Культура

3580

Музей восковых фигур «Колесо истории» из Санкт-Петербурга в Речице

 +
В начале сентября в картинной галерее имени А. Исачева состоялось открытие выставки восковых фигур «Колесо истории» из коллекции Санкт-Петербургского музея Петропавловской крепости. В экспозиции представлено 27 восковых фигур известных исторических личностей, среди которых Моцарт и Сальери, Пушкин, Гончарова, Иван Грозный и Пётр I, а также политические деятели XX века и сама мадам Тюссо. Выставка продлится до 4 октября.

Первую экскурсию провёл куратор выставки, кандидат исторических наук Сергей Волунсков. Он рассказал, по какому принципу отбирались фигуры для экспозиции, ведь на ней представлены не только, безусловно, великие исторические персонажи, такие как Петр I, Иван Грозный, но и Маркиз де Сад, Дантес – убийца Пушкина, Сальери.

– В памяти потомков оставались личности самые разноплановые. И это не обязательно были те, кто этого заслуживает. Полно также и обратных примеров, когда достойных деятелей мы либо не знаем совсем, либо они воспринимаются нами под абсолютно неверным углом.

Куратор пригласил посетителей подойти к несколько мрачноватой композиции, судя по всему, навеянной картиной Репина «Иван Грозный убивает своего сына»: обескураживающе достоверный восковый царь прижимает к себе бездыханное тело. Недалеко от неё возвышается фигура Петра I.

– Вот два правителя: Иван Грозный и Петр I. Что мы о них помним? – обратился он к аудитории.

– Иван Грозный убил своего сына, – почти сразу же ответили взрослые и старшеклассники. А кто помладше, просто таращился на копии живших когда-то людей, отталкивая друг друга и возбужденно гомоня. – Петр прорубил окно в Европу, создал флот и рубил бороды, – продолжила вспоминать более степенная аудитория.

– Получается, что один – детоубийца, а второй – реформатор и заслуженный деятель,– резюмировал Сергей. – Но давайте копнем глубже. Кто заложил основы российского государства? Иван Грозный – первый царь. Кто существеннее расширил границы Руси? Тоже Иван Грозный. Помните: «Казань брал, Астрахань брал…» из известного фильма – за время правления Ивана IV к России присоединили Казанское, Астраханское ханство и Западную Сибирь. При Петре присоединили Эстонию, половину Латвии и устье Невы, где сейчас стоит Санкт-Петербург. Подобных фактов много, и говорят они о том, что по своему величию Грозный ничуть не уступал Петру.

Что касается сыновей, как рассказал кандидат исторических наук, то там вообще спорная история. Картина Ильи Репина о царе-детоубийце – все-таки произведение больше художественное, а не историческое. Да, была и такая версия смерти Ивана Ивановича, однако в 1963 году при вскрытии останков правителя и двух его сыновей, подтверждающих версию травм, обнаружить не удалось. От чего именно умер царевич, установить вряд ли возможно, но, скорее всего, не от гневливой руки отца.

У Петра же с сыном были действительно сложные отношения: Алексей бежал из страны, просил убежища у австрийского императора, Петр счел это изменой. Царевича уговорили вернуться, пообещав государево прощение. После допросов в Петропавловской крепости, по возвращении, живым оттуда Алексей уже не вышел. И если благодаря Репину многие уверены, что Грозный – детоубийца, то Петр почти всегда остается за кадром. Вот так всё неоднозначно.

Представил куратор выставки и одну из немногих восковых женщин, собравшихся в зале, – Мадам Тюссо. Француженка Мария Тюссо, жившая в конце XVIII – начале XIX веков, – первая бизнес-вумен в истории. Конечно, не она придумала сами восковые фигуры – это очень давнее искусство, распространенное в том же Древнем Египте, но вот их демонстрацию за деньги массово ввела в мировую практику именно она. «Сильная, мудрая женщина и великая трудяга», – так обозначил даму Сергей Волунсков. На экспозиции она изображена уже в преклонном возрасте, что связано с тем, что знаменитый музей в Лондоне был открыт, когда даме было за 75. До этого она самостоятельно создавала фигуры (лепила, шила для них наряды) и ездила по Англии с кочевой выставкой.

Во время открытия куратор выставки рассказал малоизвестные нюансы из жизни известных людей. Так, например, Вольфганг Амадей Моцарт в декабрьские холода, когда семья страдала от низких температур, предлагал жене согреться, танцуя, пока он сам будет играть на рояле – была гению свойственна некая детская непосредственность.

Антонио Сальери, который тоже представлен на выставке, по словам кандидата исторических наук, в принципе не мог завидовать Моцарту, тем более до такой степени, чтобы отравить его. Сальери был великим композитором своего времени, учил музыке Бетховена, Шуберта и еще десятка полтора именитых композиторов, жил в двухэтажном особняке, его оперы регулярно ставились на сцене. Кстати, в 1997 году миланским судом Сальери был полностью оправдан «за отсутствием состава преступления». Но в истории для миллионов он так и остался убийцей Моцарта, чему, чего уж скрывать, также поспособствовал и Пушкин, написавший свои «Маленькие трагедии». Что касается Дантеса, застрелившего самого Александра Сергеевича
и прожившего до 83 лет, то он, добившись карьерных высот, пытался отсудить имущество у малосостоятельных Гончаровых после смерти сестры вдовы Пушкина – Екатерины, которая приходилась ему женой.
Как рассказал куратор, больше всего на выставке посетители любят фотографироваться с Путиным и Гитлером. В Речицу фюрера, как выяснилось, «не завезли», но фото с Владимиром Владимировичем вы вполне можете сделать. А еще померяться ростом с Ельциным и крошкой Моцартом, прочесть информацию о них и не только. И вполне, может быть, вы удивитесь чему-то узнанному настолько, что отправитесь в интернет для дальнейшего изучения вопроса. Ведь для чего и нужна выставка – вспомнить, что история не так буквальна и проста, как кажется поверхностному взгляду. И что часто историческое колесо крутится по собственным непредсказуемым законам, разгадывать которые – увлекательнейшее занятие.

Марина АТАМАНЧУК


Фото автора

Читайте dneprovec.by «Вконтакте» → vk.com/rnewscity Читайте dneprovec.by в «Одноклассниках» → ok.ru/rcity

Чтобы написать комментарий, войдите, используя социальные сети