Культура > Кино

1872

«Большой». Тернистый путь к успеху. Рецензия Dneprovec.by

 +

Финал фильма Валерия Тодоровского «Большой» поистине впечатляет. На последних кадрах по спине прямо бегут мурашки. И, когда экран стал белым и на нём ещё раз появилось название картины, в зале стояла абсолютная тишина, как бывает, к примеру, после исключительно талантливого исполнения музыкального произведения: зрители застывают на миг, а потом разражаются овациями. И только когда пошли титры и зазвучала музыка, кинозал выдохнул и ожил.

Большой театр не первый раз становится съемочной площадкой. Но впервые на легендарной исторической сцене снят абсолютно реалистичный фильм о балете. Балетному искусству посвящены единицы кинофильмов во всем мире. И новый фильм Валерия Тодоровского «Большой» фактически открывает мир балета для киноэкрана.

«Большой» рассказывает нам историю девочки Юли Ольшанской (Катя Самуйлина (в детстве) и Маргарита Симонова) из провинциального шахтерского городка, которую заметил необыкновенно танцующей на улице бывший артист балета Потоцкий (Александр Домогаров). Печальная действительность жизни в глубинке заканчивается для юного дарования, когда она переступает порог балетной академии. Неторопливое повествование шаг за шагом раскрывает перед нами тяжелый путь к успеху.

Колоссальные физические нагрузки, следование особым требованиям, для которых даже формирование естественной женской фигуры у девочек становится препятствием к сцене. Со всей очевидностью мы видим в кадре спину, иссеченную до крови краями туго затянутого эластичного бинта, которым одна из юных балерин перевязывает себе грудь, чтобы та была не видна. В итоге девушка уходит из училища, устав от постоянной боли. А те, кто остается, работают до седьмого пота.

И вот цепенеешь, глядя на эту отточенную красоту движений, гибкость и грацию. Но на какие жертвы идут эти юноши и девушки ради нескольких минут на сцене! А ведь прима-балерина может быть только одна, остальным же – путь в кордебалет, в массовку и чаще всего до конца карьеры.

На пути Юли встаёт косность и предвзятость ряда педагогов, и только старая учительница Белецкая (Алиса Фрейндлих) видит в юной девочке будущую звезду балета. Наверное, их роднит и схожесть таких непростых характеров, и способность следовать по зову сердца к своей большой мечте.

Грустно наблюдать, как не находит поддержки девушка в своей семье. Достижения и талант дочери не вызывают радости у матери, и обидно и очень реалистично звучат её резкие слова: «Что же, лучше никого не нашли для главной партии в выпускном спектакле?». Дочь танцует восемь лет в Москве, а семья бедствует. И дальше мы видим, на какую жертву идет Юля для своих близких, от чего отказывается и какой путь выбирает. И в этом тоже живая правда. Ведь, к сожалению, так случается порой, когда семья становится не поддержкой, а основной помехой.

Глядя на судьбы причастных к балету, показанные в фильме, понимаешь, что это – особый мир, которому эти люди отдают себя без остатка и не мыслят уже для себя иного. Горько наблюдать, как губит себя в выпивке, обучая танцу стриптизёрш в ночном клубе, один из талантливейших в прошлом артистов балета мирового класса. А другой в 40 лет, на закате балетной карьеры, признается, что никак не может уйти, с ужасом наблюдая, как постепенно теряет форму, но не видит для себя иной жизни. Это поглощает их с головой. И совсем не удивительно, что в какой-то момент Юля в сердцах бросает: «Кому всё это нужно? Разве мир остановится?»

Есть у юной балерины и соперница – Карина (Анна Исаева). И выбор, сделанный Юлей, возносит всё же чуть менее талантливую подругу на вершину. Однако жизнь даёт героине новый шанс, за которым остаются вопросы без ответа. Ведь далеко не однозначен может быть дальнейший путь.

Режиссёр Валерий Тодоровский так сказал в одном из интервью: «Это не фильм, в котором надо было экспериментировать и ломать стереотипы, наоборот, это фильм про сами стереотипы. История, которую я рассказываю, очень проста: как люди попадают на эту сцену, как они проживают жизнь ради того, чтобы постоять на ней пять минут».

Что ж, история получилась весьма реалистичной, заставляющей задуматься. И, выходя из кино, я вдруг с удивлением заметила, как мне захотелось при ходьбе тянуть носок ноги, выпрямиться и расправить плечи.

Из истории создания фильма

Работа над сценарием заняла у Анастасии Пальчиковой несколько лет. А Валерий Тодоровский стал не только режиссером проекта, но сопродюсером и соавтором сценария. Ему же принадлежала идея снять фильм про балет.

«Название «Большой» пришло сразу, – рассказал режиссер, – потому что это некий знак. Большой – это не просто балет и не просто классический балет, это русский балет».

«Большой» – десятый фильм Валерия Тодоровского, чьи картины являются постоянными участниками и призерами престижных российских и международных фестивалей.

В картине снималось 70 профессиональных артистов балета и «балетные» дети. Процесс их поиска занял полтора года, ведь нужно было найти профессиональных балетных артистов, которые играли бы драматические роли. Потом отыскать тех, кто сыграет героев в детстве, и сделать так, чтобы существовало портретное сходство.

Кастинг проводился в Казани, Уфе, Перми, Воронеже, Новосибирске, Екатеринбурге, Санкт-Петербурге, Москве, Вильнюсе, Варшаве. В Варшаве и нашли исполнительницу главной роли. Маргарита Симонова работает в варшавском театре, который тоже называется «Большой». Она русская, родом из Вильнюса. А приглашение сниматься в «Большом» Маргарита получила в сообщении в соцсетях. Ей написали, что Валерий Тодоровский снимает картину про балет и ищет актрису на роль героини. Девушка подумала, что приглашение – розыгрыш, но выяснилось, что всё – правда.

Соперница Маргариты по фильму, Анна Исаева (она сыграла Карину), как раз московская балерина. Девушка окончила ту самую Московскую государственную академию хореографии, в которой происходит большая часть действия фильма.

Поиски же юной балерины, которая могла бы подойти на роль Юли-девочки, шли целый год. В итоге ее сыграла спортсменка – Катя Самуйлина, призер первенства Москвы по художественной гимнастике и кандидат в олимпийский резерв страны.

Съемки велись в Москве, Минске и Кировске, часть из них прошла на исторической сцене Большого театра. Съемочный процесс занял 80 съемочных дней, из них 14 – в Большом.

На съемочной площадке также была выстроена сцена и часть зала Большого театра в натуральную величину. Это было очень затратно, но все же проще, чем снимать в реальном Большом театре, который занят практически 24 часа в сутки. Там постоянно идут репетиции, спектакли, меняют декорации.

Оператор Сергей Михальчук – лауреат кинофестивалей в Сан-Себастьяне и Берлине. «Большой» – третий совместный проект с Валерием Тодоровским.

Постановкой танцев занимался хореограф Олег Глушков, работавший с Тодоровским в «Стилягах» и сериале «Оттепель».

Музыку для фильма написали композиторы Павел Карманов и Анна Друбич, дочь известного режиссера Сергея Соловьева и актрисы Татьяны Друбич.

Художник по костюмам Александр Осипов создал для фильма «Большой» более 500 костюмов. Дизайнер Алена Ахмадуллина выступила в фильме художником по костюмам героини Алисы Фрейндлих.

Первоначальная версия фильма длилась три часа. Впоследствии режиссер перемонтировал картину, сократив ее на треть.

Фильм создан при поддержке телеканала «Россия» и Фонда кино.

В кинотеатре «Беларусь» кинокартину «Большой» можно посмотреть по 24 мая включительно.

Читайте dneprovec.by «Вконтакте» → vk.com/rnewscity Читайте dneprovec.by в «Одноклассниках» → ok.ru/rcity

Чтобы написать комментарий, войдите, используя социальные сети