12/04/2018

Оперетта «Сильва» в Речице

28 марта в ГДК Белорусский государственный академический музыкальный театр представил оперетту «Сильва» на музыку Имре Кальмана.

28 марта в ГДК Белорусский государственный академический музыкальный театр представил оперетту «Сильва» на музыку Имре Кальмана.

Премьера оперетты состоялась в Вене в ноябре 1915 года. До сих пор «Сильва» – одно из популярнейших мировых произведений своего жанра. Её мотивы знакомы и не самому матёрому зрителю. Ну, кто не напевал, подкалывая друзей: «Пооооомнишь ли ты…» или «Без женщин жить нельзя на свете, нет…!»

Сюжет произведения таков: между звездой будапештского варьете Сильвой Вареску и её возлюбленным князем Эдвином Веллерсхаймом серьезное препятствие – сословное несоответствие. В хороводе с артистами хора и балета они рассказывают зрителю свою историю и вот-вот подходят к законному воссоединению, как появляется офицер с повесткой о переводе в другой полк для Эдвина. Друг же князя граф Бони Канчиану приносит Сильве известие о помолвке её без пяти минут супруга с высокородной графиней Стасси, которую сосватали сыну не переносящие и мыслей о невестке-шансоньетке голубокровные родители. Уязвленная Сильва резко выходит из сладостного заблуждения по поводу планов Эдвина и вновь напоминает себе, как устроен мир, хэппи энды в котором редки до уныния. Прима поет о том, что хочет «свободной быть, а о любви забыть» и отбывает с гастролями в Париж. В общем, решает посвятить себя профессиональному развитию.

Во втором действии на сцене разворачивается бал в особняке родителей Эдвина в честь его помолвки. Кислый жених прогуливается с потенциальной женой Стасси, обсуждая вполне себе мирную перспективу жить без любви, но в дружеском союзе. Но затем встречает Сильву, которая прибыла на празднество в сопровождении всё того же Бони, с которым они разыгрывают перед всеми супругов. Между повесой Бони и невестой Эдвина Стасси пробегают искры, и вот граф уже тяготится обществом красавицы Сильвы. Которая, в свою очередь, устремляет всё внимание на Эдвина. Дуэты, квартет и даже небольшая потасовка между четырьмя влюбленными, разбившимися на неправильные пары, приводят к тому, что Эдвин вновь покушается на руку артистки варьете, уверяя, что дело в шляпе, родители одобрят брак с графиней, которой она останется после развода с графом Бони. Сильва понимает, что жениться он хочет не на ней – шансоньетке, а на ровне, за которую принял из-за их с Бони обмана. Слышен звон очередного разбившегося хрустального замка в фантазиях несчастной девушки.

Не обошлось во втором акте и без неожиданных реплик, не связанных с терзаниями протагонистов. Так, на вопрос, что он предпочитает из напитков, один из героев с гордостью бросает: «Речицкое», чем, конечно, вызывает аплодисменты с горькой нотой ностальгии в зале.

Вполне закономерно, через череду перипетий Сильва и Эдвин-таки женятся: всплывает история с надменной мамашей князя, которая сама в юности выплясывала на подмостках кабаре. Сокрушенный новостью седовласый князь уже не перечит сыну: наверное, глупо запрещать своему ребенку то, чему сам столько лет с упоением предавался.

Постановка случилась праздником для речицкого зрителя: голоса актеров, балетные включения, костюмы, декорации – всё погружало в атмосферу закулисья кабаре, где нет полутонов, а есть только горькое или сладкое, любящее или ненавидящее. Зал встретил оперетту сердечно, аплодировал, смеялся, подпевал, а в конце долгие-долгие минуты не отпускал артистов. Думается, что жанр неплохо дебютировал на местной сцене, а значит, не исключено, что подобные спектакли еще не раз перенесут нас в другие миры. Миры, где всё возможно и где есть место чуду вопреки.



--- взято с сайта dneprovec.by ---