Культура

4015

В Речице состоялась премьера мюзикла-феерии «Секрет Ассоль»

 +

Александр Грин начал писать «Алые паруса» ровно век назад – в 1916 – и закончил трогательную феерию спустя восемь лет. Времена были лихие, голодные. Но, наверное, именно в такие штормы люди больше всего хотят верить в светлое и спасительное.

На сцене ГДК в минувшую субботу артисты народного театра представили мюзикл-феерию «Секрет Ассоль» – обновлённое прочтение произведения Грина, поставленное по пьесе Павла Морозова «Ассоль».

Репетировали, репетировали да вырепитировали

Репетировали артисты театра под руководством режиссера Ирины Майоровой три месяца, но по факту только на выходных, то есть где-то дней двадцать. Перед премьерой репетиции длились до глубокой ночи. На одной из них мне удалось побывать и увидеть, как школьники и взрослые разных профессий превращаются буквально на глазах в вымышленных персонажей давно минувших дней.

Постановка – плод кропотливой режиссерской работы, поисков и идей. Когда девочки танцевали, она танцевала с ними, поправляя на ходу движения. Когда Виктория Янкович – Ассоль – в непростом монологе не могла уловить настроение, Ирина Станиславовна долго говорила с ней, приводя примеры ситуаций, знакомых и понятных девушке. Объясняя, что в этом и есть секрет актерского мастерства – наполниться близкими тебе эмоциями и перенести их на сцену. И если нужно показать боль, ты должен вспомнить момент, когда сам испытывал подобное. То же самое с любовью, разочарованием, счастьем. 

Так режиссер работала с каждым в труппе, совместно находя воспоминания, совпадающие по тональности со сценой, которую предстоит играть.

После первого прогона со светом, декорациями и в костюмах она в шутливой форме, по-матерински иронично обыгрывала ошибки каждого, подсказывая, как их исправить. Глядя на это, я все лучше понимала, почему актеры театра так любят своего режиссера и стоят за нее горой.

Вокальные партии были записаны заранее артистами города и театра. Так, в постановке звучат голоса Ильи Ильюшенко, Виктории Янкович (Ассоль), Ирины Майоровой, Евгения Ширикова, Анны Святцевой, Романа Бусько (Фил), Александра Маслова (Лангрен) и других. Тексты песен написаны Павлом Морозовым – драматургом, автором не только «Ассоль», но и пьес, что ставятся на многих языках в разных странах, и Ириной Майоровой.

Забегая вперед, скажу, что Ирина Станиславовна отправила записанные произведения Павлу Морозову, он высоко оценил их, поздравив речицкую труппу с премьерой.

Щипки ниже талии как безусловные признаки любви

Не буду подробно пересказывать сюжет: во-первых, ну кто не знает эту диковинную историю, во-вторых, спектакль, видимо, еще не раз будет представлен местному зрителю, и у вас будет возможность самим всё увидеть.

Но если кратко, то речь в нем о девушке, которая слыла неадекватной лишь потому, что отвечала на грубость улыбкой и не считала, как все ее сверстницы, кулек семечек и пощипывания от местных кавалеров признаками любви и гарантом будущего удачного супружества. На другом краю земли жил Артур Грей – потомок знатного рода, тоже непонятый окружением: юношу манили дальние страны, приключения и ветер в парусах, а не перспектива «потратить жизнь на светские приемы и пустые лживые разговоры». Будучи незнакомыми, они всё же были в чем-то похожи.

Как-то в лесу Ассоль встречает странника Эгля, и тот, видя чистоту девушки, обещает ей чудо – корабль с алыми парусами, на котором приплывет принц и заберет от всего, что невыносимо её душе. Дочь бывшего матроса так проникается идеей, что каждый день живет в ожидании, терпя нападки и злословие. И чудо свершается – правда, не без помощи лукавого Эгля – за ней приплывает красавец Грей и увозит, как водится, в светлое будущее. 

Я не знаю, как зрителям, но мне было крайне интересно наблюдать исключительно за всеми артистами: не только за трепетной и ранимой Ассоль с глазами то полными боли, то сияющими верой, и непередаваемо убедительным Греем – весь решимость, стать и мужественность – в исполнении Дмитрия Санько, но и за персонажами второго плана. Так, милашки сестрички Менерс – Анна Радченко и Кристина Чистик – устроили между собой такую первостатейную потасовку, что, кажется, было пора бросаться на сцену и разнимать фурий. Но нет, пара секунд – и на лицах улыбки, звенит колокольчиком девичий смех. Вот плутовки!  

Задира Хин – их братишка – в исполнении Никиты Кононенко получился таким честным врединой, искренне не понимающим, почему же «корабельная Ассоль» не польстилась на него – владельца таверны в перспективе и просто симпатичного малого.

Прекрасная Майра Менерс – Людмила Кулаго – железная женщина, которой палец в рот не клади, заложница собственной алчности. Сказочный Эгль – Иван Рабенок – лучащийся добротой, непосредственностью с этой его умилительной нелепостью жестов. Образ матери Ассоль Мери – Наталья Богунова: страдания от невозможности быть рядом с дочерью и желание оградить её от бед были показаны куда как достоверно. Каждый, каждый из тех, кто выходил на сцену, показал, на что способен.

В чью гавань идут корабли

Если бы «Алые паруса» были написаны сегодня и, например, женщиной, то, думаю, Ассоль, если бы задумала сменить место жительства, ждала бы вовсе не принца, который увез бы её от грубости и мещанства, а получала образование за образованием, работая в режиме нон-стоп. Что, кстати, не исключало бы наличия в ее жизни любви и настоящего мужчины. Но во времена Грина замужество было единственным лифтом в другую географическую и социальную среду, редким, но все-таки возможным.

Помимо явности истории любви и силы веры в мечту, как мне кажется, «Секрет Ассоль» рассказывает о людях двух типов: о тех, для кого духовность и их внутренний мир важнее, чем материальное, и тех, для кого быт во главе стола. Уход в ту или иную область по самую макушку создает фриков: дамочек с сумасшедшинкой во взгляде, тремястами кошками и разговорами о высоком, или хабалистых бабенок-стяжательниц, готовых в очереди вцепиться вам зубами в горло. Здесь, как и везде, хороша гармония.

И, кажется, в этой почти волшебной истории есть еще одно послание зрителям: если мечтаете о чистой, любящей, восторженной даме сердца, учтите, что она в свою очередь ждет благородного и решительного рыцаря. Правило работает и в обратную сторону: ждете принца? Присмотритесь к себе – если там вы увидите трепетную Ассоль, нежную и одновременно сильную в своем решении оставаться доброй ко всему свету, то вы в обойме. А еще вспомните, о чем говорили с двумя-тремя собеседниками навскидку, что делали, читали или смотрели. И если вам не понравится ответ, начните прямо сегодня меняться, станьте тем или той, кем мечтали быть в детстве, пусть не по профессии, но по характеру и образу жизни. И не сидите в томлении на берегу – сегодня это уже не выглядит так романтично, пусть и не требует особых забот. Разворачивайте алые паруса для любимых сами, удивляйте, радуйте, покажите, как они вам дороги. И, быть может, тогда и на вашем горизонте заалеют победным цветом радости паруса сбывшихся надежд.

Фотографии с генеральной репетиции

Читайте dneprovec.by «Вконтакте» → vk.com/rnewscity Читайте dneprovec.by в «Одноклассниках» → ok.ru/rcity

Чтобы написать комментарий, войдите, используя социальные сети