Авто

5320

Рабочие лошадки Речицкого управления технологического транспорта

 +

От редакции dneprovec.by: Некоторые вещи сродни аксиомам: доказательств не требуют. Чего немало и в водительской среде. Ведь сама профессия обязывает к собранности, наблюдательности, внимательности. Даже в мелочах. А еще к склонности к анализу. Дорога, знаете ли, мобилизует.

Определения, которые водители дают событиям и сути происходящих вещей, наименованиям предметов (одушевлённых и неодушевленных), всегда точны, ёмки, лаконичны и, надо признать, остроумны.

Необходимы примеры? Они хорошо заметны в творчестве Александра БАРАНОВСКОГО – одного из ведущих специалистов РУТТ, который – и это вне всякого сомнения – в когорте наиболее ярких и талантливых поэтов Речицы. Теперь же, как оказывается, смело берется и за перо прозаическое. Итак…

…Известна масса жаргонных водительских выражений и пословиц. Например: «Тише едешь – дальше будешь», «Не жми сто, а живи сто», «Быстро поедешь, тихо понесут»…

Есть и профессиональные загадки: «Что у хорошего шофёра ржавеет, а у плохого блестит?» Кто знает или отгадал, молодец. Да это же заводная ручка. На водительском сленге «кривой стартер».

А ведь и правда: если неисправен аккумулятор или электростартер, крути, шлифуй рукоятку «кривого».

Ну, а сами названия автомобилей, данные водителями своим стальным помощникам? Они так же чрезвычайно точно отображают суть, содержание, характер. Знаменитый ГАЗ-АА – «Полуторка». Всё верно – больше 1,5 тонн она не возила. ЗИС-5, уважительно «Захар», а иногда и вообще «Захар Иваныч». Всё-таки ветеран, фронтовик. Основной автомобиль Красной Армии, прошедший суровыми дорогами войны. Словом, авто-солдат.

ГАЗ-67, ГАЗ-69 – «Козлик». Данное прозвище за короткую межосевую базу по причине частого подпрыгивания на неровной дороге, как это присуще животному, упомянутому выше. В «довесок»: когда ГАЗ заводили «кривым стартером», рычаг КПП случайно устанавливали не на нейтральную передачу, а (ошибочно) на вторую. И, естественно, машина дёргалась вперёд, «бодая» своего хозяина.

ГАЗ-67 (по рассказам фронтовиков) военные водители ласково кликали «Иванушка». Иногда и «Иван-Виллис». Намекая, видимо, на родоначальника целой серии надёжных и неприхотливых военных машин – джипов.

Один из владельцев наибольшего количества прозвищ – ЗИЛ-157. В его определениях и американская родословная от «Студебеккера», и от неторопливого плавного хода, и от невероятно высокой проходимости, и много ещё от чего. Судите сами: «Трумен», «Мормон», «Банифаций», «Болотник», «Утюг» и даже «Крокодил» (это уже за зелёный окрас да вытянуто-продолговатую форму).

ГАЗ-63
ГАЗ-63

Автомобили КАЗ-605, КАЗ-608 «Колхида», судя по заявлению его изготовителя – Кутаисского автомобильного завода, был выдан на гора как седельный тягач. Его профессиональные возможности легли в основу одного из анекдотов от «армянского радио»:

У кутаисцев спрашивают: «Сколько километров в час максимально развивает ваш высокогорный тягач «Колхида»? – О, если затащить его на гору Арарат и подтолкнуть оттуда, то все 70»!

«Высокогорный тягач». Это к «кутаисцу» прикрепилось навечно. Но были у него и прозвища другие: «Цирковая лошадь», «Жаба», «Гордость Грузии – слёзы России». А ещё водительская частушка:

Кто в Одессе не бывал,

Тот не видел моря,

Кто на КАЗе «не пахал»,

Тот не знает горя.

Бывало, прозвище автомобиля переходило к его хозяину, то есть работала обратная связь.

В начале 1980-х в РУТТ на КрАЗе 255Б работал тогда ещё молодой водитель по имени Николай. В один из праздничных дней дежурство по управлению нес и он.

А здесь и аварийная поломка трубовоза на буровой. Ответственный дежурный поспешил в диспетчерскую, чтобы узнать, кто из находящихся в резерве водителей сможет выполнить необходимо-аварийную работу. Диспетчер выпалила не задумываясь: «Коля Лапоть»!

Ответственный не удивился, ибо многократно слышал эту и похожие фамилии. Направился к месту стоянки автомобилей-вездеходов и, назвав Николая «по фамилии», поставил производственную задачу. Водитель кивнул головой, показывая: всё понял. Затем, не удержавшись, с огорчением заметил: «Ну, ладно коллеги-водители за глаза меня дразнят по прозвищу этого монстра, – и указал на свой вездеход. – Но вам, итээровцу, зачем повторять эти глупости?»

Дежурный опешил от своей случайной бестактности. Вспомнил сленговые названия КрАЗ-255Б: «Лапоть», «Лапотник», «Лаптёжник» даны ему водителями за широкий профиль односкатных колёс и высочайшую проходимость.

Пикантность создавшейся ситуации разрядила диспетчер. Выйдя на крыльцо, она громко позвала: «Коля, Лапоть! Ну чего ты застрял? Иди за путевкой»!

Мужчины переглянулись и рассмеялись: «имя» ушло, как говориться, «гулять в народ». От них, водителя и итээровца, уже ничего не зависело. Ну, а диспетчер, спросите вы? А здесь-то, признайтесь мужчины: вы знаете хоть один случай, когда женщина была бы не права?

Из «благородного семейства КрАЗов» не выбивался и КрАЗ-257 по прозвищу «Людоед».

Вот история, которая случилась на моих глазах.

К умудренному жизненным опытом Анатолию Петровичу подошёл молодой, крепкий и, на первый взгляд, «простоковатый» водитель Слава. Предложил поменяться автомобилями.

Сулил абсолютно новый, недавно полученный им КрАЗ-257 (самосвал) на видавшую виды и наши дороги «Татру-815». Мотивируя и заманивая тем, что полтора года до заслуженного отдыха (т. е. пенсии) Анатолий Петрович доработает на новой машине. Как он тогда сказал: «Будешь крутить баранку как белый человек».

Заманчивое предложение сделало своё: обмен состоялся.

Через несколько месяцев при выезде из гаража шофер-«аксакал» перегородил теперь уже своим КрАЗом дорогу «Татре». Машины стали. Водители вышли из автомобилей. Монолог таковой: «Слава, сынок, давай меняться обратно, а то через полторы-две недели этот «Людоед» (указал на самосвал) меня загрызёт окончательно…»

Почему «Людоед», может, спросит читатель? А взгляните на габариты и размер колёс КрАЗа. Чтобы снять только одно колесо, надобно открутить десяток гаек. Для этого и водитель должен был быть телосложения соответствующего. Анатолий же Петрович явно не атлет-тяжеловес.

Автомобиль повышенной проходимости ГАЗ-63 за довольно посредственную манёвренность водители прозвали «Корч».

ГАЗ-51 – грузовик «Всея Руси». Работяга ГАЗ-51 любовно назывался водителями «Газон».

ГАЗ-51
ГАЗ-51

К ЗИЛ-130 также претензий не имелось, и в повседневном обиходе он «Стотридцатый».

УАЗ-452 за схожесть с булкой хлеба, стоимостью 14 копеек («Ржаной»), был «окрещен» «Буханкой». УАЗ-452Д со сдвоенной кабиной и небольшим кузовом стал «Головастиком».

УАЗ-469 – «Бобик». Видимо, что ездил много, но на расстояния не дальние, а, как собачонка на привязи, крутился рядом со своим «двором».

Много прозвищ и у любимого народом «Запорожца».

ЗАЗ-965 – «Горбатый» – за соответствующе дутую форму кузова. ЗАЗ-966 – «Ушатый», «Ушастик» – за воздухозаборники (для охлаждения двигателя), а ещё «Чебурашка». Как думается, каждому понятно, за что именно.

ЗАЗ-968 М – «Мыльница». Это за боковые решетки на задних крыльях автомобиля да форму кузова, «имитирующую» мыльницу.

ЛуАЗ-969 «Волынь» стал, с легкой руки наблюдательного автомобилиста «Луноходом». Согласитесь: что-то в аскетичной простоте его кузова, да и вообще во всём виде, было схоже с названным космическим аппаратом. Тем более что и проходимостью ЛуАЗ обладал фантастической.

Автомобили «Москвич». Ни один не остался «некрещёным»: все получили «от народа» индивидуально-меткие имена. А общее на всех – «Макарыч».

Ну, а самое запоминающееся прозвище носил, пожалуй, ИЖ-2715 – «Каблук» и «Пирожок». Первое – за форму кузова-фургона, второе – за род производственной деятельности (развозка по торговым точкам кондитерских и кулинарных изделий).

Не обошло внимание водителей и семейство автомобилей ВАЗ: ВАЗ-2101 – «Копейка», ВАЗ-2102 – «Двойка», ВАЗ -2103 – «Тройка» и т. д.

ВАЗ-2108 и ВАЗ-2109 за характерно узкий вид передней части кузова получили «гордое» имя «Зубило».

Апофеозом прозвищ семейства стал ВАЗ-1111 «Ока». Резвый ход и небольшие габариты авто дали основание к названию – «Бешеная табуретка».

Автомобиль «Татра-815 УДС» (экскаватор) за возможность филигранного выполнения землеройных работ в ограниченных и стеснённых пространствах, в том числе и при выборе грунта из частных гаражей при обустройстве подвалов и осмотровых ям, был метко прозван «Бриллиантовой ручкой» или «Золотой ручкой».

МАЗ-500 – один из первых грузовых автомобилей СССР, выполненный по бескопотной схеме.

МАЗ, который участвовал во многих мировых автомобильных выставках, пробегах и соревнованиях, – «Лобатый» или «Лобастик» (за подчеркнуто крутую переднюю часть кабины).

Данный автомобиль стал киногероем фильма «Мировой парень» в главной роли с Николаем Олялиным. Там прозвучал (впервые, как теперь говорят) саундтрек ансамбля «Песняры» «Березовый сок».

На дорогах встречается и поныне, как и его собрат, лесовоз МАЗ-504 (тоже «Лобатый»).

ГАЗ-21 за характерные формы решетки радиатора называли и «Звездой», и «Акулой». В целом же он (от рождения и до сих пор) «Танк во фраке».

ГАЗ-21
ГАЗ-21

Имелась и малоизвестная версия данного семейства – ГАЗ-23. Она исправно состояла «на службе» в КГБ. Комплектовались же такие автомобили мощным, в 195 л. с., двигателем от автомобиля «Чайка». Развивали скорость в 170 км/час. За что и прозвище – «Догонялка».

У ГАЗ-24 «Волга» имена ласковые – «Волжана», «Шаланда», «Баржа». А ещё «Купчиха». Последнее, видимо, за плавный вальяжный ход при мягкой подвеске.

Лимузины широкого хождения не имели. Но точно известно из уст тех, кому посчастливилось трудиться и на них, что автомобили, перевозившие членов правительства: ЗИЛ-114, ЗИЛ-4104, ЗИЛ-4105, – получили одно, но крайне меткое название (на всех) – «Членовоз».

Да и другие виды техники удостоились (в добавок к заводским) названий метко-народных.

Так, трактор ДТ-75 за узкие гусеницы и округлённую форму кабины был прозван «Стилягой». Не знаю, правда ли, однако же ходили слухи: конструктор данного «аппарата» – женщина. Вполне возможно! Ведь трактор получился симпатичным.

…Многие виды транспорта, о которых говорилось выше, сегодня можно увидеть не где-то далеко, а на музейной площадке автогаража № 1 Речицкого управления технологического транспорта. Некоторых на постамент поставил кран, остальные гордо «взошли» своим ходом.

Они, автомобили-ветераны, заслужили, чтобы последующие поколения водителей их помнили, ими гордились. Впрочем, как и людьми, которые на них работали, бережно содержали и с такой любовью «крестили»-давали «имена собственные», более полно раскрывая характерные черты стальных характеров своих молчаливо-механических помощников и соратников.

Читайте dneprovec.by «Вконтакте» → vk.com/rnewscity Читайте dneprovec.by в «Одноклассниках» → ok.ru/rcity

Чтобы написать комментарий, войдите, используя социальные сети