Культура > Кино

410

«Дюнкерк» – история спасения. Кинорецензия Dneprovec.by

 +

Когда я впервые услышала слово Дюнкерк, то не очень представляла о чём речь. И только увидев трейлер одноименного фильма, поняла – рассказ пойдет о масштабном военном историческом событии, произошедшем рядом с французским портовым городом, носящим это имя.

Режиссёр фильма «Дюнкерк» Кристофер Нолан, хорошо известен зрителю по таким картинам как «Начало», «Тёмный рыцарь», «Интерстеллар». Свой юбилейный, десятый, полнометражный фильм, Нолан снял, впервые обратившись к жанру исторической военной драмы. К слову, это седьмой его проект, выпущенный студией Warner Bros.

Картина повествует о Дюнкеркской операции времён Второй мировой войны. В ходе боевых действий на территории Франции в 1940 году группировка войск союзников числом в 400 тысяч человек оказалась в немецком окружении в небольшом городке Дюнкерк, на берегу Атлантического океана. Для спасения окружённых войск британское командование приняло решение срочно эвакуировать их в Великобританию морским путём. Фильм рассказывает о героическом спасении солдат британскими военно-морским флотом и многочисленными гражданскими судами, которые перевозили войска, подвергаясь непрерывным атакам немецкой авиации и подводных лодок.

Фильм держит зрителя в напряжении, которое методично нарастает и достигает своего пика к финалу. Повествование строится из нескольких сюжетных линий, объединённых общей темой спасения. Это и песчаный пляж, где тысячи солдат ждут своей очереди на эвакуацию, выстроившись в длинные шеренги. Это и военные лётчики, защищающие спешащие на помощь суда от атак немецких самолетов. Это и события, разворачивающиеся на борту эсминцев, куда удается попасть части окруженных военных. Это и маленький гражданский корабль, идущий на всей скорости в Дюнкерк, чтобы спасти, кого сможет.

Когда я смотрела эту картину, то раз за разом приходила мысль – сколько же нужно внутренних сил, чтобы выдержать подобное! Войска зажаты противником в клещи на открытой территории, где некуда спрятаться от атак с воздуха. Самолеты, пикируя над пляжем, срезают очередями и взрывают бомбардировкой беззащитных людей. И тут же – надежда, приходящая с эсминцами, которые забирают на борт очередные партии солдат. Еще не успевает отзвенеть радость спасения в душах попавших на борт, как корабли уже идут на дно от попадания торпед подводных лодок или от бомб, сброшенных с неба. И те, кто думал, что находятся в шаге от возвращения домой, в лучшем случае оказываются в воде, а в худшем, не успев выбраться из трюмов, тонут. Кому же удается выжить, возвращаются на этот жуткий берег, чтобы снова попадать под атаки авиации. И ад продолжается.

И как всегда, это истории о человеческом выборе и о трудных решениях. «Выживание – дело грязное», – говорит один из солдат, вынуждающий своего собрата идти на смерть во имя собственной жизни. А вот лётчик, который понимает, что горючего осталось только-только для возвращения на базу, но видит, как нужна его помощь, и остается, чтобы прикрывать от вражеских атак суда и людей. Звучит даже вопрос – что же дальше делать с ранеными, ведь одни носилки занимают семь стоячих мест?

И так контрастны виды цветущих клумб в городке и горы тел убитых, громоздящиеся на песке пляжа. Жутко видеть, как загорается пятно от горючего, пролитого на воду подбитым кораблем, и в этой масляной жиже барахтаются упавшие за борт солдаты. Кто-то из них ныряет, но выныривать уже некуда, ведь над головой пылает вода. И каждый из гражданских маленьких кораблей делает большое дело, ведь даже одна спасённая человеческая жизнь – на вес золота. А в ходе Дюнкеркской операции было спасено 338 226 солдат! Вдумайтесь в масштаб…

Глядя на все тяжелейшие события, разворачивающиеся на экране, со всей остротой понимаешь, как же нужно ценить то, что мы имеем – мир, спокойствие, счастье наших родных и близких. Ведь война – это всегда ужас, страдание, боль и смерть…

Добавлю, если вспомнить «Интерстеллар», то можно распознать манеру Нолана в плывущих планах неба и похожих на фотоснимки видах пляжа. В этой картине также звучит музыка композитора Ханса Циммера, и это уже их шестое сотрудничество с режиссером.

А всем собирающимся идти смотреть этот фильм рекомендую прочесть о Дюнкерскской операции в интернете. Я так и сделала, после чего мне стало очень многое понятно. Не буду рассказывать в этой связи про Арденнский лес и странный приказ Гитлера, лучше ознакомьтесь с историческими фактами самостоятельно. Гарантирую – не пожалеете. 

Факты о фильме

Съёмки фильма начались 14 мая 2016 года. Продолжая быть приверженцем съемки на пленку, а не на цифру, Кристофер Нолан решил создавать фильм, комбинируя форматы 15/70 мм IMAX и Super Panavision 65 мм, чтобы достигнуть максимально возможного качества изображения. Вслед за фильмами «Мастер» (2012) и «Омерзительная восьмерка» (2015), «Дюнкерк» стал третьей картиной десятилетия, которая была преимущественно снята и подготовлена к релизу в формате 70 мм.

Это вторая совместная работа оператора Хойте Ван Хойтемы и режиссера Кристофера Нолана. Первой был фильм «Интерстеллар» (2014).

Нолан получит за «Дюнкерк» рекордный гонорар – фиксированную сумму в размере 20 миллионов долларов, а также 20% от кассовых сборов.

Это третий фильм в карьере режиссёра, сценарий к которому полностью написал он один. Предыдущими были «Преследование» (1999) и «Начало» (2010).

Когда велись съемки во Франции во избежание утечки информации проект носил рабочее название «Bodega Bay» (Бодега-Бэй).

Во время съемок на побережье озера Эйсселмер в Нидерландах операционной базой для съемочной группы стал маленький рыбацкий городок Урк. В некоторых сценах фильма использовались старинные рыбацкие лодки UK 12 и UK 114. UK – является обозначением города Урка.

Для воссоздания невероятной сцены эвакуации одной трети миллиона солдат союзных войск, было задействовано 1500 актеров массовки. Чтобы избежать применения компьютерной графики, съемочная группа использовала вырезанные из картона фигуры солдат и военной техники – их устанавливали далеко на заднем плане для создания иллюзии большого войска. Кроме того, во время съемок сцен морского боя использовались реальные эсминцы.

Одну из ролей в фильме получил Гарри Стайлс – британский певец, участник группы One Direction. Это его первый полнометражный художественный фильм. Из-за повышенного внимания со стороны девушек, Гарри Стайлс появлялся на съемочной площадке только в сопровождении личного телохранителя.

Источником вдохновения для съемок массовых сцен для Кристофера Нолана послужили работы из жанра немого кино – «Алчность» (1924), «Нетерпимость» (1916) и «Восход солнца» (1927). Также, чтобы создать в фильме напряжение через детали, Кристофер Нолан изучал фильмы «Приговоренный к смерти бежал, или Дух веет, где хочет» (1956), «Карманник» (1959), «Спасти рядового Райана» (1998) и «Плата за страх» (1953).

Остаётся добавить, что посмотреть фильм «Дюнкерк» можно в кинотеатре «Беларусь» по 2 августа включительно.

Читайте dneprovec.by «Вконтакте» → vk.com/rnewscity Читайте dneprovec.by в «Одноклассниках» → ok.ru/rcity

Чтобы написать комментарий, войдите, используя социальные сети