Культура

3759

Речицкая народная театральная студия «Иллюзион» представила спектакль о жизни художника Нико Пиросмани

 +
В конце сентября на большой сцене ДКиТ «Нефтяник» артисты народной театральной студии «Иллюзион» представили спектакль «Праздник одиночества» о жизни грузинского художника Нико Пиросмани по пьесе Владимира Коростылёва.

[caption id="attachment_20846" align="aligncenter" width="530"] Пиросмани и Маргарита. Фрагмент спектакля[/caption]

Николай Асланович Пиросманишвили появился на свет в середине XIX века – в разных источниках фигурируют годы от 1851 до 1867. Родился он в селе Мирзаани, что расположено на склоне Гомборского хребта, в Кизики – восточной части Кахетинского края.

[caption id="attachment_20858" align="alignleft" width="220"] Картина «Актриса Маргарита»[/caption]

Жил в Тифлисе, не только писал картины, но и мастерил вывески для молочных лавок, булочных, столовых, кавахан (кофеен), пивных, трактиров, винных погребов, но главным образом – духанов, где люди встречались за стаканом дешевого вина и задушевной беседой. Его так и называли: «духанный живописец».

Пиросмани рисовал на холстах и черной клеенке, поначалу закрашивая ее, а после используя бездонную черноту фоном, чтобы «вырвать» предметы, сделать акцент на них. Его работа с цветом – например, Нико редко использовал чистый зеленый – до сих пор вызывает множество версий и споров о том, как именно художник добивался идеального колорита. У его техники и сегодня много последователей.

[caption id="attachment_20849" align="aligncenter" width="530"] Картина "Сбор винограда"[/caption]

Но вернемся к почти биографичному спектаклю: сюжет переносит зрителей в 56-й год жизни Нико Пиросмани. Художник одинок, у него нет дома, а только картины и место для ночлега в углу подвала. Вот-вот он умрет, а пока к мастеру приходят герои его картин. Они вредные, острые на язык и все как один стенают, что Нико «не правильно» изобразил их.

Вот юркая и звонкая, как стрекоза, актриса Маргарита, которая перебегает по сцене короткими шажками то туда, то сюда, напрашивается на аплодисменты, кланяясь публике, дует губки на Нико за погрешности в достоверности её портрета: «А руки?.. Зачем ты мне их растопырил? Как будто я вывела двух собак на прогулку, и они тянут в разные стороны... И складка на шее. Откуда?».
Есть версия, что Пиросмани и является героем песни «Миллион
алых роз» Аллы Пугачевой. Так, согласно Коростылеву, Нико продал лавку, где торговал мацони, и на выручку «три арбы роз пригнал» французской актрисе Маргарите. Судя по сохранившимся письмам и воспоминаниям его современников, Пиросмани любил Маргариту, но убедительной взаимности не последовало.

Ненужность, непонятость в каждом монологе и диалоге. Обвинения героев полотен забавны и ершисты, ответы Пиросмани полны ремесленной грузинской мудрости.

ГРИГОЛ: Кому нужна твоя мазня?
ПИРОСМАНИ: Мне.
ГРИГОЛ: Разве что тебе. Если бы ты еще рисовал похоже, тогда мог бы хорошо продавать свои картины. А ты просто не умеешь рисовать!
ПИРОСМАНИ: Похоже на то, как ты видишь, – не умею.
ГРИГОЛ: На твоих картинах люди уроды, а я вижу правильно! (участливо.) Ты бездарный, да?
ПИРОСМАНИ: Когда рядом с яблоней выросла груша, яблоня очень рассердилась: «Что за уродливые яблоки висят на ветвях соседки? Таких яблок просто не бывает! Это неправда!..» Яблоня хорошо знала саму себя, и все, что было непохоже на нее, ее оскорбляло. Кто ей смог бы объяснить, что у груши свой вкус, свои семечки, своя душа?.. Ты надменен, как яблоня в саду, возле которой выросла груша!

[caption id="attachment_20853" align="alignleft" width="236"] Картина "Медведь в лунном свете"[/caption]

Предполагается, что Пиросмани создал не менее тысячи, а скорее всего – до двух тысяч работ. Сохранились немногим более двухсот: главным образом картины и очень немного вывесок. После революции Тифлису было не до живописи – картины рассеяно и, скорее всего, без умысла сжигались, гнили на чердаках. Все пытались выжить, куда тут до непутевого и романтичного художника?

ВТОРОЙ КНЯЗЬ: Ты понимаешь, что такое художник, а?
ПИРОСМАНИ: Художник – это... (запнулся.) Это... идет человек по улице, и вдруг... удар по глазам... Солнце ударило по глазам. Улица ударила по глазам. Девочка с шаром... Она совсем далеко, маленькая. А ее легкий шар так по глазам ударил, что мир стал другим. Зеленый лист... зеленее! Солнце... еще ярче! Виноград... прозрачнее! Яблоки... румянее! И люди... интересными какими-то стали!
ПЕРВЫЙ КНЯЗЬ: Не понимаем, дорогой. Ты князьям говоришь! А что говоришь? Про улицу говоришь. Зачем князю улица? Князь на коне едет! Князь в коляске едет! Князь не видит улицы, он смотрит туда, куда едет: к другому князю на пир едет! Можешь объяснить?..
ПИРОСМАНИ: Да. Художник – это когда лошади понесли...
ВТОРОЙ КНЯЗЬ: Но это несчастный случай!
ПИРОСМАНИ (кричит): Художник и есть несчастный случай! А когда счастливый случай, тогда не художник. Тогда – князь.

Потусторонняя и призрачная Ия – еще одна героиня спектакля, которая кажется не ступает по сцене, а плывет над нею в белых одеждах, украшенных маргаритками – кладбищенскими цветами. Тонкий лёд её голоса и пробирающая достоверность каждого слова, жеста. Кто она? Нико сам признается, что никогда не рисовал её. Может, это его Идеальная женщина, а может, смерть, что, наверное, одно и то же.

И наконец финальная сцена – сильнейший режиссерский ход Натальи Демидович – с разудалой лезгинкой почти всего актерского состава. У зрителя все еще перед глазами синеватая мгла с молочным пятном свадебного убранства Ии и идущий в бесконечность художник. И музыка – грустный, тоскливый дудук вибрирует внутри, как вдруг – праздник, бокалы, танцы и аплодисменты вставшего зала. Радость, скорбь, слезы, надежда и улыбка соединяются в пазл и шепчут у тебя в голове – это и есть жизнь, она именно такая. Полная всего и сразу, никогда не черная и никогда не белая.

Виноград не умирает, он становится вином. И в постановке «Иллюзиона» художник не умер, он переродился, сменил форму, но всё еще рядом. В картинах, историях, или в терпком и солнечном вине «Пиросмани», названном в честь того, кто видел мир чуть иначе, чем мы с вами.

ПИРОСМАНИ: Эй, люди, хотите я вам скажу один маленький секрет? Когда я рисую оленя – я олень! Во мне живет олений страх перед выстрелом. Во мне живет оленья красота. Я вижу далекую, розовую от рассвета скалу, за которой меня ждет самая прекрасная в мире оленица!.. Когда я рисую свадебный пир, я не жених и невеста, я не гость на пиру, я – вино! Если бы вино умело рисовать, оно нарисовало бы свадебный пир так, как его рисую я. Я тороплюсь. Я знаю, что меня сейчас должны отведать, вкусить, и я растворюсь в крови вкусившего меня... Поэтому я тороплюсь. Я рисую и лицо, и фигуру, но мне важны не они. Мне важна радость. Это я, свадебное вино, преображаю людей! И пусть эти люди радуются хоть тысячу лет.

Марина АТАМАНЧУК
Фото автора




[caption id="attachment_20860" align="alignright" width="230"] Картина "Мальчик-рыбак"[/caption]

Режиссер – Наталья Демидович
Декорации – Вадим Стрельченя
Художник по свету – Андрей Корбатенко
Звук – Виталий Бобровнич
Костюмы – Галина Филончик

В ролях:
Нико Пиросмани – Александр Симцов
Ия – Татьяна Кулецкая
Маргарита – Наталья Ворона
Русский художник, князь – Дмитрий Янчик
Ведущий, Григол, князь – Сергей Горобчук
Князь – Андрей Радченко
Дворник – Юрий Тужик
Рыбак – Денис Тужик
Читайте dneprovec.by «Вконтакте» → vk.com/rnewscity Читайте dneprovec.by в «Одноклассниках» → ok.ru/rcity

Чтобы написать комментарий, войдите, используя социальные сети