Время подготовки к Великому посту. Неделя о мытаре и фарисее
В этом году Великий пост начинается 14 марта по Григорианскому календарю. В Православной Церкви наступает период подготовки верующих к Великому посту. Этот период в себя включает четыре воскресения до начала поста. Каждая из этих недель имеет свое название и несет определённый духовный смысл. Первая подготовительная неделя начинается в воскресение 21 февраля и носит название «Неделя о мытаре и фарисее», за ней следует 28 февраля – «Неделя о блудном сыне», 5 марта – Вселенская родительская суббота – день поминовения усопших, 6 марта – мясопустная «Неделя о Страшном Суде» и последнее воскресенье, 13 марта, – «Неделя сыропустная. Воспоминание Адамова изгнания. Прощеное воскресение».
Неделя о мытаре (сборщике податей и налогов) и фарисее (законнике) получила название от притчи, сказанной Господом Иисусом Христом к некоторым, которые уверены были о себе, что они праведны, и уничижали других (Евангелие от Луки, гл. 18, стихи с 10 по 14)
Кто были фарисеи? Фарисеи между иудеями составляли древнюю и знаменитую секту, хвалились знанием и исполнением закона устного, который, по их словам, дан был им Моисеем вместе с писаным, отличались тщательным исполнением внешних обрядов и особенно крайним лицемерием, "вся же дела творили, да видимы будут человеки" (Евангелие от Матфе, гл. 23, стих 5). Посему многими людьми они почитались за добродетельных праведников и по видимой святости жизни отличными от прочих людей: что и значит имя фарисей. Напротив, мытари, сборщики царских податей, делали людям много притеснений и неправд, а потому все их считали грешниками и неправедными.
И мытарь, и фарисей молились Богу, но мытарь, осознавая свои грехи, молился покаянно: "Господи, помилуй мя, грешнаго!". Фарисей же пришел к Богу с гордо поднятой головой, похваляясь своими добродетелями, надмеваясь своей праведностью. На примере мытаря и фарисея, святая Церковь учит нас, что первое условие для добродетели – это смирение и покаяние, а главное препятствие – гордость. Церковь внушает готовящимся к посту, подвигу и молитве, что исполнением того, что положено по Уставу, хвалиться не должно. И молитва, и пост святы и спасительны только тогда, когда не омрачены самолюбованием и превозношением. Кто любуется и хвалится своими делами, тот не ведает или забывает, что мы своими силами без помощи Божьей не можем исполнить всего закона и, следовательно, сделаться правыми перед Богом, и само исполнение есть не заслуга, а наш долг.