14/08/2018

Вечно цветущее дерево ремёсел. Ткачество

Продолжаем публикацию ряда статей о белорусских народных промыслах. Мы уже рассказали о золотой соломке и керамике. А сегодня речь пойдет о ткачестве.

Продолжаем публикацию ряда статей о белорусских народных промыслах. Мы уже рассказали о золотой соломке и керамике. А сегодня речь пойдет о ткачестве.

Истоки ремесла

Люди освоили первые элементы ткачества еще в каменном веке. Они изготавливали плетеные из растительного волокна одежду, обувь, подстилки. Одним из первых растений, использовавшихся для получения ткани, была обычная крапива. Однако ткань из нее получалась очень грубой, поэтому со временем крапиву заменил лен, шерсть и хлопок.

У белорусов ткачество было домашним занятием женщин, и только с развитием товарного производства оно стало уделом мужчин-ремесленников. Любая девушка с малых лет умела ткать пояса, рушники, скатерти, покрывала, занавеси, половики и многое другое. Декор, цветовое сочетание, орнаментальные мотивы каждой вещи несли довольно глубокий сакральный смысл и часто выполняли не просто декоративную функцию, но были проявлением забытых либо завуалированных обрядов и ритуалов.

Приспособления для ткачества

Первые ткацкие станки имели вертикально расположенную основу, которая подвязывалась к горизонтальным ветвям деревьев. Внизу нити прикреплялись к стволам поваленных деревьев или зажимались камнями. Ткач держал в руках большой челнок с нитью и переплетал основу. Работать на таком ткацком станке было трудно, так как нити надо было последовательно перебирать руками, они часто рвались, ткань получалась толстой.

Наиболее ранние сведения о ткацком станке горизонтального типа, который с незначительными изменениями дошел до наших дней, относятся ко II тысячелетию до н. э. Основу закрепляли на двух параллельных брусках, установленных невысоко над землей, нити пробрасывали с помощью челнока и прибивали бердом.

Подготовка материала

Основным сырьем для изготовления тканей в домашних условиях у белорусов был лен. В конце лета его выдергивали из земли с корнями и расстилали на земле «мокнуть». По прошествии одного-полутора месяцев стебли собирали, оббивали головки с семенами при помощи валька («пранiка», «пральнiка»), высушивали и мяли при помощи мялки («мялiцы», «цернiцы»). Для очищения волокна от мелких кусочков костры использовали похожее на меч или лопату деревянное трепало («трапло», «трапушку»). После трепания лен чесали при помощи металлического или деревянного гребня или щетки, сделанной из щетины кабана. Полученное после чесания чистое волокно – кужель («кужаль») сплетали в косы и в таком виде хранили до прядения.

Орудием прядения служили прялка («праснiца»), веретено и самопрялка («калаўрот»). Для лучшего скручивания нитей, пряха смачивала волокно слюной, поэтому пряжа становилась влажной и требовала просушки, для чего использовали мотовило («вiтушка»). Только после этого приступали к трудоемкому и требующему особого внимания процессу ткачества.

Процесс ткачества

Создание ткани на «кроснах» (ручном горизонтальном ткацком станке) – это переплетение бесцветных продольных нитей основы и цветных поперечных нитей. Во время наиболее трудоемкой операции – заправки станка – каждая из нитей основы пропускается через узелки одного из «нитов» – сетчатых рамок, предназначенных для приподнимания либо опускания нитей основы. Распределение нитей по нитам определяет рисунок будущей ткани. Заправка «кросен» производится вдвоем и требует высокого мастерства.

Собственно ткать или, как говорили в старину, «затыкать кросны» намного проще. Ткачиха ногой нажимает на педали («поножи»). При этом одна часть нитов опускается, другая поднимается, а в образовавшийся между нитями основы зев пробрасывается челнок с уточной нитью.

Белорусский рушник

Богато украшенное полотенце (рушник) служило не только для бытовых нужд человека, но и являлось непременным атрибутом в различных обрядах, с ним связанно множество примет, берущих начало еще с дохристианских времен.

Рушник сопровождал человека от рождения и до смерти. «Баба» принимала младенца, обернув руки куском нового полотна, чтобы «не жил с голыми руками». На крестины дарили полотенце куму и «бабке». В знак траура на сорок дней вывешивали на окно рушник с узкими полосами узора – каймами. Его повязывали на шею умершего, покрывали гроб, и на рушниках же опускали его в могилу. В течение сорока дней рушник считался вместилищем души умершего, своеобразным окном между миром живых и миром мертвых. Во время бедствий, засухи, эпидемий ткали всем селом особое льняное полотенце «обыденник».

Самыми нарядными, щедро украшенными, яркими были свадебные рушники. Вышивка на ткани по поверьям должна была оберегать молодоженов от дурной судьбы. Рушниками украшали свадебный поезд – лошадей, упряжь, одежду гостей. На рушнике стояли жених и невеста во время венчания в церкви.

В Речицком районе есть свои мастера-ткачи, одним из которых является директор Речицкого центра ремёсел Юлия Крагель. К слову, во время больших городских праздников – Дня Независимости Республики Беларусь или Дня города – Центр размещал на площади ткацкий станок и давал мастер-класс по ткачеству. Надо заметить, что речичане проявляли живой интерес: к станку даже стояла очередь, и общими усилиями удавалось соткать большой кусок рушника.

По сей день изделия традиционного ткачества пользуются большим спросом. Не ошибусь, если скажу, что красивый тканый рушник, как и встарь, есть практически в каждом доме. Народные промыслы – наше наследие. Нам его сохранять и ценить.



--- взято с сайта dneprovec.by ---