Общество > Благоустройство

5009

Стекло, бумага, пластик… валерьянка, или Ещё раз о раздельном сборе вторсырья

 +

С сентября в Речице официально стартовал раздельный сбор вторсырья из частного сектора. Райжилкомхоз выделил дополнительный рейс спецтехники, которая по графику забирает у речичан только пластик, стекло и бумагу. Хорошее в целом начинание стартовало не без сюрпризов. «В установленный по графику день отсортированные отходы мы выставили, но за ними никто не приехал. Что вы пишете? Кто-нибудь за свои слова отвечает?» – некоторые телефонные звонки в редакцию были бескомпромиссны. «Спецтехника работает, – парировали в администрации райжилкомхоза. – Это граждане всё путают. И вообще отходы лишь бы как сортируют»…

Словом, для того чтобы составить своё мнение о происходящем, в рейд отправился наш корреспондент, который уже не раз в своих публикациях озвучивал эту тему.

Погрузка ВМР
Погрузка ВМР

Две хорошие новости. Для начала

В первый четверг ноября отсортированное вторсырьё со своей территории собирало ЖЭУ «Западное». Около одиннадцати часов дня райжилкомхозовский грузовик мы застали по улице Гастелло. Ура, техника всё же работает. Это первая хорошая новость.

Вторая – пакеты, вёдра с отсортированными отходами аккуратно выставлены у многих домов, что в поле зрения: в среднем у каждого третьего-четвёртого. Да, и за бортом ГАЗа виднеется уже приличное количество вторичных материальных ресурсов (ВМР). С утра грузовик проехался по улицам Сыдько, Калинина, Мичурина, переулкам Калинина, Гастелло. По количеству собранного можно сказать, что инициатива по сортировке отходов не растворилась в сонме бесчисленных начинаний. Граждане её поддержали.

Уже вместе продолжаем маршрут по улицам Заслонова, Ленина, Карла Маркса. Сбором ВМР занимается Владимир Ступак. Он – человек основательный, на хорошем счету в ЖЭУ, о чём пару лет назад наша газета писала. И к этому занятию подходит ответственно: прежде чем забросить выставленный пакет в грузовик, проверяет его содержимое.

Аргументы такой щепетильности веские:

– На станции досортировки грузовик разгружать не кому-то, а мне. Всё равно пакеты раскрывать придётся и отходы, которые не перерабатываются, отбрасывать.

Что ж, так ещё и лучше: непосредственно на передовой выясняем, что да как.

***

Остановка первая. У дома в тазу навалом лежат пластиковые и стеклянные бутылки. Вроде всё правильно отсортировано. Но Владимир недоволен. Сейчас всё содержимое надо высыпать в грузовик. Стекло с большой вероятностью где-то да побьется, перемешается в кузове с пластиком. Затем кашу придётся разбирать вручную.

– Стекло нужно паковать в отдельные пакеты, – убеждён Владимир.

Вежливо встреваю в монолог:

– Мне в интервью ваше руководство совсем другое говорило. В один пакет бумагу, пластик и стекло складывать не просто можно, даже нужно.

В ответ напряжённое молчание. Затем:

– Но здесь даже пакета нет.

Что правда, то правда…

***

Остановка вторая. Видно, что хозяин домовладения к сортировке мусора подошёл основательно. В пластмассовом поломанном ведре – пластиковые бутылки, рядом – всевозможные канистры, нанизанные на бечёвку, как новогодние игрушки на гирлянду. Аккуратно связана в тугой тюк тепличная плёнка. В завершении композиции – автомобильный бампер и старый детский горшок. Всё, разумеется, легковесное, пластмассовое.

Владимир критично осматривает отходы, забрасывает в грузовик пластиковые бутылки и собирается идти дальше, оставив в недоумении хозяина домовладения.

– Почему остальные отходы не забираете? – вновь вмешиваюсь я. – На станции досортировки лично видела, что вот такие канистры принимаются на переработку.

Какие отходы принимают, какие – нет, выясняем на месте
Какие отходы принимают, какие – нет, выясняем на месте

Напряжение нарастает. Владимир молчит. Мы же с исполняющей обязанности участка санитарной очистки райжилкомхоза Еленой Эмирхановой связываемся по телефону со станцией досортировки, чтобы выяснить, как быть. Елена Аркадьевна со мной не согласна, но проявляет дипломатию. В результате оказывается, что канистры действительно нужно забрать, плёнку тоже. С недавнего времени они принимаются на переработку: появился новый предприимчивый частник. А вот бампер, горшок и вёдра, увы, хоть и сделаны из пластмассы, переработке не подлежат.

– И что мне с ними делать? – спрашивает хозяин.

– Выбрасывайте с общими бытовыми отходами, – советует Елена Аркадьевна.

«Постойте, у меня к вам вопросы»

Завидев целую делегацию у грузовика с отходами, нас окликает женщина. Знакомимся. Елена Владимировна проживает по переулку Станционному.

– У меня половина гаража завалена хламом, – рассказывает. – Как сортировать пластмассу? Когда вы по нашему переулку поедете? Я звонила в ЖКХ по номерам, которые в квитанции указаны, не смогла дозвониться.

В этот день мы общались и с другими речичанами. У всех были примерно такие же вопросы и претензии.

***

Остановка третья, четвёртая, пятая… Телефонные консультации со станцией досортировки мы устраивали многократно. Отдаю должное терпению всех, кому пришлось собирать ВМР в тот день. Но не праздности ради, а токмо справедливости для, коллегиально мы выясняли судьбу:

пластмассовых аптечных коробок времён Советского Союза,
сайдинга,
поролона,
поломанной детской ванночки и всевозможных тазов и леек,
опрыскивателей,
ящиков,
упаковок от тортов, одноразовой посуды,
детских игрушек,
каких-то деталей от неведомых женскому разуму приспособлений,
пластмассовых стульев
и даже симпатичного манекена, который, как кажется, с удовольствием забрали бы торговцы одеждой.

Чтобы не забивать голову читателю, скажу, что всё вышеперечисленное, хоть и изготовлено из пластика, но НА ПЕРЕРАБОТКУ НЕ ПРИНИМАЕТСЯ. Во всяком случае, пока. Также как тетрапакеты от соков, молочных изделий и оконное стекло.

Но всё же кое-что после телефонных консультаций Владимир, скрипя зубами, забирал.

– Если мне на станции развернут машину с такими отходами, я их вам в редакцию привезу, – на всякий случай предупредил он.

Ну, если такая пляска, едем на досортировку вместе.

Вердикт

– Сегодня вы машину привезли красивую, – заключение, вынесенное на станции после минут сорока разгрузки. Владимир вместе со здешними работницами прямо на кузове грузовика, действительно каждый пакет раскрывал, отходы вытряхивал и отбрасывал: стекло – в одну сторону, бумагу – в другую, бытовой мусор – в третью, отправляя на конвейер только пластик.

Стороннего мусора было немного: кое-где в общих пакетах попадались небольшие куски сайдинга, обломки ведер, пакеты из-под молочных продуктов: молока, кефира, сметаны (они также не принимаются).

В числе прочего обнаружили мы полный пакет с пустыми ампулами лидокаина в картонных аптечных упаковках. Вроде бы и правильно: стекло, картон – всё перерабатывается. Но каждую ампулку из коробки достать нужно. Несложно, но время отнимает. А на станцию досортировки отходы привозят грузовиками.

– Вчера мы из двух грузовиков собрали пять мешков бытового мусора, – рассказывают нам. – Некоторые граждане откровенно хитрят. Например, забивают картонную коробку листьями, травой, а сверху для вида укладывают пластиковые бутылки. Или в один большой непрозрачный мешок вместе с теми же бутылками складывают, что ни попадя. Разбери, что там внутри. Это тоже не дело.

***

День второй. И мы едем в рейс по сбору обычного бытового мусора. На этот раз по улице Красина работает Андрей Молчанов. В системе райжилкомхоза он уже три года. Говорит, что с вводом раздельного сбора отсортированных отходов стеклянных и пластиковых бутылок в общем мусоре стало меньше. Но всё равно – предостаточно.

У первого же дома видим следующую картину: в ведре – картофельные очистки, рядом в отдельном пакете – пластиковые бутылки. Навстречу к нам выходит хозяин дома Анатолий Иванович. Говорит, что не знает, когда по улице будут собирать ВМР, поэтому на всякий случай выставил отсортированный пластик. Заберут – хорошо, нет – отнесёт в ближайший жёлтый контейнер.

Идём дальше. В пакетах граждан нет-нет, да и встречаются вышеупомянутые бутылки.

– Что ж сделаешь, – итожит Андрей. – Пока забираем такие пакеты. Люди ещё не привыкли отходы разделять. До народа информацию доходчиво донести надо…

Только факты

Никто и не спорит: информацию доносим. В данном случае – ту, которую видели своими глазами и слышали своими ушами.

Пластиковые и стеклянные бутылки в общем бытовом мусоре, к сожалению, не редкость
Пластиковые и стеклянные бутылки в общем бытовом мусоре, к сожалению, не редкость

ПЛАСТИК. Первое, что хочется сказать: тема сортировки пластмассовых изделий сильно запутана. Гораздо проще сказать, какие отходы станция досортировки принимает. Это: пластиковые бутылки, жестяные банки из-под напитков (пива, колы и т. д.), ёмкости от бытовой химии (шампуней, гелей, чистящих средств и т. д.). ВСЁ! В мире множество пластмассовых вещей, но во всяком случае в Речице больше ничего не принимается. Пакет из-под молока; баночка, в которой была вкусная килька; поддон от куриных грудок; упаковка от торта и так далее (читай выше) не перерабатываются. Эти отходы нужно выбрасывать вместе с обычным бытовым мусором.

СТЕКЛО. Всевозможные банки и бутылки пакуйте в отдельный пакет. Их потом из общей массы ВМР вручную отбирают люди. Оконное стекло не принимается – это общий мусор.

БУМАГА. Подходит практически всё, главное условие: чтобы была чистой и сухой. Тетрапакеты – не перерабатываются.

И ещё…

Да, организация раздельного сбора вторичных материальных ресурсов только на первоначальном этапе.

Да, есть большие сомнения, что все речичане как один будут сортировать отходы.

Да, у райжилкомхоза не всегда хватает контейнеров, техники, квалифицированных рабочих рук для организации процесса.

Но всё же: нотации на счёт повальной несознательности граждан преждевременны. Уважаемый райжилкомхоз, извините, но накипело: как вы собираетесь научить людей тому, чего сами толком не освоили? Какие вторичные материальные ресурсы принимаются, какие нет – для начала хотя бы внутри организации придите к единому мнению. Сделайте элементарную листовку типа «мы принимаем такие-то отходы» и наглядные иллюстрации к ним. Поставьте на этой листовке подпись – райжилкомхоз, раздайте их своим работникам, разместите на жировках для граждан, чтобы и население, и тот, кто собирает отходы, принимает их, курирует этот процесс, владели внятной и единой для всех информацией. Пока же ситуация сродни басенному шедевру про лебедя, рака и щуку.

Что мешает организовать телефон горячей линии непосредственно по вопросам раздельного сбора ВМР? Выделить номер и человека, которому реально можно дозвониться и который владеет ситуацией?

Люди не знают вашего графика вывоза ВМР. После публикации в нашей газете он, по словам руководства РЖКХ, дорабатывался.   Вариант с поправками мы в редакции ждём второй месяц. Тщетно. Но даже если без СМИ – не все читают газеты и смотрят местное ТВ – почему бы не расклеить объявления с датой вывоза ВМР на мусорных контейнерах для бытовых отходов в частном секторе, в магазинах, расположенных поблизости? Эта информация якобы с недавнего времени есть в жировках, но кто об этом знает? За два дня рейдов мы общались с разными гражданами, они – не в курсе.

Словом, вопросов много. Но хочется надеяться на сознательность, прежде всего, застрельщика этой темы – райжилкомхоза. При нормальной организации процесса сбора ВМР, думаю, народ в большинстве своём не подведёт. Нужно лишь договориться и довести начатое дело до конца.

Читайте dneprovec.by «Вконтакте» → vk.com/rnewscity Читайте dneprovec.by в «Одноклассниках» → ok.ru/rcity

Чтобы написать комментарий, войдите, используя социальные сети