Культура > Творчество

5466

Чем заняться в Речице на выходных? Журналист Dneprovec.by опробовала на себе один из вариантов

 +

За один вечер мне довелось почувствовать себя бабуином, победительницей конкурса по поеданию пончиков и мастером спорта по боксу. Нет, у меня не случилось веселого весеннего раздвоения личности, и я не «сошла с ума, какая досада», а просто незадолго до  Всемирного дня театра – 27 марта – провела воскресенье на занятиях в двух театральных труппах города: в народном театре ГДК и театральной студии ДКиТ «Нефтяник» «Иллюзион». Подойдет ли такой досуг вам? Может быть, этот материал поможет с ответом.

Народный театр ГДК: «Мы уже семья»

В два часа прихожу в ГДК, в просторном классе на втором этаже меня ждёт режиссер Ирина Майорова. Ирина Станиславовна родительствует – я бы это так назвала – над народным театром пять лет (исполнится в ноябре этого года). Она почти сразу посвящает меня в планы на сегодня, да и вообще:

– Мы хотели ставить к маю двухактовый спектакль по Федерико Гарсиа Лорке «Когда пройдет пять лет», но артисты с декабря готовили городской праздник Масленицу, и получилось, что времени на Лорку почти не осталось. Ребята приходят сюда в свободное время: у кого-то – семья, у кого-то – учеба или работа, репетиции только три раза в неделю: по пятницам, субботам и воскресеньям. По-хорошему, любительский коллектив должен готовиться к премьере по четыре-пять месяцев. Поэтому на май пришлось подобрать вещь попроще: это будет одноактовый спектакль, задействованы в котором будут только трое – Анна Смирнова, Артем Артемчик и Антон Ангел.

– Как в любительском театре подбираются постановки?

– Чаще всего берем материал, который «ложится» на нынешний состав, исходя из типажей и возможностей артистов. Хоть коллектив и сформировавшийся, мы всегда отрыты для новых людей. Главное требование – уважение к своему делу и дисциплина. Потому что если артист часто пропускает репетиции и не предупреждает, не учит вовремя текст, то подводит всех: мы тесно связаны, и, когда выпадает одно звено, страдает и не может двигаться дальше весь состав.

Пока мы говорим с Ириной Станиславовной, постепенно подтягиваются участники, сегодня их пятеро. Сама же труппа насчитывает 12 человек, но, как говорит режиссер, костяк – это человек девять. Их возраст от 16 до 40. Бывали артисты и куда старше – 50–60 лет, но они по разным причинам не задерживались.

Начинается разминка: бег с разными па по кругу, упражнения, например, «зерно», когда все складываются в калачик, начиная с кистей рук. Почти всё время ребятам нужно соблюдать темпоритм: следить за внешним темпом, который счетом задаёт Ирина Станиславовна, и внутренним ритмом, который определяет задание. Тренировок много, они затейливы и сложны – я присоединяюсь к некоторым и не все могу осилить. В какой-то момент все собираются в круг, наклоняются, обхватывают друг друга за плечи, и я слышу гул их голосов, который нарастает как поезд и в конце просто сбивает с ног грохотом. Так здесь снимают внутренние зажимы, да и стресс, что тут скрывать. «Очень громко!» – удивленно зажимает ушки маленькая Настя, которая пришла сюда с сестрой и мамой Аней. Анна Кондратенко оказалась в театре три года назад: за компанию позвала подруга Аня Смирнова. «Сразу было о-очень страшно, я колотилась перед каждым выходом на сцену, но постепенно это прошло. Театр раскрепощает, помогает поверить в свои силы. Заметили ли метаморфозы во мне мои близкие? Да, еще как!» – смеется артистка.

– Аня очень раскрылась за это время и показала, что у неё есть комедийный талант, – дополняет Майорова.

Почти сразу мне удается убедиться в её правоте: начинается упражнение «за стеклом» и Аня Кондратенко вызывает едва сдерживаемый хохот среди труппы своей уморительной пластикой и мимикой. В очередной раз думаю о том, как удивительно наблюдать за по-настоящему красивой женщиной, которая не боится быть комичной или нелепой.

Для «застеколья» ребят разбивают на пары и предлагают ситуации, обыграть которые нужно без слов, представив, что между ними и партнером – стекло. Им предстоит пережить апокалипсис, застрявшую болтушку в телефонной кабине, встречу мужа с женой, от которой он сбежал много лет назад и много еще чего неожиданного. На сценке с апокалипсисом новенькая Вероника и прима Анна Смирнова должны были показать расставание двух близких людей, одна из которых успевает на космолет, а вторая остается среди надвигающейся беды. Аня была до мурашек убедительна, и я снова восхитилась этому умению, которое рождает в людях театр, – честно переживать любые эмоции и рассказывать что-то важное зрителю. У Ани двое сыновей, шести и девяти лет. Пришла в труппу три года назад и сразу же была утверждена на главную роль в связке со старожилом театра Дмитрием Санько. «Ей было трудно, не хватало опыта, но она этого не показывала, только я знала, как ей тяжело», – раскрыла карты Ирина Станиславовна. Теперь у Анны Смирновой за плечами уже не одна главная роль и победа в международном конкурсе, на котором она вместе с другими артистами представила миниатюру по рассказу Надежды Тэффи «Демоническая женщина».

Напоследок спрашиваю у Антона Ангела и Юлии Тажеевой о том, что же дал им театр. «Всё!» – восклицает Юля. «Когда я пришла в театр, не могла толком текст читать – меня не было слышно! Ирина Станиславовна помогла мне с этим справиться, я обрела свой голос, подтянула дикцию. А главное, нашла здесь настоящих друзей».

40-летний Антон солидарен с Юлей: «Да, я тоже изменился за это время. В театр меня отправила жена, говорит, мол, тебе нужно куда-то деть энергию, там помогут, – смеется он и продолжает. – Так и произошло. Я стал лучше что-то запоминать – мы же постоянно учим много текста, с речью стало получше, избавился почти от всех слов-паразитов».

Пока мы беседуем, я вижу, как ребята поддерживают друг друга, как дополняют и хохочут общим воспоминаниям: «Мы здесь семья, по-другому не скажешь», – поделилась напоследок Ирина Станиславовна. И в это охотно веришь.

Театральная студия «Иллюзион»: «Испытай себя!»

К шести вечера – почти сразу после коллектива Ирины Станиславовны – я иду в ДКиТ «Нефтяник». Там застаю уже готовых к работе режиссера и руководителя театра Дмитрия Янчика и педагога Андрея Радченко. Как узнаю, им предстоит провести третье за сегодня занятие: с утра у них были самые маленькие – от 8 до 11 лет, в обед артисты постарше – от 12 до последних школьных классов, – ну, а вечером – от 18 и до бесконечности. Хотя «бесконечность», как и в коллективе у Майоровой, – это в среднем 30 лет. Только если в народном театре профессии и сфера занятий участников разнообразны: от рабочего, продавца-консультанта до домохозяек и школьников, – то здесь всё на удивление ровно: высшее образование, технические или гуманитарные специальности.

Прошлым летом Дмитрий совместно с Натальей Демидович – тогда еще режиссером театра – создал проект «театральный уикенд». В феврале стартовал третий сезон. Идея его в том, чтобы за 90 минут в игровой форме помогать взрослым людям овладевать правильным дыханием и голосом, а еще избавляться от зажимов и комплексов – это и не только обещают в группе коллектива в «ВКонтакте».

– К нам приходят те, в ком есть творческий зуд. Может быть, какой-то конфликт с обществом или самим собой. Мы помогаем нащупать уверенность в себе. Если в человеке есть зерно, мы помогаем взрастить его, бережно поливаем, даем ему пищу.

– Как нам в своем время помогла взрастить свои зерна Наталья Петровна, – кивает Андрей Радченко.

У Дмитрия и Андрея профильное образование. Остальные артисты в действующей труппе ДКиТ – любители. Костяк сложился в 2000 году. К первому спектаклю готовились около года, после стали укладываться в пять-шесть месяцев. Новички, которые приходят сейчас, могут попробовать вписаться в их ряды и выйти в свой час на сцену. Или просто получать удовольствие и приходить сюда как на небанальные тренинги.

Когда все на сегодня участники собираются, я узнаю и тех, с кем доводилось общаться по журналисткой работе: семейную пару Дмитрия и Екатерину Коваленко – они часто участвуют всей семьей или по отдельности во многих городских конкурсах и мероприятиях. Теперь каждые выходные находят время для вот такого необычного хобби.

Если в коллективе Майоровой я выступала больше статистом, то у Дмитрия и Андрея пустилась во все тяжкие, часто забывая фотографировать и наблюдать за происходящим, истово в нём участвуя. Началось все с танцевальной разминки. После нас разбили на пары и предложили вытащить по бумажке с темой, на которую нам предстояло прямо на ходу сочинить и спеть (!) небольшой диалог. Нам с Катей достались слова «школа искусств» и «соревнование». Мы разыграли этюд: журналист берет интервью у победителя конкурса по поеданию пончиков, который состоялся на днях в школе искусств. Чемпионом по пончикам выступила, конечно, я, Катя стала журналисткой. Мы нагородили полной околесицы, а после насмеялись с таких же чудаковатых дуэтов, как и сами. Еще на этом этапе меня удивило, как малознакомые люди легко соглашаются выглядеть нелепо, бросаются в омут с головой в любые эксперименты, предлагаемые режиссером.

Следующим заданием было создание композиции на сцене: в центр выходит кто-то один и принимает говорящую позу. Остальные дополняют его, догадываясь, что он имеет в виду, или предлагая свои трактовки. Дмитрий и Андрей немного корректируют нас, подсказывая, что всегда нужно понимать размеры сцены, помнить, где зритель и другие нюансы. В момент, когда картина складывается и все занимают свои позиции, нам вдруг предлагают показать, с чего могла развернуться эта история.

Так родилась сценка о мордобое на вечеринке, которая началась с лежащего на полу тела Андрея Радченко и хлопотавших вокруг него друзей. Дмитрий предложил Виктории – одной из участниц – выступить в роли той, кто наваляла Андрею за излишне игривое поведение. Виктория по какой-то причине отказалась, её с азартом заменила я. Решила, что вот я КМС по боксу и просто неудачно среагировала на подкат сзади хуком спереди. Каждый настолько вжился в свою мини-роль, что поднялся гам, как после реальной драки: мы поверили себе и друг другу. И на несколько секунд выдуманная и быстророждённая история ожила! Это было упоительно.

После нам предложили такие условия: мы снова разбиваемся на пары и …один из нас увольняет другого. А тот отвечает, что, мол, и ладно, все равно ненавидел эту проклятую работу. Каждый из нас прогнал схему, а после начались сюрпризы от режиссера Дмитрия Янчика: он то просил увольняющего представить себя котиком и нежно помурлыкать пе ед важными словами, то побеседовать героев голосами Шаляпина и Ленина. Чем гротескнее и нелепее, тем, понятное дело, веселее.

Мне, по его условиям, достался восточный танец, который решила исполнить строгая «начальница» перед без пяти минут уволенным сотрудником, и бабуин вдруг проснулся в той, с кем «начальник» решил расстаться.

Много еще чего сумасшедшего творилось в тот день. Полная свобода и доведение серьезных ситуаций до абсурда, сброс всего лишнего через голос, движения и смех. Рада, что смогла наблюдать, какими остроумными, забавными и смелыми в собственном выражении становятся люди при близком рассмотрении и умелом дирижировании опытного режиссера.


Что вам даст занятие в театральной студии? Список навскидку и из личного опыта:

  • В театре все равны, все дружелюбны, никто не посмотрит косо – у всех одно дело.
  • Театр привьет вкус к хорошей литературе: Лорка, Пелевин, Чехов – это короткий список авторов, с произведениями которых на данный момент работают в двух театрах. А сколько их было до этого?
  • Вы можете попробовать роли, в которых, вероятно, в жизни никогда не окажетесь, или прожить многие ситуации именно так, как хочется вам – и это захватывает.
  • Этот плюс скорее для девушек: после 90 минут занятий по возвращении домой весы показали минус кило. В театре вы постоянно двигаетесь и хохочете как ненормальные, то есть делаете упражнения на то место, где должен быть пресс, без насилия над собой. Заманчиво?
  • Здесь действительно много интересных, смешных и искренних людей, с кем-то из них, возможно, со временем вам повезет подружиться.
  • В одном из постов в «ВКонтакте» Дмитрий описал свои занятия как микс актёрского тренинга, психологического релакса и позитива – точнее не скажешь. Психологический эффект очевиден: домой я шла уставшая и очищенная от всей карусели удручающих мыслей, которая почти без остановки вертится в голове каждого. Я хотела обнимать всех встречных и петь что-нибудь глупое, но веселое. Конечно, не факт, что и на вас так подействует именно такой вариант воскресного вечера. Но ведь если не попробуете, никогда не узнаете, правда?
Читайте dneprovec.by «Вконтакте» → vk.com/rnewscity Читайте dneprovec.by в «Одноклассниках» → ok.ru/rcity

Чтобы написать комментарий, войдите, используя социальные сети