Культура > Кино

1361

«Селфи». Быть настоящим. Кинорецензия Dneprovec.by

 +

Новый российский фильм «Селфи» критики поругивают, отмечая так или иначе лишь Константина Хабенского, который исполнил в нём главную роль. Однако, я бы не была столь категоричной, картина неоднозначная и несёт свои идею и смысл.

Фильм снят по книге «Духless 21 века. Селфи» Сергея Минаева. Он же автор сценария, режиссёром выступил Николай Хомерики.

С самых первых кадров зритель окунается в циничную, сексуальную и разгульную жизнь главного героя – известного писателя Владимира Богданова. Восемь лет назад он написал гениальную книгу о своём времени и поколении под названием «Кости» и стал иконой стиля. Как говорят, чиновники и хипстеры носили его после этого на руках. И, пожалуй, название книги тоже символично. Были несколько книг-продолжений, но каждая следующая из них оказывалась слабее предыдущей. И вот уже длительное время Богданов не может написать ни строчки, прогуливая в ночных клубах аванс, полученный ещё полгода назад, за новый так и не созданный роман. Таблетки, алкоголь, женщины и эфиры претенциозной авторской программы на телевиденье, во всем этом колесе страстей лишь один светлый лучик – дочь, с матерью которой они, естественно, в разводе. Когда именитого автора спрашивают на очередной встрече с читателями автобиографичен ли главный герой его книг, он отвечает: «Мой герой – это не я. Я намного хуже».

И вот однажды Богданову приходит в голову вопрос: почему человек сам разрушает себя, вопреки инстинкту самосохранения? Значит, есть кто-то ещё, кто хочет построить жизнь по своим законам? «Как бы я хотел до него добраться», – мечтает писатель. Что ж, судьба или злой рок предоставляют ему такую возможность, когда в один прекрасный, а скорее не очень, миг Богданова заменяет во всех сферах жизни его двойник.

Представьте себе только, если бы такое случилось с вами. Как бы вы вели себя и чувствовали? В вашей семье его принимают и любят, на работе ценят коллеги, радуются друзья. Тем более, что двойник показывает лучшие из ваших качеств, многие из которых вы уже и забыли. И как возможно доказать, что вы это вы, а он – самозванец? Хорошая головоломка. Не удивительно, что герою картины доводится и стать жертвой жестокого перформанса, и побывать в психиатрической клинике, и потерять настоящего друга. Остается лишь дочь, которая верит ему и в него. Да, поначалу Богданов растерян, он мечется и не знает, что предпринять. Но двойника подводят мелкие детали, и в итоге у оригинала хватает сил найти нетривиальный выход из этого, казалось бы, невозможного замкнутого круга.

В финале двойник уже ощущается аллегорией того самого снимка, селфи, который можно обработать с помощью множества фильтров и придать ему все приятные черты. И именно такое фото набирает в сети гораздо больше лайков, чем честный фотоснимок без прикрас. И здесь возникает много вопросов – какую жизнь предпочитаем мы? Приглаженную искусственную или живую? И далее – как и какими мы выбираем быть в этой реальности?

Мне кажется, что этот фильм показывает, как человек, потерявший абсолютно всё, наконец-то вычленяет из этого всего самое важное и ценное, настоящее, очищаясь от шелухи и показушного лоска. В пору спросить – почему же так устроена психика людей, что только потери учат нас ценить то, что уже потеряно. И если главному герою фильма удается справиться с этим, такой второй шанс дорогого стоит.

Факты о фильме

Сергей Минаев лично предложил Константину Хабенскому сыграть главную роль в фильме по его книге. Это случилось, когда Хабенский случайным образом приехал к писателю на дачный участок, чтобы посмотреть построенный дом, который актер хотел также возвести у себя.

На роль друга Богданова Макса рассматривалось четыре артиста. Пятым кандидатом неожиданно стал продюсер фильма Фёдор Бондарчук, чью фотографию продюсер Петр Ануров и режиссер Николай Хомерики подложили в последний момент в стопку для рассмотрения. Бондарчук, увидев самого себя в списке претендентов на роль, сначала растерялся, а потом решил попробовать сыграть. Ещё одним продюсером картины выступает Дмитрий Рудовский.

Актрису на роль дочки Богданова искали среди театральных и спортивных детей, которые занимаются фехтованием. В книге дочка главного героя не занималась фехтованием. А для картины этот вид спорта был выбран потому, что очень подходил под сюжет: двое соперников в масках, практически одинаково выглядящих, борются друг с другом. Так же как Богданов и его двойник.

В фильме также принимают участие Юлия Хлынина, Анна Михалкова и Северия Янушаускайте.

Во время работы над книгой Сергей Минаев обращался за консультациями к психологам и изучал истории людей с синдромом Капгра.  При этом синдроме из области психиатрии больной верит, что кого-то из его ближайшего окружения или его самого заменил двойник. Больной может утверждать, что плохие поступки, которые приписывают его авторству, совершил двойник, который в точности похож на него.

Повествование фильма движется довольно бодро, хотя в определённые моменты его становится трудно смотреть из-за непростых ситуаций и выборов, что нужно делать герою. Мне кажется, Константин Хабенский в достаточной мере отразил противоречивый внутренний мир Богданова. Да, не везде на это приятно смотреть, но в том-то и смысл – заставить нас задуматься над собственными жизнями и нашими ценностями.

К слову, в этом году в прокат должна выйти картина «Собибор», являющаяся режиссерским дебютом Константина Хабенского. Фильм посвящен единственному успешному восстанию заключенных в нацистском лагере. Хабенский также сыграет в картине главную роль.

Остаётся добавить, что фильм «Селфи» можно посмотреть в кинотеатре «Беларусь» по 14 февраля включительно.

Читайте dneprovec.by «Вконтакте» → vk.com/rnewscity Читайте dneprovec.by в «Одноклассниках» → ok.ru/rcity

Чтобы написать комментарий, войдите, используя социальные сети