Культура > Кино

1722

Неудержимое «Движение вверх». Кинорецензия Dneprovec.by

 +

На экраны фильм вышел 28 декабря. В новогоднем прокате ленту просмотрели уже около миллиона человек, три четверти опрошенных социологами зрителей ставят ей наивысший балл.

В российский прокат вышла спортивная драма «Движение вверх», рассказывающая о победе советской баскетбольной сборной над американской командой в финале мюнхенской Олимпиады 1972 года. В основу фильма легла одноименная книга Сергея Белова, одного из основных игроков той легендарной сборной.

Скажу сразу, что для дневного сеанса в зале кинотеатра было довольно много зрителей и, что отрадно, большинство молодёжи. И, забегая вперёд, раскрою неожиданность финала – на последних кадрах картины зал начал аплодировать. Это невероятная редкость в наших кинотеатрах. Говорят, что в прошлый раз такое происходило у нас на премьере картины «Легенда № 17». Что не удивляет, поскольку нынешний фильм снимался той же командой, что и лента про легендарного советского хоккеиста Валерия Харламова. Режиссёром картины «Движение вверх» выступил Антон Мегердичев, продюсеры фильма – Леонид Верещагин, Никита Михалков, Антон Златопольский, сценарист – Николай Куликов.

На этапе подготовки картины было много сложностей. Так, одни прототипы киногероев благосклонно отнеслись к проекту, другие резко негативно. В результате во избежание ещё больших проблем легендарный тренер Владимир Кондрашин стал на экране вымышленным Владимиром Гаранжиным. Поменяли имена и некоторым другим персонажам, при этом для всех игроков сборной фамилии сохранили, а также было создано и определенное внешнее сходство актёров с теми, чьи роли они исполняли.

«Движение вверх» условно можно разделить на две части. Одна из них о назначении нового тренера Гаранжина (Владимир Машков) в сборную союза по баскетболу, о непростой сонастройке заново сформированной команды, о сенсационном заявлении тренера, выразившего на пресс-конференции в Европе намерение одолеть через год на Олимпиаде сборную США, остававшуюся непобежденной с 1936 года, о волнениях партократов и о планомерном движении команды к победе. Нужно заметить, что Машков выглядит в роли тренера весьма органично и убедительно. Как и образы, воплощённые на экране Андреем Смоляковым, Сергеем Гармашем, Маратом Башаровым, Василием Щипицыным.

Во второй части картины с практически скрупулёзной точностью показан тот самый невероятный матч, где победу советской сборной решили последние три секунды игры. Во время просмотра возникает ощущение, словно находишься в реальном времени, если не на трибуне, то у экрана телевизора. И поневоле вскрикиваешь, когда от жёсткого приёма соперника на площадке падает наш (!) спортсмен. И это сопереживание никуда не делось сквозь годы, фильм даёт возможность ощутить внутреннее единение и волю к победе многонациональной советской сборной. На протяжении всего показа игры зритель находится в напряжении, погружаясь в события с головой.

Прекрасно свою роль здесь выполняет рапид – способ ускоренной киносъёмки, позволяющий воспроизводить на экране быстропротекающие процессы в замедленном темпе. Ускоренная съёмка даёт возможность замедлить движение на экране и рассмотреть его во всех подробностях. Особенно это актуально при съёмках спортивных соревнований, когда необходимо определить победителя или оценить точность выполнения упражнений. Этот матч так и предстаёт перед кинозрителями. Те самые последние три секунды, кажется, растягиваются в вечность: мы видим реакцию трибун, болельщиков в разных концах земного шара, видим точность движения баскетболистов и решающий бросок, изменяющий историю спорта.

В картине показаны и сложные страницы жизни героев, человечность и трусость, героизм и недоверие, боль и надежда – широкая палитра людских качеств и чувств. А ещё – изначальная конфликтность игроков сборной и такая особенная работа тренера. В чём же эта особенность? Не только в понимании тактики и стратегии игры, но в способности разглядеть индивидуальность каждого спортсмена команды, выкристаллизовать его талант, сильную сторону и использовать это в игре с максимальной точностью и отдачей. А ещё наладить отношения в сборной, которая в финале становится практически семьёй. По большому счёту это фильм о команде, которой под силу оказалось даже считавшееся невозможным.

Не знаю, как кто, а я люблю фильмы про спорт. В них всегда восхищает сила человеческого духа, рядом с которой так видны мелочность и неверие, любые негативные качества и их проявления. Не так ли и устроена жизнь? Она проверяет нас на прочность. В спорте же это доводится испытывать в концентрированном виде. К слову, одна из зрительниц рассказала после сеанса, что спортивное кино – это не её тема, но этот фильм смотрела с большим удовольствием.

Советский чиновничий аппарат в фильме показан неброско. Да, есть топанье ногами и неверие в силы команды, но это выглядит не критично. Наверное, ярче видны даже характеры американских баскетболистов, хотя мы и видим их фрагментарно во время игры. Тем не менее есть в картине и кадры унизительного досмотра сборной на советской таможне, и запреты жениться для спортсменов, и желание некоторых эмигрировать. Но когда на Олимпиаде 1972 года происходит террористический захват заложников, спорт становится выше войны и насилия и несёт свой положительный заряд единения людям.

Конечно, очень даже неслучайным выглядит выход на экраны такой патриотической картины вскоре после недавнего отстранения российской сборной от участия в Олимпиаде-2018. Но, возможно, это и совпадение, так как фильм снимался, начиная ещё с августа 2016 года.

Я смотрела картину и думала о наших юных речицких баскетболистах, о школе тренера Александра Верхотурова, воспитавшего спортсменку Наталью Марченко, игравшую за сборную Беларуси, баскетбольный турнир имени которой стал теперь уже традиционным в нашем городе. Очень хочется пожелать нашим ребятам побед! И обязательно посмотреть этот фильм, безусловно поднимающий спортивный дух.

О съемках

  • Сам матч между сборными СССР и США снимался в первые съемочные дни в одном из московских спорткомплексов.
  • В качестве консультанта над картиной работал Иван Едешко, член баскетбольной сборной СССР и непосредственный участник того исторического матча. Его пас стал решающим в той игре.
  • Баскетболист Алжан Жармухамедов хоть и не присутствовал на съемках, как Едешко, но много рассказывал об игре, её особенностях, о том, что чувствовал на последних секундах матча.
  • Для сценариста Николая Куликова это уже третий проект на студии «Тритэ». До этого были фильмы: «Легенда № 17» (2012) и «Экипаж» (2016).

Остаётся добавить, что фильм «Движение вверх» можно посмотреть в кинотеатре «Беларусь» по 17 января включительно. К слову, по просьбам зрителей добавлен дополнительный вечерний сеанс.

Читайте dneprovec.by «Вконтакте» → vk.com/rnewscity Читайте dneprovec.by в «Одноклассниках» → ok.ru/rcity

Чтобы написать комментарий, войдите, используя социальные сети