Культура > Кино

1791

В прокате Речицы появились новые фильмы «Время первых» и «Призрак в доспехах». Эксклюзивная рецензия Dneprovec.by

 +

Сегодня наш рассказ пойдет о двух совершенно разных кинофильмах. Они отличны по жанру, стилю, наполнению. Однако есть то, что их связывает. Это время.

В одном – повествование о нашей истории, реальных событиях, о том, на чём мы росли. Во втором для зрителей разворачивается возможное фантастическое, но вполне вероятное будущее. А еще в них обоих идет рассказ о людях, об их выборах и такой непростой дороге жизни. Объединяет эти картины и тема технологий, раскрытая со всей очевидностью. Итак, начало всему даёт…

«Время первых»

Это время никогда не заканчивается, как не заканчиваются в мире новые идеи и начинания. И всегда кто-то бывает первым, чтобы проторить путь, по которому потом пойдут другие. Как же сложны и зачастую драматичны эти первые шаги.

Кинокартина «Время первых» основана на реальных исторических событиях и повествует о первом в истории выходе человека в открытый космос, который совершил космонавт Алексей Леонов с корабля «Восход-2».

Когда смотришь на то, как это происходило, возникают противоречивые чувства. С одной стороны, восхищение мужеством людей, вкладывавших силы в это свершение, а с другой – ясное понимание того, что технологии вот так и вырастают, почти из каменного века. Таким образом все и апробируется… Однако не совсем таким. Ведь речь идёт о времени разгара холодной войны.

Итак, 60-е годы ХХ века. Две супердержавы, СССР и США, бьются за первенство в космической гонке. Пока СССР впереди, но на очереди – выход человека в открытый космос. И, как только появляются данные, что американцы могут успеть это сделать первыми, форсируется всё. И руководство страны нимало не волнует, что сроки запуска космического корабля сдвигаются на два года (!) раньше. Потому совсем не удивляет то, что за две недели до старта взрывается тестовый корабль и времени на выявление причин уже не остается. Впереди – запуск с людьми на борту, а как себя поведет техника, никому не известно.

Здесь поневоле задумаешься: что движет всеми, причастными к этому делу? Идеология? Догнать и перегнать? Страх, взращенный в сталинском прошлом, и загнанность в рамки той системы, которая без зазрения совести готова жертвовать людьми? Как, впрочем, свойственно любой жёсткой системе ради достижения её неких основополагающих целей. Авантюризм, надежда на авось или вера в то, что все, как один сделают всё возможное, и полетит ракета, и будет мир рукоплескать?.. Не раз в фильме рефреном звучат слова: «Если Родина прикажет…» Вот так это и было.

Тяжелейшую ношу вынес на своих плечах советский инженер-конструктор, основоположник практической космонавтики, Сергей Павлович Королёв, роль которого замечательно исполнил актер Владимир Ильин. Громадную меру ответственности Королёва просто невозможно даже представить. И смелость его нестандартных решений не раз выручала дело и спасала людей в чрезвычайных ситуациях. А люди реально не щадили себя.

Риски были огромны, но опытный военный летчик Павел Беляев (актер Константин Хабенский) и его напарник Алексей Леонов (актер Евгений Миронов) оказались готовы шагнуть в неизвестность.

И вот 18 марта 1965 года, за 77 дней до выхода американцев в открытый космос, СССР вновь выигрывает технологическую гонку. Советский космонавт Алексей Леонов первым приветствует землян из открытого космического пространства. Если верить официальной хронике, он благополучно возвращается на корабль. Но эти пять метров до шлюза становятся самой мучительной прогулкой в жизни космонавта. И если бы только это. Судьба словно испытывает космонавтов на прочность, подкидывая им раз за разом чрезвычайные ситуации, в которых до них не бывал никто.

Поистине, это история беспримерного мужества. Когда власти страны готовы пожертвовать парой жизней ради непоколебимого имиджа сверхдержавы, когда подводит неопробованная толком техника, только сами люди, оказавшиеся, казалось бы, в безвыходных ситуациях, находят возможность все изменить и выбраться из передряг живыми. Подробности этой миссии долгое время были засекречены, и почти никто не знал о том, как было сложно космонавтам Леонову и Беляеву вернуться обратно на Землю.

Продюсер и актёр Евгений Миронов сказал в одном из интервью: «Мы все делали вживую. Мы решили соответствовать духу этой истории. Она основана на реальных событиях, мы не придумывали ничего. Эта история настолько остросюжетна, что никакой голливудский сценарист не написал бы ее». Героем в этой истории был каждый, кто участвовал в создании и реализации этого грандиозного проекта. Ведь это было время непридуманных героев.

У фильма есть лозунг – «Подними голову». И это имеет отношение ко всем. Чтобы мы не забывали о том, что нужно поднять голову, увидеть свою мечту и осуществить её. Как осуществил Алексей Леонов, образ которого глубоко раскрыт в картине. Сумасбродный, рисковый и романтичный лётчик, рисующий картины и грезивший о небе с детства. Он стал тем, кто первым увидел Землю из открытого космоса.

Прославленный космонавт Алексей Леонов выступил главным консультантом фильма с этапа написания сценария и посвятил эту картину другу и командиру Павлу Беляеву.

К началу проката фильма приурочена особая акция «Время первых», в которой участвуют фонд помощи детям с нарушениями иммунитета «Подсолнух» (фонд Тимура Бекмамбетова), фонд поддержки деятелей искусства «Артист» (фонд Евгения Миронова) и Фонд Константина Хабенского, помогающий детям с опухолями мозга. Во время проката фильма любой желающий может сделать свой вклад в копилку этих фондов, отправив сообщение со словом ГЕРОЙ на короткий номер 5303.

«Время первых». Из истории создания

Идея фильма принадлежит Евгению Миронову, который приступил к ее реализации в качестве продюсера, получив одобрение лично от Алексея Леонова. Над проектом также работал сотрудник РКК «Энергия» Виктор Благов, один из руководителей запуска «Восхода-2».

У картины дважды менялся режиссер. Изначально планировалось, что постановку возьмет на себя Сергей Бодров, однако летом 2015 года команда приступила к съемкам под началом Юрия Быкова. В начале 2016 г., отсняв все драматические сцены, режиссер, по соглашению с продюсерами картины Тимуром Бекмамбетовым и Евгением Мироновым, покидает проект. Доснимать оставшиеся экшен-эпизоды довелось Дмитрию Киселеву.

На создание декораций у художников ушло 8 700 часов. Большое внимание было уделено деталям, отображавшим историческую эпоху. Так, к примеру, на руках у космонавтов можно заметить уникальные коллекционные часы, выпущенные по случаю полета Гагарина.

Космические скафандры были сделаны из специальных материалов, используемых в астронавтике. Вес каждого из них составляет 30 кг. Было создано четыре скафандра: два – для актеров и два – для их дублеров. Для съемок были изготовлены два макета спускаемого аппарата, но создателям фильма дали доступ только к дизайну космических приборов. Внутреннее устройство космической техники до сих пор засекречено.

Константин Хабенский был утвержден на роль Павла Беляева без кастинга. Создатели фильма хотели, чтобы именно он сыграл этого героя. Интересно то, что у актёра и героя действительно есть внешнее сходство.

Евгений Миронов и Константин Хабенский тренировались семь месяцев до съемок по четыре раза в неделю. А также во время съемок на протяжении двух лет им нужно было находиться на пике физической формы. Оба актера провели в спортзале в сумме около 4 000 часов.

Чтобы сцены в невесомости смотрелись максимально эффектно были созданы «цифровые дублеры» Миронова и Хабенского. Актеров «отсканировали» на круговой установке из 80 фотоаппаратов. По словам Миронова, одним из самых сложных испытаний во время съемок фильма стали две смены, когда он по несколько часов висел на тросах, изображая состояние невесомости.

Зимой 2016 года группа кинематографистов прилетела в Пермский край, в окрестности того самого места, где 19 марта 1965 года приземлился «Восход-2». Съемки проходили в долине реки Усьвы при температуре минус 35 градусов. Добираться до места съемок приходилось с помощью оборудования для скалолазания. На этот путь уходило не менее полутора часов. Основные актеры в экспедиции не принимали участие. Все эпизоды в тайге снимались на общие планы, поэтому вместо актеров были задействованы дублеры.

А основная часть съемочного процесса проходила в Москве, в одном из ангаров, принадлежащих бывшему заводу ЗИЛ, где художники-декораторы выстроили три модели «Восхода-2» в натуральную величину. Один использовали для съемки эпизодов в космосе, второй – для заключительных планов в тайге, а в третьем была полностью создана внутренняя «начинка» корабля. Эта модель также включала в себя сложную систему страховок и подвесов, с помощью которых актеры изображали невесомость.

«Призрак в доспехах»

На самых первых кадрах этого фильма, когда по экрану ещё бегут титры, уже вдруг со всей очевидностью и почти дрожью понимаешь, что смотришь в наше вероятное будущее. Речь – о всё большем переплетении человека и компьютерных технологий.

Фантасты очень часто оказываются правы. Их смелые мечты имеют привычку сбываться спустя годы, десятилетия. Не так ли может оказаться и в этом случае? А если так, то впереди очень много новых этических вопросов, которые предстоит решать человечеству, ещё не справившемуся и с настоящим.

Фильм «Призрак в доспехах» снят в жанрах кибер-панка и научной фантастики и основан на одноимённой манге Масамунэ Сиро, вышедшей в1992 году. И утончённый японский стиль, сквозящий практически в каждом плане, заметно выделяет эту картину из череды привычных нам боевиков или драм. Замечу сразу, что фильм довольно специфический, и могу допустить, что он может понравиться не каждому. Однако однозначно: попробовать приобщиться стоит всем истинным любителям кино.

Начало для зрителей, привыкших к скоростному развитию событий, к стрельбе и крикам на экране, может показаться неспешным. Но, постепенно включаясь в вязь повествования, словно сонастраиваешься с ритмом фильма, и вот тогда и приходит истинное наслаждение от эстетики показа боевых сцен, от намеренно замедленных планов и монументальной музыки (композитор Клинт Мэнселл), бесподобно углубляющей ощущения. Даже молчаливые паузы в этом фильме говорящие, что так свойственно японской культуре. И, полагаю, это закономерно, ведь одним из сценаристов является автор оригинальной манги Масамунэ Сиро.

Действие фильма происходит в недалеком будущем, в котором технологии достигли таких высот, что позволили значительно усовершенствовать тело человека различными нейронными имплантатами, которые там называют «улучшениями». Однако они делают людей более уязвимыми, ведь теперь сознание человека может быть взломано, что и совершает хакер Кудзэ (актёр Майкл Питт).

Главная героиня – майор Мотоко Кусанаги (актриса Скарлетт Йоханссон) – единственная в своем роде представительница так называемого нового вида. Её человеческий мозг помещен в синтетическое кибер-тело. И главная идея Каттера (актёр Питер Фердинандо), основного заказчика её создания и руководителя компании HankaRobotics, – получить в лице такого существа идеального исполнителя и идеальное оружие. Она уникальна тем, что, при наличии искусственного тела, сохраняет свою личную природу и, в отличие от машин, имеет воображение и интуицию. Майор направлена на службу в Девятый отдел, созданный, чтобы останавливать самых опасных преступников и экстремистов.

И команда отдела сталкивается с врагом, единственной целью которого является уничтожение достижений HankaRobotics в области кибер-технологий. Майор в итоге встречается с хакером-преступником лицом к лицу, и эта встреча меняет всё.

Дайсукэ Арамаки (актер Такеши Китано) – глава Девятого отдела – произносит одну из ключевых для фильма фраз: «Когда нашу уникальность мы увидим как добродетель, только тогда мы обретём мир». Не так ли и для нашей реальности? Где отклонение от привычных стандартов зачастую воспринимается заведомо негативно, без желания понять другой взгляд на действительность. Неприятие инаковости и приводит к конфликтам во всех видах их безобразных и жестоких обличий.

Создание предсказуемых существ с безропотным подчинением чужой воле, контролируемых и не имеющих самоидентичности, память которых можно стереть или переписать в любой момент, – главная забота Каттера, лидера концерна кибер-разработок. Однако его планам не суждено сбыться. Мотоко Кусанаги наконец обретает своё истинное прошлое и, осознав это, решает творить настоящее по своему выбору. «Справедливость – вот для чего я рождена», – резюмирует понимание своего пути героиня.

Финальный же выстрел, расставляющий точки над і, принадлежит герою неподражаемого Такеши Китано. К слову, харизма этого актёра так сильна, что, даже когда он просто сидит за столом в своих сценах, она уже сама по себе создаёт особый ореол Дайсукэ Арамаки. Приятно порадовал и давно любимый актёр Чин Хань в роли Тогуса, а также был достаточно убедителен Пилу Асбек в роли Бато.

«Гуманность – вот наша добродетель», – слова Мотоко на последних кадрах фильма. Остается надеяться, что и мы не станем забывать об этом в суете нашей повседневности.

Обе картины можно посмотреть в кинотеатре «Беларусь» по 12 апреля включительно.

Читайте dneprovec.by «Вконтакте» → vk.com/rnewscity Читайте dneprovec.by в «Одноклассниках» → ok.ru/rcity

Чтобы написать комментарий, войдите, используя социальные сети