Культура > Кино

4324

Кинорецензия Dneprovec.by. Новый российский фильм «Жги!»: тернистый путь к мечте

 +

На XXVIII кинофестивале «Кинотавр» в Сочи фильм «Жги!» критики разгромили, а вот зрители приняли практически на ура.

Когда я выходила из кинотеатра после просмотра нового российского фильма «Жги!», в голове клубилось множество мыслей, что, замечу, бывает далеко не после каждой картины. Нынешняя рецензия – 19-я по счёту с того момента, как я начала их писать, так что, поверьте, есть с чем сравнить.

Сразу скажу: фильм неоднозначный, но назвать его неудачным или проходным просто не повернётся язык. Он, безусловно, заслуживает внимания. Уже хотя бы своей неприкрытой правдой и реалистичностью. Наблюдая за событиями на экране, я раз за разом ловила себя на том, что мысленно определяю: верю или не верю. И моментов, в которые верилось, было значительно больше. Пусть что-то было показано несколько преувеличено или чуть скомкано, так ведь это и не 8-серийный сериал, а полуторачасовой дебютный фильм режиссёра Кирилла Плетнёва.

А теперь к сюжету. Алевтина Романова (Инга Оболдина) служит надсмотрщицей в женской колонии. Из образа строгой надзирательницы выбивается лишь одно – ее голос, которому позавидовала бы и знатная оперная дива. Правда, таланта своего женщина стесняется с детства и теперь лишь изредка, когда никого нет рядом, поет для себя. Но как бы Алевтина не старалась оставаться незамеченной, одна из заключенных тайно записывает ее пение на телефон и выкладывает видео в интернет. Запись становится сенсацией, и Алевтину приглашают в Москву на новое популярное песенное шоу страны «Зажги!» В героине постепенно просыпается искреннее желание изменить свою жизнь, но она совершенно не готова к конкурсу. Единственным человеком, способным помочь подготовиться к выступлению, становится Мария Стар (Виктория Исакова), та самая заключенная, в прошлом – певица.

Кто-то скажет: очередная история про Золушку. Как бы ни так. Да, где-то режет глаз порой излишне резкое поведение надсмотрщицы по отношению к заключенным, но в какой-то момент видишь её беспомощность, которая и прикрывается нарочитой жёсткостью. С волками жить… Что-то из этой серии. А окружение то ещё. Коррупционер-начальник колонии, на стройке дома которого вкалывают эти осужденные женщины. Молодые парни-надсмотрщики, позволяющие себе ну очень большие и преступные вольности с молоденькими заключенными девушками. Воистину: «Нет ничего страшнее, чем то, когда слабый получает власть над беззащитным». И это им сходит с рук, потому что рука руку моет, и всё перетекает по замкнутому кругу.

А что же дома у нашей героини? Муж-плотник, повязанный делами с её начальником Иванычем (Владимир Ильин). Дочь, которая готовится поступать на вокал, по всему, чтобы исполнить не свои, но мамины мечты петь. И вот когда оказывается, что Алевтина имеет настоящий талант, это перестаёт укладываться в привычные рамки. Так всегда бывает, когда человек начинает изменяться и демонстрировать другое поведение. Это чаще всего встречается в штыки и в первую очередь близкими, потому что такой человек перестаёт быть удобным. И нужно самому как-то меняться, чтобы принимать то, что изменилось в нём. На это способен далеко не каждый. А если и да, то не сразу. Так и Алевтине приходится понять, что муж кардинально против таких перемен. Как не понимает и перестаёт принимать её уже и большинство сослуживцев. Человек выбивается из общего налаженного русла. Вот и следствие.

В фильме есть целый ряд невероятно пронзительных моментов. Например, когда Алевтина слушает, как играет на фортепиано партию из оперы Джакомо Пуччини «Тоска» та самая Мария. И так явна пропасть между миром бараков, стоящих в зимней грязной распутице, миром, где наша героиня одета в мужской вариант униформы, и тем, где живет глубокий голос, звучащий из иной реальности. И вот в эту реальность ей и предстоит шагнуть. А в помощь только Мария Стар, убившая своего мужа за его бессердечие и жестокость.

Две недели до конкурса. Вот в это не верится. За такой срок не поставить оперный голос пусть и фантастически талантливой исполнительнице, которую сравнивают с молодой Пугачёвой.

Но, когда вдруг организуется концерт как генеральный прогон на публику, Алевтина смотрит на эти лица в зале и просто не может петь… В их глазах нет жизни, нет поддержки, а только насмешка, злость, ирония, зависть, желание унизить и поглумиться. Не так ли бывает в реальной жизни? Так. Но, когда она всё же находит в себе силы снова подняться на сцену, я смотрю на её шаги и сопереживаю в полной мере. Это сильный момент.

Честно говоря, когда показывают Москву и прибывающих на телевиденье звезд, пропасть между миром женской колонии и столичного бомонда кажется просто безграничной.

К слову, на XXVIII кинофестивале «Кинотавр» в Сочи, где картина была впервые представлена летом этого года, критики предались её разгрому. А вот зрители приняли практически на ура за сочетание комедии и драмы, по итогам их голосования фильм набрал в рейтинге 8,4 балла из 10 возможных. Посмотрев картину, я задалась вопросом: а где живут эти критики? В Москве? В иных столицах? Так что же им ведомо про другую жизнь? Лишь в теории. Или в придирках. Да, можно рассуждать о художественной ценности, о тех или иных приёмах исполнения и подачи, о шероховатостях и ляпах. Можно. Но также нужно видеть и удачные вещи. Не уходя во вкусовщину.

А что же приносит нам финал? Почему не Золушка? Тут, на мой взгляд, все было показано уже более сказочно. И дело не в поступках героинь, в которые как раз верится, а в общей канве сюжета, в том, как это было подано. Алевтина использует свой шанс и момент славы совсем для иного: чтобы спасти ту, кто научил её петь и быть на самом деле женщиной, быть свободной и смелой – заключённую Марию Стар, которую творящийся в колонии беспредел довел до крайности. И всё заканчивается неоднозначно. Можно только гадать, куда дальше заведут пути-дороги двух главных героинь этой картины. Варианты есть разные.

А вот с тем, что музыкальный ролик, идущий параллельно с титрами в конце, полностью выбивается из повествования картины, я соглашусь. С натяжкой его можно принять, если допускать, что в кадре танцуют уже не герои фильма, а именно актёры, объединённые общей темой тернистого пути к мечте. Ведь мечта есть у каждого из нас, но у каждого ли хватает сил, чтобы воплотить её в реальность?

Факты о фильме

  • Основой сценария послужила реальная история британской певицы Сэм Бэйли, победительницы 10-го сезона музыкального телешоу The X Factor (2013), работавшей надзирательницей в мужской тюрьме.
  • Главная роль в сценарии писалась Кириллом Плетнёвым специально под актрису Ингу Оболдину. Вторая главная женская роль писалась под Ксению Раппопорт, но сыграла её в итоге Виктория Исакова.
  • Обе актрисы поют своими голосами, за исключением оперных арий.
  • Первая часть съёмочного периода фильма проходила в Псковской области в законсервированной воспитательной колонии в городе Невель. Так была получена почти готовая декорация, требующая небольшого косметического вмешательства.
  • Это помогло и с подбором актёров для второго плана и массовки. В стоящих рядом с колонией домах живут бывшие работники ВОХР, которые и приняли участие в съёмках фильма. Режиссёр решил одеть их в зэков, и это абсолютно сработало, вплоть до выражения глаз.
  • Картина уже получила ряд наград на различных фестивалях, в частности на XXVIII кинофестивале «Кинотавр» Инга Оболдина была удостоена приза за лучшую женскую роль.

Фильм «Жги!» можно посмотреть в кинотеатре «Беларусь» по 13 декабря включительно.

Читайте dneprovec.by «Вконтакте» → vk.com/rnewscity Читайте dneprovec.by в «Одноклассниках» → ok.ru/rcity

Чтобы написать комментарий, войдите, используя социальные сети