Культура > Кино

1397

Кинорецензия Dneprovec.by. Всем игрокам приготовиться, или Альтернативная реальность от Стивена Спилберга

 +

На экраны вышел новый научно-фантастический приключенческий фильм мэтра кинематографа, режиссёра Стивена Спилберга «Первому игроку приготовиться». Сразу замечу, что эта картина на своего зрителя, но она в самом деле удивляет. По крайней мере, мне видеть что-то подобное по сюжету и техническому исполнению не доводилось.

Стивен Спилберг
Стивен Спилберг

Фильм снят по одноимённой книге Эрнеста Клайна, который выступил и сценаристом совместно с Заком Пенном. Это картина о мире будущего. На дворе 2045 год. Из-за Великой рецессии мировая экономика находится в состоянии спада, в наличии глобальный дефицит ресурсов. В то же время, интернет и игровая культура достигли небывалых высот, получив такое изобретение, как ОАЗИС – Онтологический антропоцентрический зрительно-иммерсивный симулятор – многопользовательскую онлайн-игру, созданную Джеймсом Холлидеем (Марк Райлэнс) и Огденом Морроу (Саймон Пегг). В этом виртуальном мире люди сами выбирают для себя аватары и их способности, всё больше погружаясь в альтернативную реальность и выходя из неё только для того, чтобы спать, есть и справлять естественные надобности.

Эксцентричный богач Холлидей перед смертью оставляет завещание, согласно которому он спрятал в игре три ключа и «пасхалку». Отыскав их и пройдя сквозь лабиринты ОАЗИСа, игрок получит все его многомиллиардное состояние. Битва за главный приз начинается сразу после оглашения завещания. Однако проходит несколько лет, но никому так и не удается найти первую подсказку. Гениальный разработчик был помешан на культуре 1980-х, это заставляет охотников за ключами и «пасхалкой» – пасхантеров – буквально учить наизусть фильмы, сериалы, песни, события того времени, в надежде, что так получится разгадать головоломки. Искателям противостоит глобальный конгломерат связи и крупнейший интернет-провайдер Innovative Online Industries или IOI, главной целью которого является захват ОАЗИСа. Подросток Уэйд Уоттс (Тай Шеридан) живет в бедном районе Оклахомы, как все, пропадает в виртуальной реальности и наряду с другими игроками также включается в поиски. Парню предстоит пройти ряд испытаний, бросить вызов бездушной корпорации и встретить настоящую любовь.

Перед Стивеном Спилбергом стояла неимоверно сложная задача: перенести на большой экран бестселлер, построенный вокруг отсылок к популярной культуре 1980-х: множеству фильмов, компьютерных игр, музыкальных исполнителей и хитов тех лет. Всего в книге насчитывается порядка 80-ти таких отсылок, в фильме их всё же меньше, но уже сам факт, что стало возможным всё это показать, – заслуга режиссёра. Студия Warner Bros. приобрела права на экранизацию «Игрока» еще за год до публикации романа. Но, когда в 2011 году книга вышла в свет, ее тут же окрестили «неснимаемой», ведь объединить в фильме персонажей из разных произведений – труднейшая юридическая задача. Но, когда за дело взялся Стивен Спилберг, многие поверили: кому, как не режиссеру классики 1980-х снимать кино по самому гиковскому* роману в мире? И всё удалось.

На улицах и площадях, в морях и пустынях, в разнообразнейших пространствах ОАЗИСа можно встретить Мехагодзиллу и Кинг Конга, Фредди Крюгера и Стального гиганта; можно проехать в автомобиле из «Назад в будущее» и дойти до границ Мордора, познакомиться с Ларой Крофт и Кратосом. На добрых 10–15 минут зритель погружается в «Сияние» Стэнли Кубрика. И все это происходит под «Blue Monday» New Order, «Jump» Van Halen, «Take on me» A-Ha и другие хиты «золотых» 1980-х.

Новая картина – настоящий блокбастер от самого создателя этого жанра кино. Если начало довольно неспешно и повествовательно, то постепенно сюжет набирает обороты и добавляет всё больше экшна. А батальная сцена даже захватывает дух. Интересен показ виртуального мира и переходы в реальность. Это чем-то слегка напомнило мне подходы Люка Бессона в его фильме «Валериан и город тысячи планет». Однако сравнивать эти картины я бы не стала.

Сюжет классический: противостояние доброго простого парня Уэйда Уоттса (к слову, ник его аватара в ОАЗИС «Парсифаль» – по имени героя эпоса о короле Артуре, нашедшем Грааль) и злодея – руководителя корпорации IOI Нолана Сорренто (Бен Мендельсон). Друзья, любовь, интриги, помощь – всего ровно в меру. Добавляем к этому спецэффекты, много хорошей музыки от Алана Сильвестри, гений Стивена Спилберга и на выходе получаем необычное кино, которое я однозначно рекомендовала бы гикам и геймерам, а также любителям жанра киберпанка и поклонникам творчества режиссёра этой картины.

Стивен Спилберг так отозвался об авторе романа «Первому игроку приготовиться»: «Эрнест Клайн – настоящий провидец. Он увидел будущее раньше, чем любой из нас мог его вообразить». И если задуматься, то это будущее уже не за горами. Вот только устоим ли мы перед соблазном забыть о реальности и перенестись в такой желанный, созданный каждым под себя мир? В фильме игроки отдавали последние гроши на покупку амуниции и техники для погружения в виртуальную реальность, а затем попадали в практически пожизненную долговую яму корпорации IOI. Всё это весьма неоднозначно, ведь так манят открывающиеся в игре возможности, но, как говорит сам создатель ОАЗИСа, только реальность реальна. А значит, нужно искать баланс и ценить саму жизнь.

Остаётся добавить, что фильм «Первому игроку приготовиться» можно посмотреть в кинотеатре «Беларусь» по 11 апреля включительно.


* Гик – человек, чрезвычайно увлечённый чем-либо, фанат. Изначально гиками именовали людей, увлечённых высокими технологиями, обычно компьютерами и гаджетами. В 2000-е годы распространилось другое значение слова: человек, увлечённый популярной культурой, член фэндома.

Перепечатка текста и фото Dneprovec.by запрещена без разрешения редакции. info@dneprovec.by

Читайте dneprovec.by «Вконтакте» → vk.com/rnewscity Читайте dneprovec.by в «Одноклассниках» → ok.ru/rcity

Чтобы написать комментарий, войдите, используя социальные сети