порывистости красок и форм (полотна «Лето, 1945 г.», «Осень, 1945 г.» до высокородности продуманной немногословной композиции, тонкой красочной гаммы («Увядший букет»).

Очень интересные представленные на выставке жанровые юмористические сценки «Сухумский базар», «Курортницы». Они подчеркивают наблюдательность, зоркий глаз художника в оценке жизненных ситуаций».

Конечно же, творческую значимость того либо иного художника нередко характеризует его общественная оценка, тот интерес, который проявлен со стороны художественных галерей. Здесь уж достаточно назвать слово «Третьяковка».

 Что до Елены Дмитриевны, то она не затерялась и в Москве. Принимала участие в оформлении станции Московского метрополитена, создала панно для здания Московского государственного университета.

В 2014-м музей Гомельского дворцово-паркового ансамбля отмечал свое 95-летие. О данном событии было рассказано в статье интернета. В числе иных мастеров кисти, работы которых назывались в собрании живописи музея, звучало и имя Е. Д. Самойленко-Машковцевой. Отмечалось: ей характерны «жажда познания и совершенствования мастерства», что Елене Дмитриевне «особенно удаются натюрморты и пейзажные зарисовки, выполненные в классически-академической манере». Слова, приведенные выше, словно о человеке, творящем и по сей день. Хотя это уже было просто невозможным, ибо в 2014-м Елене Дмириевне …свыше 115-ти.

К сожалению, нет возможности познакомить читателей «Дняпроўца» с репродукциями работ именитой землячки. На газетном же портрете 1980 г. Елена Дмитриевна – красивая женщина, которой можно смело дать и 50 лет, но уж никак не все ВОСЕМЬДЕСЯТ с лишком. В ее руках – букет цветов, в глазах – желание творить и дальше.

Читайте dneprovec.by «Вконтакте» → vk.com/rnewscity Читайте dneprovec.by в «Одноклассниках» → ok.ru/rcity

Чтобы написать комментарий, войдите, используя социальные сети