Культура > Танец

1855

Горячее солнце Адыгеи. В Речице выступил ансамбль «Нальмэс»

 +

Концерт государственного академического ансамбля народного танца Адыгеи «Нальмэс», прошедший на сцене ДКиТ «Нефтяник», оставил невероятное впечатление. Крики «браво» звучали из зала после каждого танца, а аплодисменты не стихали по несколько минут.

Ансамбль «Нальмэс» (в переводе с адыгского языка – драгоценный камень) был создан в 1936 году. В 1996-м году получил звание «академического». В этом же году за неоценимый вклад в сохранение, развитие и пропаганду адыгской народной культуры удостоен высшей награды субъекта – медали «Слава Адыгеи». Художественный руководитель коллектива – народный артист Республики Адыгея, заслуженный артист Кубани Аслан Хаджаев.

Сегодня ансамбль является дипломатом Всероссийского конкурса профессиональных коллективов, многократным обладателем призов на Международных конкурсах фольклорного танца в Турции, лауреатом Международных фестивалей народного искусства в ОАЭ, Иордании, Сирии, лауреатом Международного фестиваля в Бельгии, Франции, Германии и т. д.

Творческий состав коллектива – 70 человек, средний возраст артистов – порядка 20 лет.

Как очевидец, могу заверить: мастерство исполнителей, их яркая красота и стать просто никого не могут оставить равнодушным. Для белорусского зрителя национальное творчество адыгов, или, другими словами, черкесов, как их называли исторически, несёт новый неповторимый колорит. Честно признаюсь, я впечатлилась уже с первого исполненного ими на речицкой сцене танца. Казалось, что он длился минут 10 и всё это время юноши и девушки танцевали на носочках, не опускаясь на полную стопу. Колоссальная нагрузка!

А что говорить уже про их «фишку» – танец на пальчиках. Раньше я почему-то считала, что так танцуют у кавказских народов, во-первых, только мужчины, а во-вторых, предполагалось, что в носки обуви танцоров что-то вставлено. Но, когда во время одной (ну, очень активной) композиции на сцене появились небольшие столики-платформы и танцоры вскочили на них разувшись, вот тут я осознала, что никаких прокладок в обуви нет – пальцы так и подворачиваются реально, и эти чудеса показывают как мужчины, так и женщины.

Запомнились и разнообразные трюки в исполнении мужчин. Вообще, сложилось такое впечатление, что главная роль женщины на сцене – служить образцом красоты и пластики. Плавные переходы, во время которых кажется, что девушки плывут, а не идут, нежные изгибы рук, наклоны и повороты – всё исполнено особой грации. Хотя в нескольких активных танцах женская половина коллектива также показала и свою динамичную сторону. Но вернёмся к трюкам. Великолепные высокие прыжки с приземлением на колени вызывали мурашки по коже. Присмотревшись, я обнаружила, что на ногах танцоров, их исполнявших, надеты специальные наколенники. И как-то выдохнула: слава Богу. К слову, скорость переборов ногами в некоторых танцах просто фантастическая. Кажется, что рябит в глазах. Да уж, поневоле задумаешься о сильнейшей физической подготовке артистов.

Танец с кинжалами добавил реальной остроты программе. Исполнитель демонстрировал броски холодного оружия с локтя, с колена. Ножи летали, как молнии. Вершиной номера стал бросок ни много ни мало дюжины кинжалов, острия которых артист зажал в зубах и рывком отправил в полёт. Они воткнулись в пол, разметавшись веером.

Нужно заметить, что наряду с танцевальным коллективом на сцене работает оркестровая группа ансамбля. Живой звук народных инструментов как-то незаметно вводил в транс, и хотелось не отрываясь смотреть на плавные переходы, калейдоскоп перемещений и линии танцоров в групповых хореографических композициях. Это завораживало, как и красота костюмов, расшитых золотом и очень гармонично подобранных по цветовой гамме. Выступили отдельно и пятеро барабанщиков, зал подхватил их зажигательные ритмы, хлопая в такт на протяжении всего номера.

Глядя на работу танцоров, на ум приходил эпитет «легконогие». Их мастерство создавало иллюзию, словно они практически не касаются земли и притяжение над ними не властно. Танцевальная удаль мужской части коллектива вызывала восхищение. Казалось, само горячее южное полуденное солнце освещало зал, где зрители поддавались магии и обаянию мелодий Кавказа. И от этой музыки кровь бежала быстрее по венам, а ритм, рождённый жарким летом и стойкостью духа горного народа, заставлял сердца стучать в такт.

И в какой-то момент подумалось: вот такая удивительная жизнь – дарить людям радость и восхищение своим танцем. Достойная цель!

В антракте я встретила в фойе балетмейстера ансамбля «Дняпро» Речицкого ГДК Александра Александрова, он поделился впечатлениями от концерта: «Балетмейстерская работа шикарная. По постановке вопросов нет. Фольклор они держат изумительно. Неплохие трюкачи, солисты хорошие. Костюмированы. Оркестр звучит бесподобно. То есть в целом программа мне очень нравится, это восхитительно. Тем более для белорусского зрителя, который мало знает культуру адыгов. И самое главное, что я хочу сказать, они в любом случае отличаются от других коллективов, идут по своей канве. Я считаю, что в том плане, как они работают, им другого и не надо».

Хореографическая композиция «Моя Адыгея» стала мощным финальным аккордом концерта. Глядя на то, как из-за плеч мужчин, облачённых в широкие черные бурки, в какой-то момент неожиданно на сцене возникли женщины в нежных белых нарядах, пришло сравнение: так из-за пиков гор встаёт рассветное солнце и просыпается лёгкий ветерок. С поклоном поднося зрителю символические дары земли Адыгеи, закончил своё выступление ансамбль «Нальмэс». И зрительный зал встал. Прервать нескончаемый хор аплодисментов смог только закрывшийся занавес, но даже после этого восхищённые зрители разошлись не сразу.

Незабываемое выступление ансамбля «Нальмэс» держало нас на высоком эмоциональном подъеме весь вечер, подарив праздник, который надолго останется в сердцах зрителей, зарядившихся светлой радостью и пониманием, как важно беречь бесценное сокровище – культуру каждого народа.

Читайте dneprovec.by «Вконтакте» → vk.com/rnewscity Читайте dneprovec.by в «Одноклассниках» → ok.ru/rcity

Чтобы написать комментарий, войдите, используя социальные сети