06/10/2019

Люди земли Речицкой. Елена Негериш. К вечеру устал, к утру соскучился, или С любовью к детям по жизни

Мой собеседник – такой вот удивительный, добрейшей души человек и настоящий профессионал своего дела, учитель начальных классов Елена Олеговна Негериш. Я вошла в класс и с каким-то особым трепетом села напротив учителя за низенькую парту, неожиданно удобно устроившись на маленьком стульчике.

Думаю, каждый из нас прекрасно помнит своего первого учителя, и воспоминания эти тёплые и добрые. Я пришла на интервью в среднюю школу № 10, прозвучал звонок с урока, и коридоры наполнились детскими голосами. Стоя у кабинета № 210 в крыле начальной школы, я наблюдала, как мимо с упоением проносились мальчишки и девчонки. Смех, крик, топот. И я поняла, что буквально хочу снять шляпу перед учителями, перед их удивительным талантом доносить и вкладывать знания в юные подвижные умы, перед способностью создавать для детей поистине второй дом в школьных стенах.

Мой собеседник – такой вот удивительный, добрейшей души человек и настоящий профессионал своего дела, учитель начальных классов Елена Олеговна Негериш. Я вошла в класс и с каким-то особым трепетом села напротив учителя за низенькую парту, неожиданно удобно устроившись на маленьком стульчике. Все мы родом из детства, и эта беседа словно окунула в те давние чудесные годы.

Династия со стажем больше века

– Елена Олеговна, насколько мне известно, Вы из педагогической династии, общий стаж которой составляет более сотни лет?

– Да, хотя годы я не подсчитывала. Моя бабушка Фаина Прокофьевна Купреенко окончила гимназию с педагогическим уклоном в Речице. Ходила пешком на учёбу из Деражни каждый день семь километров туда и столько же назад. Мама и папа – тоже педагоги. Отец Олег Петрович Новиков преподавал химию и биологию, мама Нина Адамовна – языковед, вела русский и белорусский языки. Оба окончили тогда ещё Гомельский педагогический институт. Отец долго был в Дубровской 8-летней школе директором, и мама работала там. Потом переехали в Речицу, мама устроилась в вечернюю школу, а папа преподавал сначала в СПТУ-178, потом в Жмуровской школе. А ещё три сестры отца – все педагоги, а также муж одной из них, их дочь и её супруг тоже.

– Невероятно. Вот это династия! Скажите, пожалуйста, Вы росли в учительской среде, был ли шанс направить себя в какую-то другую профессию?

– Я пыталась. Поехала в Питер поступать в медицинский институт, но не прошла. И этому рада, потому что имела тогда неправильное представление о жизни. А на следующий год поступила в Мозырский пединститут по специальности «Учитель начальных классов». Думаю, что это было предопределено.

– Каким был Ваш профессиональный путь?

– В промежутке между поступлениями год работала в Свиридовичской школе пионервожатой. После учёбы пришла в среднюю школу № 4, но там пробыла недолго, муж был военным, и мы уехали на Дальний Восток, где шесть лет трудилась в Подгорненской школе Свободненского района Амурской области. Вернулись сюда, устроилась в Жмуровскую школу. Потом снова довелось уехать, уже на Урал. И по возвращении вот уже 24 года работаю в средней школе № 10.

– Вы учитель начальных классов, но довелось также поработать социальным педагогом и педагогом-организатором.

– Я пришла сюда воспитателем группы продлённого дня на замену декретного отпуска, потом ввели ставки социальных педагогов, и мне было предложено перейти на место постоянной работы. Где-то шесть-семь лет ещё трудилась и в должности педагога-организатора. Потом перешла на класс и с тех пор работаю в начальной школе.

Дети робкие, дети смелые

– Все эти годы Вы учили большое количество детей. Мальчишки и девчонки, с которыми занимались тогда и теперь, отличаются?

– Разительно! Себя помните в школе? Вот и я себя помню в младших классах. Первых два я окончила в Дубровской школе, там было мало учеников. Когда мы переехали в Речицу, как раз открывалась средняя школа № 9, в которой наплыв детей был огромный. Я пришла в школу, родителей не пустили, стою в коридоре и плачу. В руки дали бумажечку, где написано «Б» класс, а я не знаю, куда идти. Подходит моя первая учительница Анна Игнатьевна Марковец, заговорила со мной ласково и повела в свой класс. Конечно, после этого мне уже казалось, что роднее и милее в этой школе никого нет. Сижу в её классе, а тут приходят по спискам проверять. Я и говорю, что не хочу в другой класс. А она в ответ улыбнулась и сказала: «Тогда сиди и держись за парту». Так я и осталась. Анна Игнатьевна была маленького роста и большого авторитета. В нашем классе занималось 42 ученика, она станет у стола и если посмотрит строго на кого-то конкретного – то всё, страшно! Кажется, что конец света. А сейчас разве боятся особо нашего взгляда ученики? Они его понимают. Но боятся ли? Может, это и хорошо, но не всегда. Потому что для дела надо, чтобы был порядок и чтобы тебя слышали, слушали и старались понимать. И да, нынешние дети и активнее, и смелее.

Елена Негериш и учащиеся 4 «В»  класса средней школы № 10
Елена Негериш и учащиеся 4 «В» класса средней школы № 10

– А вообще, трудно с детьми в начальной школе работать? С первоклашечками, маленькими. Как подход находите?

– Нелегко, конечно. Подход ко всем разный. С одним – построже, с другим – помягче. Они ведь приходят в школу и ещё не знают, как учиться, должны это постигнуть. А играть они уже умеют, потому стараемся в игре чему-то научить, а потом постепенно, потихонечку всё переходит на более серьёзный уровень. Ребёнок в первом и во втором классах – большая разница! Когда их уже научишь чему-то, когда они слышат, видят тебя, понимают даже твой взгляд.

– Наверное, учитель начальных классов – это такой очень хороший детский психолог.

– Надеюсь.

– Какое количество уроков в начальной школе?

– И четыре, и пять, а если есть дополнительные занятия, факультативы, то и шесть.

– Тяжело деткам?

– Кто-то проходит все шесть уроков на одном дыхании, а кто-то устаёт. Но мы же и отдыхаем, не только учимся.

О мобильных телефонах на уроках

– Дети цифровой эпохи постоянно с гаджетами, даже малыши приходят в школу с мобильными телефонами. Сейчас широко обсуждается вопрос о телефонах на уроках. Начальная школа, возможно, меньше с этой проблемой сталкивается?

– Я проблемой это не считаю. Мы с первого класса договорились с детьми, что телефон нужен для того, чтобы позвонить. У нас договорённость: пришли – родителям позвонили, уходим – родителям позвонили. А всё остальное время телефон отдыхает в портфеле.

– Слушаются? Не вытаскивают?

– Слушаются. Конечно, бывают моменты, когда необходимо срочно позвонить мамам, что-то уточнить, тогда я говорю – достали телефоны и позвонили на перемене. Если у них возникла необходимость, они ко мне подойдут и спросят, можно ли. А так у нас в общем-то проблем нет.

– А вообще, что касается мобильных телефонов в школе, как Вы к этому относитесь?

– Плохо. Мне больше нравятся дети с книгой, чем с телефоном. А самое страшное, когда видишь семью на отдыхе, у каждого по телефону, и между собой не общаются. Столько теряют при этом и взрослые, и дети!

– На Ваш взгляд, как можно решить вопрос? Допустим, сдавать телефоны в классе перед уроком или ещё как-то?

– На мой взгляд, всё должно быть на уровне подсознательном. Человек пришёл в школу не для того, чтобы играть, развлекаться, снимать какие-то видео и выкладывать их в сеть, а для того, чтобы получать знания. Если это присутствует, если это осознанно, тогда проблем не будет, телефон тоже не помешает, он иногда даже нужен.

– Мне кажется, этой осознанности крайне недостаточно.

– Пожалуй, этот момент мы должны перерасти. Потому что мы всегда движемся вслед за кем-то. Кто-то уже пережил это, переболел. Переболеем и мы, но пока у нас самый пик. И, если оставлять телефоны где-то в коробочках на время урока, по крайней мере, они не будут мешать заниматься.

О характере, увлечениях и понимании

– Вы преподаёте широкий спектр предметов: белорусский и русский языки, математика, «Человек и мир», изобразительное искусство, литература, чтение, трудовое обучение, «Основы безопасной жизнедеятельности». К чему больше душа лежит?

– Темы интересные есть во всех предметах, и поэтому, если интересно детям, то и мне.

– Любите свою работу?

– Наша работа из разряда: к вечеру устал, к утру соскучился.

– Вы занимались со старшими школьниками и столько лет ведете начальную школу, с какими детьми работать Вам ближе?

– Разделить полностью невозможно. Интересно везде, ведь это работа с людьми во всех отношениях. Они приходят в школу маленькими человечками, но уже каждый со своим мировоззрением. У некоторых с детства бывает такой внутренний стержень, что порой даже сложно достучаться. Но это же необходимо, поэтому мы и стараемся.

– Наверное, малыши заряжают каким-то своим оптимизмом, чистотой, солнечностью.

– Да, и даже своей наивностью. Когда им что-то рассказываешь или показываешь, видно, что для них это впервые, открытие какое-то. Это здорово!

– Вы являетесь профсоюзным лидером средней школы № 10?

– Да, уже семь лет. Организовываем мероприятия, праздники, например, как сейчас, День учителя. Приглашаем ветеранов в гости в школу. Оказываем помощь, когда есть такая возможность и необходимость, делаем подарки.

– Ваши дети продолжили династию?

– Нет, дети в педагоги не пошли. Старший сын Антон живет в Речице, работает в связи, а младший Егор – начальник отдела райжилкомхоза в Жлобине. Есть и двое внучат.

– Чем любите заниматься в свободное время?

– Ой, у меня много увлечений! Хватало бы времени на все. Мне очень нравится туризм. В своё время, когда была такая возможность, и здесь процветал водный туризм, собирались группы, мы несколько раз ездили в Карпаты, сплавлялись по бурным речкам на катамаранах. Это просто восторг! Такие замечательные ощущения. Потом с друзьями ходили на байдарках туристическими маршрутами по рекам Беларуси. Люблю с палаткой летом выехать на реку на несколько дней. А ещё шью, вяжу и много всякого разного делаю. Книги люблю, но времени очень мало для чтения. А фильмы очень нравятся старые, смотрю их с удовольствием.

– Что бы Вы пожелали в праздник детям, родителям и коллегам как участникам образовательного процесса?

– Пожелала бы всем открывать новое не только в себе, но и в других, стремиться понимать друг друга. Я всегда стараюсь учить детей уметь дружить. Нельзя научиться дружить ни со старшими, ни с ровесниками, если человека не понимаешь и даже не пытаешься понять. А ещё, несмотря на то что бывает всякое – то мрачные новости у нас, то погода не радует, – чтобы яркие осенние краски, расцвечивающие наш праздник, всегда присутствовали в жизни. Светлое пятно есть в любой печальной истории, обязательно нужно отыскать что-то приятное, хорошее, на что можно опереться. А если найдешь на что опереться, то можно и землю перевернуть.

Перепечатка текста и фото Dneprovec.by запрещена без разрешения редакции. info@dneprovec.by



--- взято с сайта dneprovec.by ---