Общество > Благоустройство

2601

Жители Речицкого района: дороги «латка на латке» или как стиральная доска

 +

«У нас есть две проблемы – дураки и дороги», – похоже, что это крылатое изречение классика не потеряет актуальности ещё долго. Речь о второй беде – дорогах, состояние многих из которых оставляет желать лучшего. Особенно тех, что вдали от магистралей республиканского значения: в райцентрах, на селе. На просьбы граждан принять меры зачастую звучит ожидаемое: «Нет средств». Но всё ли дело в недостатке финансирования? В этом попытался разобраться наш корреспондент.

Жители района: дороги «латка на латке» или как стиральная доска

– К нам в Головки, когда школу закрывали, приезжала целая комиссия. Месяца три назад дело было, – рассказывает местный житель Анатолий. – Пообещали, что каждый месяц дорогу будут грейдировать. Перед приездом комиссии дорогу почистили. И больше здесь никто не появлялся.

Анатолий
Анатолий

– Я новую подвеску в машину поставил и «убил» её за две недели, – продолжает односельчанин Валентин. – Никто дорогами не занимается. Всех напрягаем: звоним на горячие линии, вплоть до губернатора. Никаких результатов. В нашей деревне живёт около 300 человек, машины – в каждом дворе. Дети по этой дороге ездят в школу и обратно, люди – на работу. А дорога как стиральная доска. Её как минимум дважды в месяц грейдировать надо.

Валентин
Валентин

Или вот ещё одно мнение: «Больно смотреть на то, как у нас местами проводится ямочный ремонт, – делится эмоциями водитель Юрий. – Обратите внимание на подъезд к деревне Васильково: «латка на латке», сегодня одну положили, завтра её уже ремонтировать надо. Такое ощущение, что дорожники проехали на телеге, выбоины чем-то присыпали и лопатой разровняли. Да, сейчас ездить стало легче. Но надолго ли? Куда годится такой ремонт? Мы, автомобилисты, платим госпошлину, деньги немалые. Куда они испаряются?»

Один километр новой дороги – от полутора миллионов долларов и выше

Обслуживанием дорог и с недавнего времени улиц населённых пунктов Речицкого района (за исключением Речицы, Василевичей и Заречья) занимается ДРСУ-114. Директор управления Владимир Качанов с озвученными выше проблемами знаком.

– Понимаю граждан, – поясняет Владимир Валерьевич. – Автолюбители платят госпошлину и хотят, чтобы качественное асфальтобетонное покрытие было везде. Но таких средств у «Гомельоблдорстроя» нет. Для примера скажу, что один километр нового покрытия при капитальном ремонте стоит порядка трёх миллиардов неденоминированных рублей…

Директор ДРСУ-114  Владимир Качанов
Директор ДРСУ-114 Владимир Качанов

Что тут скажешь – дорого. По данным Министерства транспорта и коммуникаций, один километр 4-полосной дороги обходится ещё дороже – от 2,5 до 4 миллионов долларов.

Как неоднократно писалось в СМИ, усугубила ситуацию на дорогах отмена в 2009 году единого дорожного фонда, который формировался за счёт акцизов с бензина, налогов при покупке автомобиля. Это привело к тому, что буквально за несколько лет физические объёмы работ по капитальному ремонту дорог в целом по республике сократились более чем в 15 раз, по текущему – в два раза. Ситуация продолжала бы ухудшаться, но было найдено альтернативное решение. Новый 2014 год встретил автотранспортников и автовладельцев госпошлиной на допуск транспортных средств к участию в движении, которая выплачивается до прохождения техосмотра. Средства госпошлины целевые, предназначены непосредственно для строительства и ремонта дорог.

К слову, данное нововведение бурно обсуждалось в парламенте. Об этом на страницах нашей газеты рассказывал на то время депутат Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь Адам Вашков. Сам Адам Семёнович ратовал за «привязку» пошлины к стоимости автомобильного топлива: больше ездишь – больше платишь. Но большинством голосов было принято иное решение: госпошлина выплачивается в зависимости от размера транспортного средства.

Итак, где же деньги?

По мнению Владимира Качанова, для нашего района этот вопрос отнюдь не риторический (то есть, не без ответа). В текущем году непосредственно за средства госпошлины ДРСУ-114 отремонтировало мост на автодороге Василевичи – Рассвет, участки дорог Речица – Горваль – Василевичи, Леваши – Короватичи через Андреевку и другие. Всего в текущем году освоено более 1 миллиарда 865 миллионов деноминированных рублей госпошлины. 

– В конце года мы составляем программу дорожных работ, а далее область распределяет средства, – пояснил Владимир Валерьевич. – Обычно просим одну сумму, получаем другую – меньшую. Но тем не менее работы ведутся. На содержание же дорог средства выделяются из областного бюджета. Их объём зависит от протяжённости и состояния дорог. Из года в год суммы находятся практически на одном уровне, и, конечно же, средств не хватает. Большинство километров автомобильных дорог района имеют просроченные межремонтные сроки и требуют текущего и капитального  ремонта.

Для устранения проблемы достаточно одного звонка?

– Как прокомментируете нарекания жителей деревни Головки? Чтобы прогрейдировать гравийную дорогу, больших финансовых затрат не требуется. Однако граждане утверждают, что их обращения игнорируются, – продолжаем разговор с начальником ДРСУ-114 Владимиром Качановым. Явно, что беседа не из приятных. Но всё же.

– Нашими помощниками в этом деле являются председатели сельских Советов и автобусный парк № 3. Если где-то дорога как стиральная доска, они звонят мастеру или прорабу ДРСУ-114 и мы отправляем технику. Возможно, сейчас, после дождей, дорожное покрытие в Головках ухудшилось, есть небольшая гребёнка, но это поправимо.

У меня на каждый сельский Совет заведена отдельная папка, где ведётся учёт просьб по содержанию дорог и их исполнения. Проблем отправить технику я не вижу.

Можно звонить по номеру 7-98-91 – это приёмная ДРСУ-114, где с 8 до 17 часов в будние дни находится секретарь, принимающий заявки. Стабильно один раз в месяц я провожу прямые линии. Эта информация печатается в вашей газете. Люди обращаются. Сейчас, к примеру, много просьб по поводу улиц сельских населённых пунктов, которые с недавнего времени у нас на балансе. Как правило, просят подсыпать, прогрейдировать. Но, конечно, есть улицы со старым асфальтобетонным покрытием, требующие более серьёзных финансовых средств: в частности, в Заспе.

Подъезд к Васильково отремонтируют

Подъезд к деревне Васильково: так ямочный ремонт производить не надо
Подъезд к деревне Васильково: так ямочный ремонт производить не надо

– Водители возмущены качеством ямочного ремонта на подъезде к деревне Васильково. Он не выдерживает никакой критики…

– На участке автомобильной дороги от Октябрьский – Паричи – Речица до населённого пункта Васильково асфальтобетонное покрытие старое. Ямочность была ликвидирована с наименьшими затратами. Вы видели, что эту дорогу латали различными способами. Так со временем дорога превратилась в шахматную доску. Протяжённость проблемного участка дороги порядка трёх с половиной километров. Думаю, в следующем году мы включим его в программу текущего ремонта и закроем новым асфальтобетонным покрытием. Предположительное время проведения работ – апрель–май следующего года.

Неудобные вопросы

– В адрес ДРСУ-114 частенько звучит критика по поводу того, что управление работает где угодно, только не в Речицком районе. Что скажете?

– Порядка двадцати работников, занятых на содержании дорог, в Речицком районе находятся постоянно. Март, апрель, май, июнь текущего года управление работало только здесь: осваивались средства госпошлины. Затем мы уехали на большую стройку в Рогачев, который готовился ко Дню письменности. Там работали все подразделения «Гомельоблдорстроя». Но повторюсь: работы по содержанию дорог нашего района выполнялись беспрерывно.

– Дорога от Малодуши в сторону Лесного разбита. Что-то предпринималось с Вашей стороны, чтобы исправить ситуацию?

– Её мы грейдировали. Там нет автобусного сообщения: в Лесном никто не живёт, в Сергеевке – один житель. Ездит по дороге в основном транспорт нефтяников, лесников. Будем обращаться в эти организации.

– Придорожное место отдыха за Унорицей замусорено, оставляет желать лучшего санитарное состояние остановочных павильонов в Александровке, Борщёвке, Грановке, Копани, в других населённых пунктах. Каким образом следите за порядком?

– Место отдыха за Унорицей – бойкое, сюда приезжают отдыхать рыбаки. По направлению к Милограду, Горвалю много дачников, которые едут после выходных в Речицу, а мусор оставляют в местах отдыха или на остановочных павильонах. К сожалению, это реальность. Ориентировочно раз в неделю – по понедельникам – мы проводим санитарную уборку этих мест. За ДРСУ-114 закреплены также ещё две придорожные площадки отдыха: при подъезде к Василевичам и в районе деревни Узнож. На площадках, помимо беседки, специальных мест для разведения костра, туалета, установлены контейнеры для мусора. Условия для цивилизованного времяпрепровождения созданы. Но во многом санитарное состояние зависит от самих граждан.

– Если постоянно звучит критика, возможно, стоит чаще убирать? Не один, а два раза в неделю?

– У нас налажена работа с председателями сельских Советов. Если они видят, что автобусную остановку завалили мусором, звонят нам. Приезжаем, забираем.

*   *   *

Казалось бы, проблемные вопросы озвучены. Не без труда, но комментарии получены. Однако так и хочется в конце поставить многоточие. Беседа оставила двоякие впечатления. С одной стороны Владимир Валерьевич прекрасно владеет ситуацией. И то, что средств не хватает, тоже понятно. С другой, есть ощущение, что дорожное управление слышит просьбы граждан, осознаёт критику в свой адрес, но не в полной мере. Хочется верить, что показалось. С большим удовольствием опубликуем на страницах газеты обоснованную благодарность в адрес предприятия. От жителей той же деревни Головки, к примеру. Или из населённых пунктов Сенное, Хотецкое, откуда поступают аналогичные жалобы.

Пока, увы, судя по количесту обращений граждан, ситуация оставляет желать лучшего.


По теме

Оставить региону четверть

На днях депутат белорусского парламента Ольга Политико предложила рассмотреть возможность закрепления за регионами не менее 25% средств от госпошлины за выдачу разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении: «Ежегодно справедливость и эффективность распределения средств дорожного фонда вызывает массу острых дискуссий. Ежегодно и люди, и субъекты хозяйствования платят все большую сумму, но не замечают тех результатов, которые должны были бы видеть. Следует рассмотреть возможность закрепления как минимум 25% от собранных средств за регионами».

По мнению действующего депутата парламента, это позволило бы местным властям более конкретно планировать работы по обновлению дорог. «Кроме того, дорожный фонд мог бы стать хорошим опытным образцом для реализации еще одного положения программы социально-экономического развития – увеличения фискальной прозрачности, публикации отчетов об исполнении бюджетов в доступной для людей форме», – отметила депутат.

Исследования: всё не так плохо?

Несмотря на изрядную долю критики в адрес белорусских дорожников, им все же есть чем гордиться. Согласно исследованию американского института Gallup, Беларусь по качеству автомобильных дорог находится на 68-м месте среди 148 стран и по такому показателю, как удовлетворенность граждан отечественными дорогами, заметно опережает своих партнеров по Таможенному союзу и соседей – Польшу, Украину, Латвию и Литву.

В пятерку стран, жители которых имеют меньше всего претензий к дорогам и дорожникам, входят ОАЭ, Люксембург, Гонконг, Нидерланды, Сингапур.

Работает диспетчерская служба «Белавтодора»

С 1 февраля 2013 года работает короткий номер 125 (для всей страны) диспетчерских служб «Белавтодора».

Позвонив по нему, водители могут сообщить информацию или высказать претензии по поводу дорожных условий на том или ином отрезке дороги.

По материалам изданий «Транспортный вестник», «СБ»

Читайте dneprovec.by «Вконтакте» → vk.com/rnewscity Читайте dneprovec.by в «Одноклассниках» → ok.ru/rcity

Чтобы написать комментарий, войдите, используя социальные сети