Сегодня – день святых Петра и Павла
По свидетельству слова Божия, апостолы занимают особое место в церкви – «каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей тайн Божиих» (1Кор. 4:1).
Церковь прославляет апостола Петра как начавшего из числа апостолов признавать Иисуса Христа и говорить о нем как о Сыне Бога Живаго; Павла же – как более других апостолов потрудившегося и причисленного к высшим из апостолов Духом Святым. Одного – за твердость, другого – за светлую мудрость.
Камень недвижимый в основании церкви – Петр; движущая сила – Павел; тот церковь держит, этот – строит.
И вот эти два человека, столь тяжко согрешившие – один как гонитель церкви Христовой, другой как предатель, отрекшийся от своего возлюбленного Учителя и Господа, – были восставлены от тяжких согрешений Спасителем и возведены на апостольское служение. Святая православная церковь почитает их как первоверховных апостолов, ибо апостол Петр возглавлял проповедь христианства среди иудеев, а Павел – среди язычников.
12 июля – день, когда, согласно преданию, главные христианские апостолы, «учителя среди учителей», Петр и Павел были казнены в Риме.
Петр и Павел – два столпа веры – два диаметрально противоположных характера: вдохновенный простец и неистовый оратор. Петр первоначально назывался Симоном, имя Кифа (Петр) – еврейское, означающее «скала, камень», оно было дано ему самим Иисусом.
Петр искренне уверял Христа, что никогда не отречется от Него. И отрекся несколько часов спустя. А потом к нему приходит осознание совершенного, раскаяние и горькие слезы. Святитель Иоанн Златоуст так говорит об этом: «Петр был иногда слишком строг, а если бы он был и безгрешным, то какое снисхождение могли бы получить от него поучаемые им? Поэтому Божественная благодать попустила и ему впасть в грех, дабы в том, чем сам он страдал, он был снисходителен к другим».
Избрание Павла на апостольское служение абсолютно непостижимо и даже абсурдно с позиции человеческого разума. Человек, яростно сопротивлявшийся распространению учения Иисуса, вдруг становится пламенно верующим. Ему является Сам Христос со словами: «Я Иисус, которого ты гонишь». В том, кто еще вчера был всего лишь распятым неудачником, Павел узнает Бога. Впоследствии Павлом основано множество поместных церквей, к ним он и обращает свои знаменитые послания.
Судьбы этих двух удивительных христианских первопроходцев наводят на мысль о таинственной глубине человека, которую один только Бог может увидеть. Божий человек потому стоит так твердо, что, как бы высоко ни вознес Бог, его сокрушенное сердце всегда помнит о глубине падения. Павел говорил, что «недостоин называться апостолом, потому что гнал церковь Божию» (1Кор. 15:9). А Петр до самой смерти переживал свое предательство.
Главная особенность православных праздников в том, что в каждом заложен свой особый смысл. Церковь вспоминает те или иные события праздника с тем, чтобы помочь человеку понять, что он должен сделать в своей жизни, чтобы та пустота, которая находится в душе каждого, заполнилась не тьмой, отчаянием и унынием, но Богом. В этот день церковь еще раз призывает к миссионерству. Если ты сам получил утешение в молитве, был свидетелем чуда, если ты обрел дар веры, то не храни его только для себя – поделись им с другим, помоги и тому, кто рядом, увидеть то, чего он пока не знает.