01/12/2017

Кинорецензия Dneprovec.by: «Легенда о Коловрате». Фильм по технологии хромакей. Ни одного кадра не снято на натуре

На экраны вышел новый фильм российского производства – «Легенда о Коловрате». Евпатий Коловрат – личность вполне историческая, как и совершённый им подвиг. Однако этот боевик, по всему, весьма далёк от реальной истории. Не зря и позиционируется, как своего рода мифологическое фэнтези.

На экраны вышел новый фильм российского производства – «Легенда о Коловрате». Евпатий Коловрат – личность вполне историческая, как и совершённый им подвиг. Однако этот боевик, по всему, весьма далёк от реальной истории. Не зря и позиционируется, как своего рода мифологическое фэнтези.

Создатели фильма частично опирались на исторический источник, в котором упоминается подвиг Евпатия Коловрата, – летопись «Повесть о разорении Рязани Батыем».

Итак, к сюжету. XIII век, Русь раздроблена и готова пасть на колени перед ханом Золотой Орды Батыем. Испепеляя города и заливая русские земли кровью, захватчики не встречают серьезного сопротивления, но вот один воин бросает им вызов. Молодой рязанский витязь Евпатий Коловрат возглавляет отряд смельчаков, чтобы отомстить за свою любовь и родину. Его отвага поразит даже Батыя, а имя русского героя навсегда останется в памяти народа. Это вкратце.

А если говорить о впечатлениях, они весьма неоднородны и где-то противоречивы. Хотя, если забыть об историчности, а смотреть именно как фентэзи, то почему бы и нет? В таком разрезе фильм достаточно интересен, а местами и захватывает. В начале картины Евпатий Коловрат (Илья Малаков) выглядит несколько странно – растерянный, забывчивый десятник рязанского князя Юрия, обучающий своих воинов групповому бою. Любящая жена, детишки – всё, как положено. Но вот приходит беда – Золотая Орда.

Волей князя и случая Евпатий остаётся в живых, как и небольшая группа его сотоварищей. Найдя вместо дома пепелище, русичи понимают, что надо дать отпор врагу, защитить окрестные земли от разорения. Но тщетны их надежды на подмогу от других князей. Пару десятков смельчаков остается лицом к лицу с несметными полчищами захватчиков.

Тут сразу замечу, что Батый и его войско выглядят так, как и во сне не приснится любому мало мальски знакомому с их историческим обликом и амуницией. Невероятная солянка из восточных стилей в костюмах и доспехах, сдобренная какой-то странной боевой раскраской. Честно признаюсь, меня даже несколько шокировали эти образы. Однако, вспоминая про неисторичность картины, можно попробовать принять и такой вариант.

Отдельных слов заслуживают поединки. Конечно, они мало реалистичны, но красочны. Этим и берут.

Вообще, глядя на экран, я пыталась представить, как приходилось исхитряться актёрам, работая по технологии хромакей без декораций, а зачастую и без партнёров по кадру, окружёнными только зелёным фоном. Мне кажется, это требует какого-то нового уровня актёрского мастерства, где нужно в большой мере полагаться именно на воображение и визуализацию.

Ещё в картине используется некая гипертрофированность подачи во многих эпизодах, стилизация и расчёт на зрителя нынешнего поколения. Пожалуй, именно его и стремились заинтересовать авторы фильма.

И, несмотря на все эти нюансы, мне удалось прочувствовать в картине целый ряд глубоких и сильных моментов, как ни парадоксально, может быть, это звучит. Я смотрела на сожжённый город и понимала, как страшна война и разруха в любые времена. Как щемит сердце от вида детей-сирот и их чистых глаз. Как в любые века женская доля – молиться от всего сердца, чтобы Бог хранил мужчин в битвах, чтобы возвращались они с поля боя живыми. Это так пронзительно ощутимо даже в небольших эпизодах. Думаю, это удача создателей фильма.

Не преминули они включить в события и чернеца Нестора, который со своим медведем по кличке Потапыч оказал поддержку Коловрату и его сотоварищам. Медведь, конечно, тоже гипертрофированный: размером, пожалуй, с индийского слона. Что это? Аллегория? Возможно, но какая-то уж слишком нарочитая.

А вот в горстку храбрецов на вершине холма верится, как и в то, что они раз за разом вынуждали откатываться волны наступающих монголо-татар, да так, что витязей смогли одолеть, только применив камнемёты, что, к слову, отмечено и в истории.

Верится и в слова хана Батыя, произнесённые над погибшим Евпатием Коловратом: «Если бы этот воин был моим, я держал бы его у самого сердца». Восхищённый доблестью русича, хан повелел похоронить его со всеми почестями, достойными багатура, и сложить над ним курган выше, чем холм, на котором тот сражался.

Чего ещё смогли добиться авторы картины, так это ощущения того самого истинного духа благородной силы и отваги русских воинов. И хотя гибнут герои, но жива надежда и есть будущее, олицетворением чему служит парус над санями с детьми, скользящими прочь от битвы по скованной льдом реке…

Что ж, этот спорный и немного странный фильм оставил доброе впечатление в финале. А значит, его стоит посмотреть и составить собственное мнение.

Из истории создания

Картина «Легенда о Коловрате» режиссёров Джаника Файзиева и Ивана Шурховецкого снималась с конца января до начала мая 2016 года и стала первым российским фильмом, полностью созданным с использованием технологии хромакей, то есть на зеленом экране с последующим наложением компьютерной графики. Ни одного кадра для него не было снято на натуре. Все съемки проходили в Москве на территории завода ЗИЛ.

К слову, общий метраж возведенных там хромакейных павильонов составляет более 4 тысяч квадратных метров, они самые большие в Европе. По соседству с павильонами находился зал для тренировок, манеж для верховой езды и конюшня.

Евпатия Коловрата сыграл Илья Малаков, впервые снимавшийся в главной роли в полнометражном художественном фильме. В период съемок он сломал правую руку на репетиции в театре, но решил продолжить работу над фильмом. Актеру установили штифт. Несмотря на травму и перенесенную операцию, все трюки Малаков исполнил самостоятельно.

Весь саундтрек к фильму написал американский композитор и музыкант, лидер группы System of A Down Серж Танкян. Во время записи он сотрудничал с исполнителями на народных инструментах (балалайке, жалейке, трещотке, домре и других), с мастерами горлового пения из Тувы, симфоническим оркестром и хором. В записи участвовали электрогитары и электронные инструменты, но в саундтреке нет ни одной ноты, сыгранной на фортепиано. На многих инструментах Серж сыграл лично.

Главную песню для саундтрека, композицию "A fine morning to die" ("Прекрасное утро, чтобы умереть") Серж Танкян записал совместно с солисткой группы IOWA, белоруской Екатериной Иванчиковой.

Из реальных декораций для фильма были возведены: часть крепостной стены, городские ворота, фрагменты интерьера собора, фрагменты интерьера княжеских палат, интерьер дома Коловрата, фрагменты интерьера шатра Батыя.

Самым трудоемким на проекте был грим Батыя. Актер Александр Цой, сыгравший хана, ежедневно проводил в кресле гримера около полутора часов. На снятие «образа» в конце смены уходило около часа.

Для проекта специалисты сшили около 300 костюмов. Ткани, кожу и меха для них закупали в Индии, Турции, России, Китае и Монголии. Некоторые детали были антикварными. На блошиных рынках в Индии и Монголии также приобретали винтажные аксессуары и украшения.

Остается добавить, что фильм «Легенда о Коловрате» демонстрируется в кинотеатре «Беларусь» по 13 декабря включительно.



--- взято с сайта dneprovec.by ---