Культура > Образование

8760

Учреждения образования Речицкого района. Бабичской вспомогательной школе-интернату – 50 лет. С любовью и заботой к особенным детям

 +

Есть в Речицком районе особое учреждение образования – Бабичская вспомогательная школа-интернат. И в эти дни оно отмечает полувековой юбилей с момента создания. Здесь с любовью и вниманием относятся к особенным детям, делают всё, чтобы они получали и необходимые знания, и семейное тепло, и дорогу во взрослую жизнь. Сегодня наш разговор с директором Григорием Поповичем.

Визитка

Григорий Григорьевич Попович. Родом из Лельчицкого района. Окончил Мозырский государственный педагогический университет им. И. Шамякина. Трудовой путь начинал учителем математики в Бабичской средней школе, далее на протяжении пяти лет был её директором. С 2006 года – директор Государственного учреждения образования «Бабичская вспомогательная школа-интернат».

– Поскольку наша школа – вспомогательная школа-интернат, то программа её несколько отличается от программы общеобразовательной школы. Основная наша задача – подготовка детей к самостоятельной жизни, интеграция их в общество.

Наш коллектив – 121 человек, из которых 53 педагога. У нас свои повара, бухгалтерские работники, сторожевая охрана, медицинские работники, обслуживающий персонал. Имеется 11 жилых блоков для воспитанников, в каждом из которых может проживать по 12 человек.

В настоящее время в школе-интернате обучается 100 детей, 49 из них относятся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Остальные дети в большинстве своём из малоимущих семей и имеют определённые сложности в жизни. Семь семей наших воспитанников находятся в социально опасном положении. Мы ведём с этими семьями работу, оказываем всяческое содействие в том, чтобы вывести из создавшейся ситуации.

Здесь мы не только обучаем детей, здесь они должны получить то, что не получают в семье.

– С какого возраста принимаете воспитанников?

– Дети принимаются в школу с семи лет, обучаются с первого по десятый класс, получают специальное образование и дальше направляются в учреждения профессионально-технического образования. Но есть случаи, когда дети приходят не с первого класса. Например, ребёнок учится в интегрированном классе, и возникают какие-то обстоятельства по месту учебы или у родителей. Дети могут направляться к нам в любой класс в любом возрасте. Так, недавно ребенок пришёл к нам в девятый класс, был и случай, когда приняли десятиклассницу.

Сейчас в школе большинство детей среднего и старшего возраста. Родители имеют право выбора, куда направить своего ребенка. И некоторые сомневаются насчёт того, стоит ли отправлять в школу-интернат ребёнка в маленьком возрасте. Но когда приезжают к нам, знакомятся с обстановкой, с организацией быта и занятости детей, видят доброжелательное отношение педагогов и персонала, то порой и несколько сожалеют, что не направили к нам детей пораньше.

– Откуда географически принимаете детей?

– Школа наполняется в первую очередь детьми из близлежащих районов Гомельской области. Это Речицкий, Хойникский, Брагинский, Калинковичский, Житковичский, Петриковский, Светлогорский и другие районы.

– Расскажите, пожалуйста, об особенностях специфики, отличиях от общеобразовательной школы. Каким предметам обучают детей?

– В сравнении с программой общеобразовательной школы у нас не изучают физику, химию, астрономию, иностранные языки. Математика изучается с первого по десятый класс, но программа более облегченная. В десятом классе – уровня шестого класса общеобразовательной школы. Преподаём русский и белорусский языки, чтение, историю, географию, биологию. В каждом классе три часа в неделю отведено занятиям физической культурой. В начальных классах также преподаем музыку и пение, изобразительное искусство, проводим музыкально-ритмические занятия. В старших классах порядка 30 процентов учебного плана выделено на трудовое обучение. Основная цель школы – именно через трудовое обучение адаптировать детей к условиям самостоятельной жизни. А начинается оно уже с пятого класса. С учетом запросов родителей и склонностей детей мы разделяем их на такие профили трудового обучения: сельскохозяйственный труд, для девочек – швейное дело, для мальчиков – столярное либо слесарное. Нашим детям очень нравятся уроки трудового обучения, они с удовольствием их посещают, получают навыки, которые потом используют в самостоятельной жизни.

– Кого из сотрудников хотели бы отметить особо?

– Все наши работники заинтересованы в результатах своего труда, каждый вкладывает в работу свою душу, знания, опыт. Хотелось бы отметить учителей трудового обучения, которые очень много времени проводят с детьми, дают им и теорию, и практические навыки.

Дети с удовольствием изучают под руководством своих педагогов различные направления декоративно-прикладного творчества. Наши ребята на протяжении многих лет становятся призёрами областных и районных конкурсов: «Наш уютный дом», «Две звезды», «Объединяя сердца», «Зелёный витамин», «Музыка детской души», «Калядная зорка», «Спасатели глазами детей». Результатом эффективной работы стало успешное выступление наших воспитанников на фестивале-конкурсе «Вясёлкавы карагод». Участники данного фестиваля были отмечены дипломами 1-й и 2-й степеней Министерства и Главного управления образования, а также путёвками в Национальный детский образовательно-оздоровительный центр «Зубрёнок». Результатом участия в областном этапе республиканского фестиваля-конкурса инклюзивного творчества «Под крыльями Ориона» стало 1-е место дуэта наших воспитанниц и их участие в республиканском этапе конкурса.

Хотелось бы особо отметить педагогов, добивающихся значительных результатов – это учителя трудового обучения Николай Борисович Разрезов и Аркадий Аркадьевич Грамыко, учитель швейного дела Наталья Вячеславовна Ольхановская, воспитатели Юлия Анатольевна Алмаева, Александр Владимирович Фомин, Юлия Борисовна Шуберт, учитель физической культуры Николай Евгеньевич Курлович, учитель начальной школы Татьяна Николаевна Грамыко, учитель белорусского языка и литературного чтения Ирина Николаевна Блоцкая.

– Вы уже двенадцать лет возглавляете школу-интернат. Как оцениваете путь, что пройден за эти годы?

– Школа с того времени изменилась в лучшую сторону, многое сделано, чтобы она приобрела современный вид, стала более комфортной, уютной для наших воспитанников, чтобы была для них настоящим домом. Много внимания уделяется тому, чтобы мы жили одной большой семьей.

– Наверняка есть те, кто оказывает помощь школе-интернату?

– Хотелось бы поблагодарить за поддержку и помощь ЗАО «Идея банк», Гомельское отделение белорусской железной дороги, иностранных спонсоров из Италии и Великобритании. Есть такая организация – Международный клуб Львов, которая в финансовом плане много помогала школе. С их помощью сделан полный ремонт школы-интерната, частично отремонтирована система отопления, реализован проект по замене мебели в спальных блоках. Сотрудничество наше продолжается. Также взаимодействуем с итальянской благотворительной организацией Help for children Parma (Помощь детям Парма). Благодаря им, наши дети уже на протяжении многих лет имеют возможность выезжать на оздоровление в Италию. Небольшая группа детей также оздоравливается в Испании, два человека – в Германии. Мы эти связи стараемся поддерживать, развивать, чтобы наши дети имели возможность познавать мир, брать в свою жизнь что-то лучшее. Также недавно итальянский фонд при поддержке мэра г. Пармы подарил школе автомобиль.

Хочу поздравить моих коллег, весь коллектив школы со знаменательной датой. Желаю творческих успехов, неиссякаемой энергии, терпения и, конечно же, здоровья. Чтобы в коллективе всегда царило взаимопонимание, чтобы мы на благо детей всегда делали свою работу качественно, с наилучшим результатом, отдавая детям как можно больше любви, ведь они в этом действительно нуждаются. Когда дети находят своё место в жизни и их судьбы складываются хорошо, наша задача выполнена и труд всего коллектива принёс свои результаты.

Строкой истории

  • В 50-х годах ХХ века в северной части деревни Бабичи в зданиях общежитий местного леспромхоза был открыт Бабичский детский дом. В нем воспитывались дети с трудными судьбами, оставшиеся сиротами в послевоенное время. На территории детского дома были размещены деревянные здания: школа, три спальных корпуса, клуб, прачечная, столовая, склады, две мастерские, баня.
  •  Первым директором школы стал Владимир Исаакович Конюшенко. Это был педагог с большой буквы – мужественный и строгий, но с удивительно добрым сердцем. Ему и его коллективу пришлось преодолевать трудности первых лет: отсутствие нужного оборудования и мебели, учебной литературы и программ. В тяжёлое послевоенное время все усилия педагогического коллектива были направлены на приобщение ребят к созидательному труду и подготовку их к самостоятельной взрослой жизни. Детский дом имел свой фруктовый сад и приусадебный участок.
  •  В 1968 году детский дом был реорганизован во вспомогательную школу-интернат с целью обеспечить условия для обучения и воспитания детей с отклонениями в умственном и физическом развитии, для адаптации их в обществе. В новое учреждение влилась и расформированная в этом же году Васильевская специальная школа-интернат, многие учащиеся и работники которой перешли в стены нового учебного заведения. Проживали и обучались здесь дети не только из Речицкого района, но и со всей Гомельской области.
  •  В начале 70-х годов за несколько лет было возведено двухэтажное кирпичное здание, которое теперь называется «старая школа». Сюда были переведены учебные кабинеты, мастерские, библиотека, актовый и спортивный залы. Построены на хозяйственном дворе теплицы, котельная для обогрева школы, подведена вода.
  •  В 80-х годах в школе работало 30 педагогов и обучалось 130 учащихся. В разные годы большой вклад своим трудом внесли преподаватели: В. С. Пикулик, Л. Г. Якушев, В. В. Якушева, О. И. Павлючек, М. А. Мурашко, О. Я. Удовиченко, Е. И. Довбышева, Т. Г. Коцур, Б. С. Лукьянова, Ю. А. Сапончик, Е. М. Сапончик, Т. И. Шипинская, В. Г. Кохановский, В. Ф. Астрейко, Н. М. Светличная, М. Н. Глушак.
  •  Следующим директором вспомогательной школы стала Валентина Леонидовна Герасименко, которая находилась в этой должности два года.
  •  В 1988 году директором был назначен Геннадий Адамович Зарецкий – человек разносторонних интересов, неравнодушный к чужим проблемам, награждён значком «Выдатнік народнай асветы», заслуженный учитель Республики Беларусь. Свой нынешний облик школа приобрела именно при нём.
  •  В период с 1990 по 1996 год из старых зданий школы и ветхих спальных корпусов выросла добротная современная школа со спальными комнатами и учебными кабинетами, актовым и спортивным залами на 200 ученических мест. Школа полностью обеспечивала себя овощами из теплицы и с земельного участка. Имелись свои техника и подсобное хозяйство. В школе появились стоматологический кабинет, кабинет ритмики, прачечная, душевая.
  •  С 1996 г. в школе начали обучаться дети с умеренной умственной отсталостью. На тот момент школа-интернат была единственным учреждением в Гомельской области с экспериментальным учебным планом, куда принимались такие дети.
  •  Во второй половине 90-х годов была сдана в эксплуатацию пристройка к старому зданию. И школа стала состоять из двух частей, какой мы и видим её сейчас
  •  С 2006 года и по сегодняшний день Государственное учреждение образования «Бабичская вспомогательная школа-интернат» возглавляет Григорий Григорьевич Попович. В настоящее время школа-интернат – это целый комплекс зданий, в которых созданы все необходимые условия для комфортного проживания и всестороннего развития детей с особенностями психофизического развития.

Наталья Ольхановская, учитель трудового обучения

Уроженка Бабичей. Закончила Мозырский государственный педагогический университет, отработала год в средней школе № 2 г. Речицы и в 2006 г. перешла в Бабичскую вспомогательную школу-интернат.

«Работа очень нравится, это моё! – делится Наталья Вячеславовна. –Мы изучаем предмет не только по программе, но и шьем костюмы для выступлений. Так, вскоре воспитанники школы будут принимать участие в республиканском фестивале художественного творчества «Вясёлкавы карагод», готовим костюмы туда.

Младших, пятиклассников, обучаю ручной работе с бумагой, картоном, они вручную шьют подушечки. А старшие работают на швейных машинах. В этом году очень хорошие дети, много трудятся, молодцы».

«Работа для меня – это стимул, возможность проявлять творчество, фантазию, не стоять на месте, – продолжает Наталья Ольхановская. – Хочется детям дать побольше, чтобы они не только в одной сфере работали, а видели разнообразие. И каждый год у нас все интереснее».


Валентина Жогаль, заместитель директора по учебной работе

В школе-интернате отвечает за весь образовательный процесс. Родом из Речицы. Профессию постигала в Мозырском педагогическом университете им. И. Шамякина и Гомельском университете им. Ф. Скорины. По дипломам – учитель начальных классов и педагог-психолог. Начинала трудовой путь в бывшей школе-интернате для детей-сирот в Речице, далее работала методистом в отделе образования, спорта и туризма Речицкого райисполкома. И вот с 2014 года трудится в Бабичах.

О своей работе Валентина Васильевна отзывается так: «Всегда говорю: если не я, то кто? Люблю этих детей, я всегда в своей жизни с детьми, которые нуждаются в помощи, которых нужно наставить на правильный путь. В этом вижу своё предназначение».


Ирина Блоцкая, учитель белорусского языка и литературного чтения

На её уроки дети приходят с нескрываемым удовольствием. А как же? Ведь они могут каждый раз оказаться в мини-музее «Беларуская хатка», что примыкает к кабинету. Там все можно потрогать: и колыбель, и утюг, и жернова, и прялку. Так на практике дети лучше запоминают материал. Тем более что темы преподавателю доводится давать сначала на белорусском языке, потом с переводом на русский, а затем с доступными наглядными средствами. Там же проходят и факультативные занятия, инсценировки сказок, например, «Суп из топора», а кто-то из ребят даже пробует себя в роли экскурсовода.

Ирина Николаевна после окончания Гомельского государственного университета им. Ф. Скорины по распределению пришла в школу-интернат в 1997 г. вместе с супругом. Затем после декретных отпусков вернулась в 2004-м и по сей день трудится с энтузиазмом. Она говорит: «К нашим детям без мотивации и без похвалы никак нельзя. Каждый молодец каждый день».


Татьяна Грамыко, учитель второго отделения, учитель-дефектолог

21 год своей трудовой жизни отдала Бабичской школе-интернату Татьяна Николаевна, закончив Лоевское педучилище, а затем заочно Белорусский государственный педагогический университет им. М. Танка. Начинала воспитателем, учителем начальных классов, сейчас ведет второе отделение и коррекционные занятия с детьми, так как имеет высшее дефектологическое образование.

Игрушки, наглядный материал, карточки – всё активно используется на уроках, наполненных игровой деятельностью. Много внимания уделяется развитию мелкой моторики, познавательного и мыслительного процессов.

«Приходя на работу, чувствую необходимость в помощи этим детям. Здесь постоянное творчество, находки, импровизация. Эта работа – моя жизнь», – говорит речичанка Татьяна Грамыко.


Николай Курлович, учитель физической культуры

После окончания Речицкого педагогического колледжа по специальности «учитель белорусского языка и литературы» Николай Евгеньевич был призван в армию. Потом были Мозырский педуниверситет и Белорусский государственный педагогический университет им. М. Танка, где получал знания и навыки уже как учитель физической культуры.

В родных Бабичах, во вспомогательной школе-интернате трудится с 1996 г. Работает с детьми 6–10 классов.

«К каждому нужен индивидуальный подход, – рассказывает Николай Курлович. – Осенью и весной мы в основном занимаемся на улице, зимой – в зале. После занятий есть спортивные секции: футбол, волейбол. Дети работают с удовольствием, особенно девочки, а вот мальчишки, бывает, ленятся. Я очень люблю детей, и моя работа – это моя судьба».


Светлана Рафальская, учитель начальных классов первого отделения

За спиной речичанки – Лоевское педучилище и Гомельский университет им. Ф. Скорины по специальности «белорусский язык и литература». Начинала трудиться в Вышемирской средней школе воспитателем продленного дня, два года проработала в Ведричской средней школе учителем начальных классов и вот уже порядка 20-ти лет в Бабичской школе-интернате.

Начальное звено здесь длится с первого по пятый класс. Дети все очень разные, непростые, и нужно очень много терпения и желания, чтобы их учить. «Сразу после работы в общеобразовательной школе было сложно, но сейчас так привыкла, что туда бы уже и не вернулась», – поделилась Светлана Александровна.

Перепечатка текста и фото Dneprovec.by запрещена без разрешения редакции. info@dneprovec.by

Читайте dneprovec.by «Вконтакте» → vk.com/rnewscity Читайте dneprovec.by в «Одноклассниках» → ok.ru/rcity

Чтобы написать комментарий, войдите, используя социальные сети