Культура > Творчество

941

Речица творческая. Сергей Азаров: «Самое главное – детей нужно любить»

 +

Любой пришедший на занятия в образцовую студию декоративно-прикладного творчества «Крыница» Центра творчества детей и молодежи будь добр соблюдать дисциплину и порядок. К каждому ребенку вне зависимости от возраста здесь обращаются на Вы. И своего строгого, но справедливого преподавателя Сергея Ивановича Азарова дети просто обожают, ведь это взаимно и по-другому быть не может. Детей нужно любить – первый жизненный и творческий принцип этого талантливого педагога. И абсолютно закономерно, что недавно Сергею Азарову на сцене Дворца Республики была вручена высокая почетная награда – Благодарность Администрации Президента Республики Беларусь.

В Речицкий центр творчества детей и молодёжи Сергей Иванович Азаров пришёл на работу ещё в 1981 году. Высшее режиссёрское образование позволяло быть и культорганизатором, и вести клуб старшеклассников. Затем были должности в других местах, но сердце тянулось к работе с детьми.

Так, в 1986 году на свет появился кружок «Природа и фантазия», где ребята занимались декоративно-прикладным творчеством и работой с природными материалами. У кружка, как правило, годичная программа, а воспитанники оставались дольше, им хотелось новых знаний и навыков. И где-то в 1996 году кружок перерос в студию с множеством видов деятельности. А направления подсказывали сами дети, проявляя свой интерес.

Естественно, чтобы создать композицию, нужно рисовать, потому в программе занятий студии первым появилось изобразительное искусство. Далее – керамика. В своё время была и работа с лозой, деревом. На сегодня к этому перечню добавились мелкая пластика в разных видах, ювелирные технологии – перегородочная эмаль, витраж, работа с текстилем, дизайн в любых проявлениях и многое другое.

Как известно, у детей очень живые ум и фантазия, потому интересов у них множество. Однажды на занятия пришёл ученик и принёс распечатку головы быка. Так в студии начали заниматься макетированием или полигональным моделированием. А затем и архитектурным проектированием. Зачастую педагогу приходилось учиться вместе с ребятами. Программа постоянно усложняется, и в настоящее время она рассчитана минимум на три года. Однако в студии могут заниматься дети с первого по одиннадцатый класс сколь угодно долго, и каждому найдется дело по душе и склонностям. Так, многие ученики посещают занятия уже по десять-одиннадцать лет.

Сегодня здесь занимается общим счётом порядка 70 учащихся в шести группах по 10–12 человек. Каждый год Сергей Иванович делал набор на ещё одну группу, но по окончании этого года он решил завершить свою профессиональную деятельность, потому и набора особого не было. На вопрос: «Почему сейчас?» – он ответил: «Уходить нужно вовремя, на взлёте».

Педагог работает в тесной связке с родителями, сразу расставляя точки над «і»: это не группа продлённого дня и не место, куда можно прийти пару раз, а потом всё бросить. Как родители, так и дети должны хорошо понимать, что студия обучает по серьёзной, написанной с усложнением, трёхгодичной образовательной программе, где дети получают навыки, которые могут стать фундаментом будущей профессии, так как эта студия является профориентационной. Потому очень важна мотивация.

Сергей Иванович добавляет: «Ребёнок может здесь достаточно легко развиться, но родители должны понимать, есть ли у него усидчивость и соответствующие склонности. Сама программа ставит его в определенные рамки. За полтора месяца я выстраиваю у учащихся понятие дисциплины, прогульщиков у меня нет, потому что дети знают, если кто-то не появился, будет звонок родителям. Контакт с родителями идеальный, без него нельзя. Условия и требования максимально приближены к школе. Я не ставлю оценки, но тем не менее требования вот такие. Работаем и в каникулярное время, а если заслужили, могу дать немножко отдохнуть. Когда учащиеся уезжают на оздоровление, то обязательно приносят справки, это дисциплинирует и родителей, и детей».

«Я говорю воспитанникам, – продолжает Сергей Азаров, – что не пытаюсь сделать из них художников. Художниками становятся не все. Если вас боженька поцеловал, значит, это дано, и моё дело помочь. Для этого и программа такая, и студия профориентационная. Если вижу, что у ребенка есть явно выраженные способности, а у меня нет возможности плотно подготовить к поступлению, например, в технологический университет или в какие-то художественного профиля учебные заведения, где нужно сдавать рисунок, живопись, композицию, то нахожу для него педагога. И ребёнок занимается год-два. В рамках моей программы дети легко находят что-то для себя любого уровня сложности. И если я вижу, что человек хочет сделать что-то посложнее, он будет этим заниматься. А когда действительно заметно, что профориентация должна быть достаточно узкой, мы уделяем этому больше внимания».

К слову, на табличке возле класса, где идут занятия студии, перечислены вузы, в которые дети потом могут поступить, если будут иметь желание и склонности. И множество ребят таким образом уже определило свой профессиональный путь, связав жизнь с соответствующими специальностями.

Конечно же, дети принимают участие и в целом ряде конкурсов. Каждый год – не менее трёх, областного и республиканского уровней. И без дипломов не возвращаются. А что касается керамики, то равных по умению и мастерству учащимся студии «Крыница» в Гомельской области нет. Это слова руководителя, и он определённо знает, что говорит.

Так как же происходит этот удивительный процесс, в котором милые ершистые неумеки обретают мастерство и погружаются в мир творчества?

Сергей Азаров даёт ключ: «Самое главное – детей нужно любить. Когда они приходят в студию, то становятся уже моими детьми, получается так, что усыновляю. Прежде всего ребёнка нужно любить. Какой бы он ни был: добрый, недобрый, есть у него способности или нет, и если нет, то их нужно развить. И в большинстве случаев так и получается, ребёнок в течение года-двух-трёх меняется. Даже родители отмечают, насколько становятся другими и поведение ребёнка в отношении к делу, и навыки, и то, как он представляет свои занятия друзьям. Ну и, конечно, важна дисциплина.

А ещё я с детьми разговариваю на Вы, со всеми, вне зависимости от возраста. Так получилось с какого-то момента, и настолько вошло у меня в привычку, что детей это не удивляет. И естественно, я чувствую, что они меня любят. Как-то ребята отвечали на вопросы психологов и написали: «Сергей Иванович очень строгий, но справедливый». Я избалован детской любовью. Причём как младших, так и старших, которые выражают себя уже иначе, больше через уважение. С ними у нас совсем другие взаимоотношения, мы равные. Говорю им: «Я воспитываю вас по седьмой класс, с восьмого вы взрослые люди, и будем общаться только так». И это даёт свои плоды.

Наверное, это самое главное. А научить можно любого. Что-то у ребёнка не получается, потому что он не знает, как это сделать, и моя задача показать. Умение конструктивно мыслить, раскладывать по формам – этому нужно учить».

Надо заметить, что для занятий детей в студии созданы все условия: класс компьютеризирован, всегда в наличии любой материал, необходимый для работы. На базе Центра творчества проводится множество семинаров и других подобных мероприятий разного уровня, и все делегации обязательно знакомятся со студией «Крыница».

Спрашиваю Сергея Ивановича: «Если бы довелось начинать заново, изменили бы что-нибудь в своей жизни?»

В ответ: «Возможно, что-то бы изменилось, но основа была бы всё равно та же самая. Я по жизни экспериментатор, и это видно даже здесь, в студии. Мне интересно одно, другое, третье. Чем я только в своей жизни ни занимался. Даже в приснопамятные 90-е годы уезжал в Россию и какое-то время работал в нефтяной отрасли. Попробовал, узнал, что это такое. По профессии я режиссёр, и прошёл массу специальностей в системе образования. Поэтому, наверное, так бы и осталось это разнообразие. Может быть, нескромно прозвучит, но коллеги говорят, и я это знаю от них же, что нет ничего, что Сергей Иванович не знает или не умеет. В общем, и швец, и жнец, и на дуде игрец».

Добавлю: в архиве Сергея Азарова множество грамот и дипломов разного уровня. Он является автором-разработчиком трёхгодичной программы для занятий студии, за что также награждён дипломом. От души поздравляем, Сергей Иванович, с новой высокой и, безусловно, заслуженной оценкой труда! А может быть, передумаете и останетесь ещё на несколько лет в студии? Уверена, рады и благодарны будут все: и учащиеся, и их родители.

Перепечатка текста и фото Dneprovec.by запрещена без разрешения редакции. info@dneprovec.by

Читайте dneprovec.by «Вконтакте» → vk.com/rnewscity Читайте dneprovec.by в «Одноклассниках» → ok.ru/rcity