Культура > Искусство

4181

Речицкий художник Евгений ШЕТИХИН: о последних вернисажах в Китае, творческих планах и особенностях жизни в Поднебесной

 +

«Представляешь, там как в кино. Иногда не верится в реальность происходящего. И тогда чувствуешь себя героем кинофильма», – о Китае наш известный земляк, художник Евгений Шетихин, может говорить часами. В творческом плане с Поднебесной Евгений Эдуардович активно работает с 2015 года.

Прошло уже семь персональных выставок: три – в Посольстве Беларуси в Пекине, остальные – в галереях различных городов Китая. Недавно наш художник принял участие в торжественном приёме, организованном Посольством, приуроченном ко Дню Независимости Беларуси, 75-летию освобождения нашей страны от немецко-фашистских захватчиков. На суд зрителей был представлен вернисаж из восьми работ.

– Приятно, что в Китае проходят торжества в честь Дня Независимости Беларуси, – продолжает наш собеседник. – Посольство провело огромную работу. В конце июня был открыт памятник народному поэту Беларуси Янке Купале в Сианьском университете иностранных языков. Позже прошла презентация книги «Известные имена Беларуси» из серии «Биографии известных личностей стран «Пояса и Пути». Я поучаствовал в торжественном приёме по случаю Дня Независимости и презентовал свою выставку в посольстве.

На торжественном приёме, приуроченном ко Дню Независимости Беларуси, 75-летию освобождения нашей страны от немецко-фашистских захватчиков с участием посла Республики Беларусь в Китайской Народной Республике Кириллом Рудым.
На торжественном приёме, приуроченном ко Дню Независимости Беларуси, 75-летию освобождения нашей страны от немецко-фашистских захватчиков с участием посла Республики Беларусь в Китайской Народной Республике Кириллом Рудым.

Приём прошел очень торжественно. Это не просто светская вечеринка, а протокольное мероприятие, где необходимо соблюдать дресс-код и следовать не только общепринятым нормам этикета, но и тем, которые свойственны культуре Китая. В мероприятии в качестве главного гостя принял участие заместитель министра иностранных дел Китайской Народной Республики Чжан Ханьхуэй. Присутствовали главы дипломатических миссий других государств, бывшие послы Китая в Беларуси, представители деловых кругов, известные деятели культуры и искусства, пресса.

На выставке же в экспозиции было представлено 28 моих работ. Среди них полотна, посвященные китайской и белорусской культурам: «Знак великого предела», «Дремлющий дракон», «Шаг навстречу», цикл «Замки Беларуси», цикл пейзажей «Полесские мотивы» и другие. Открыл мероприятие посол Республики Беларусь в Китайской Народной Республике Кирилл Рудый. Кстати, я подарил посольству свою работу «Мирский замок». А репортаж об открытии выставки и интервью транслировали в мировых новостях на международном телеканале с аудиторией более 85 миллионов человек.

 

– Евгений Эдуардович, не могу не задать традиционный вопрос о творческих планах на ближайшее будущее.

– В нынешнем году в мою творческую копилку добавились четыре выставки: две в синеокой и две в Поднебесной. Думаю, что успею застать зимние вернисажи в Кайфэне. Это город-пятимиллионник, в далеком прошлом столица Китая, с серьезной историей и богатыми традициями. Сейчас ведутся переговоры с галереями о возможности моего участия в них совместно с китайскими мастерами. А так, впереди – обычные напряжённые будни в мастерских.

– И всё-таки: каков Китай для Вас?

– Начну с того, что это дружелюбная страна, современная, загадочная, как китайская шкатулка с тысячью и одним секретом; родина большого количества открытий. Еще бы: Китаю пять тысячелетий! На Поднебесную обращено внимание исследователей, ученых, путешественников, историков. Но… Спускаюсь на землю.

Там спокойно в плане безопасности. В Пекине, к примеру, можно гулять вечером или ночью по отдаленным от центра улицам с дорогими гаджетами, никого не боясь.

Круглые сутки страна работает в режиме ожидания покупателя. Приобрести можно что угодно и когда угодно, открыты утренние, ночные базары.

Человек без образования, специальности, вынужден физически трудиться по китайской схеме «996»: с 9 утра до 9 вечера 6 дней в неделю. И в единственный выходной возможна подработка. Мужчины и женщины вынуждены в поисках большего заработка уезжать с насиженных мест из маленьких городов, где нет работы, в крупные: Шанхай, Пекин и другие. Там концентрируются гигантские потоки людей с рабочими специальностями. Строители, бетонщики, каменщики, штукатуры, плотники, чернорабочие едут на космические по своему масштабу стройки. Работают далеко от дома по несколько лет, раз в год приезжая в отпуск и, по сути, общаясь с родственниками лишь посредством видеозвонков. Очень часто детей там воспитывают бабушки и дедушки. Я вообще сказал бы, что в Пекине взрослых меньше, чем детей. Такое создаётся впечатление. В торговых центрах для них отводят целые игровые залы с кинотеатрами, манежами, спортивными площадками.

Другое дело китайцы, которые получили высшее образование. Скажем, клерки, специалисты в инновациях, программисты, работники банков, бирж и так далее. У них стабильно большие заплаты, есть выходные, отпуска, но этих людей значительно меньше, и они растворяются в рабочем организме гигантской страны.

– Что скажете о социальной сфере?

– В Китае лучше не болеть никогда и ни при каких обстоятельствах. Платить надо за все. Даже за приём, чтобы тебе назначили какие-то лекарства, придется выложить немалые деньги. Но нужно отдать должное: китайская медицина самого высокого уровня. На себе испытал.

В Поднебесной практически все школы, детские сады платные. Чтобы пользоваться благами китайского удивительного мира, люди вынуждены много работать.

Мне иногда кажется, что величие этой страны, её грандиозный экономический подъем, рывок, о котором говорит весь мир, есть работа, помноженная на работу. За благо и будущее своих детей в жертву приносится личное свободное время. Его у китайцев просто нет. А у нас, европейцев, порой хоть отбавляй. Но, к сожалению, мы его вообще не ценим, не экономим, разбазариваем по пустякам, упуская массу возможностей. Китай, как гоночный болид с мощным двигателем, неудержимо рвется вперед, оставляя позади себя удивленных конкурентов.

– Что Вас удивило больше всего в последней поездке?

– Будете смеяться, но там удивляешься на каждом шагу, постоянно повторяя: «Вот это да!» Недавно видел в парке большую длинную аллею деревьев с капельницами. Как у пациентов в больнице: игла под корой, катетер, пакет с жидкостью, стволы аккуратно забинтованы тканью.

Конечно, не могут не впечатлять буддийские монастыри, украшенные фресками и росписями, утопающие в зелени горных сосен; красные, желтые, золотые крыши с драконами. Этим летом я побывал в двух действующих монастырях.

Было незабываемо: теплый день, очень тихо, аромат благовоний, звук шагов по мраморным плитам, шёпот мантр. Полное ощущение момента истины, какого-то знака великого предела. Стоишь у ног гигантской двадцатиметровой позолоченной фигуры Будды, созерцаешь его фигуру и маленьких людей, молящихся в метре от тебя, и невольно сравниваешь их с нами, православными. У них в руках дымятся благовонные палочки, у нас – горят свечи. Но просим мы у Бога похожие вещи: здоровья близким, благополучия, счастья. В такие моменты понимаешь, как хрупка и коротка жизнь.

– А что самое печальное в поездках?

– Думаю, прощание в аэропорту, куда приезжают проводить меня десяток китайских друзей. Они суетятся, волнуются, как будто сами летят со мной, приносят подарки, грустно улыбаются. Печальный момент: всегда смотрю им в глаза и думаю: «Увижу ли их снова? Вернусь ли сюда, в мой далекий Пекин?»

– Спасибо за беседу.

Перепечатка текста и фото Dneprovec.by запрещена без разрешения редакции. info@dneprovec.by

Читайте dneprovec.by «Вконтакте» → vk.com/rnewscity Читайте dneprovec.by в «Одноклассниках» → ok.ru/rcity