Культура > Кино

1425

Кинорецензия Dneprovec.by. «Собибор»: жуткая правда о лагере смерти

 +

Искусство, пронзительное до боли, способно будить заснувшие души

В этот вечер мне очень долго хотелось молчать и слушать тишину. Фильм «Собибор» просто сорвал, смял и раздавил шелуху повседневности, которой была до того занята голова. Когда я вышла из кинотеатра, город вокруг казался картонным, ненастоящим, находящимся словно за пеленой.

«Собибор» – международный фильм в жанре военной драмы режиссёра Константина Хабенского. Картина основана на событиях, произошедших в годы Второй мировой войны в нацистском лагере смерти Собибор на территории Польши. В октябре 1943 года лейтенанту Советской армии Александру Печерскому (Константин Хабенский), попавшему в плен и оказавшемуся в концлагере, всего за три недели удалось спланировать интернациональное восстание заключённых из Польши и стран Западной Европы, которое стало единственным успешным восстанием в нацистском лагере смерти. Картина основана на книге Ильи Васильева «Александр Печерский: прорыв в бессмертие».

Этот фильм не щадит наши нервы, не приглаживает, не лакирует страшные страницы истории, о которой многие ныне стараются забыть. Порой доводится слышать: «Ах, эти рассказы о войне уже набили оскомину!» Что ж, пожалуй, стоит собирать старших школьников, студентов и вот так организованно отводить на просмотр картины «Собибор». Глядишь, отпечатается, запомнится, западёт в душу и всей неприкрытой правдой научит человечности.

После просмотра я вышла в фойе, и тем более контрастно выглядела солидная очередь в кассу на фильм «Мстители» по комиксам Marvel. Да, безусловно, развлечения нужны. И я сама смотрю такое кино для отдыха. Однако как же мы тяготеем к более простому и пустому и прячемся от того, что заставляет по-настоящему мыслить, сопереживать. Тех, кто стремится думать, видеть, знать всегда гораздо меньше. Это печально, но факт.

Такие глубокие и честные фильмы, как «Собибор», нужно снимать обязательно. Ведь, как сказал режиссёр и исполнитель главной роли Константин Хабенский, этот фильм рассчитан на зрителей, которые умеют чувствовать и сопереживать. И мне совсем не хочется сейчас обсуждать художественные достоинства или искать пробелы в этой дебютной режиссерской работе, а хочется сказать о другом.

На последних кадрах картины, когда уже затихла музыка, я вдруг уловила, какая стояла в зале оглушительная тишина. Именно так – оглушительная… Казалось, люди не дышали. Возможно, так и было, потому что, когда пошли титры, я почувствовала, что, наконец, смогла выдохнуть. Ни больше ни меньше.

Я шла домой по улице и думала, глядя на спешащую молодёжь, не приведи Бог случиться чему-то хоть слегка подобному: кто стал бы предателем, кто жертвой, кто героем, кто палачом? И это не праздный вопрос. Все мы люди и ничто человеческое…

Диву даёшься, как вообще возможна настолько изощрённая жестокость, которую творили нацисты... Кульминацией картины становится сцена, где немецкие офицеры празднуют день рождения коменданта лагеря Карла Френцеля (Кристофер Ламберт). Напряжение всё нарастало, и в итоге хотелось закрыть глаза, уши, чтобы хоть как-то защититься от ужасов беспредела, творимого с беззащитными людьми. Безудержная жестокость под звуки скрипок еврейского ансамбля, составленного из заключенных лагеря, повергала в шок. А ведь так было в реальности – от этого видеть такие кадры было вдвойне страшнее, больнее. Нервы натягивались до предела, истончаясь до такой степени, что даже дышать удавалось с трудом и сердце заходилось в груди. Я не могу себе представить, как смогли справиться со всем этим пережитым ужасом те редкие люди, которым удалось спастись из подобных мест. Такие раны не заживают.

15-летний подросток, помощник ювелира, которому приносят золотые зубы с остатками челюстей для переплавки в булавки для галстука. Вся его семья убита. И парень в итоге становится способным убить убийцу. Муж, сошедший с ума от горя – смерти жены, – сожженный заживо. Беззащитная нагота десятков женщин, загнанных в газовую камеру под предлогом принятия душа. Полные вагоны трупов заключенных ликвидированного другого лагеря, прибывающие для утилизации в Собибор. И те самые алчные до чужого скарба и бездушные арийцы, с издёвкой расстреливавшие каждого десятого за неудачный побег нескольких заключенных, тоже погибших. Не считающие людьми тех, у кого нашита на одежду жёлтая шестиконечная звезда.

Извращённым издевательством звучат слова, которыми встречают на станции прибывающих в Собибор евреев: «Добро пожаловать в новую жизнь. Теперь это ваш дом».

Историческая справка

14 октября 1943 года узники лагеря смерти под руководством Печерского и Фельдхендлера подняли восстание. Из почти 550 заключённых рабочего лагеря 130 не приняли в нём участие, около 80 погибли при побеге. Остальным удалось бежать. Все оставшиеся в лагере были убиты немцами на следующий день. В последующие две недели после побега немцы устроили настоящую охоту на беглецов, в которой участвовали германская военная полиция и охрана лагеря. В ходе поиска было найдено 170 беглецов, все они были тут же расстреляны. В начале ноября 1943 года немцы прекратили активные поиски. В период с ноября 1943 года и до освобождения Польши ещё около 90 бывших узников Собибора были выданы немцам местным населением либо убиты коллаборационистами. До конца войны дожили лишь 53 участника восстания. Восстание в Собиборе явилось единственным удачным лагерным восстанием за все годы Второй мировой войны. Сразу после побега заключённых лагерь был закрыт и стёрт с лица земли. На его месте немцы вспахали землю, засадили её капустой и картофелем.

 

Факты о фильме

Создателей фильма на съемках консультировали представители Фонда Александра Печерского, а также семья Печерского – дочь Элеонора Гриневич и внучка Наталья Ладыченко.

Основные съёмки прошли в Литве, где были выстроены декорации концлагеря по чертежам, сделанным участниками археологических раскопок в Собиборе.

5% от каждого проданного билета пойдет на помощь детям, борющимся с опухолью головного мозга.

Константин Хабенский посвятил фильм своим родителям и учителям с благодарностью.

Впервые в России фильм был представлен 29 января 2018 года на мероприятии, посвящённом Международному дню памяти жертв Холокоста и годовщине полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады в Еврейском музее и центре толерантности. На показе присутствовали президент России Владимир Путин, премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху, ветераны Великой Отечественной войны, творческая группа фильма.

Мировая премьера «Собибора» прошла в Варшаве 23 апреля 2018 года. Первый российский показ фильма состоялся в родном городе Александра Печерского, Ростове-на-Дону, 24 апреля.

Хабенский отметил символичность турне в поддержку картины: оно стартовало 23 апреля в Варшаве, а завершится 9 мая в Берлине.

«Собибор» получил в свое распоряжение более двух тысяч экранов. Фильм также будет показан в кинотеатрах Европы, ведутся переговоры с прокатчиками Австралии, Японии и США.

Закончу такими словами: искусство, пронзительное до боли, способно будить заснувшие души. Посмотрите эту картину.

Историческая справка

Собибор – лагерь смерти, организованный нацистами на юго-востоке Польше. Он был создан в рамках операции «Рейнхард», целью которой было массовое уничтожение еврейского населения, проживавшего на территории так называемого «генерал-губернаторства», т. е. оккупированной территории Польши. Впоследствии в лагерь привозили евреев из Нидерландов, Франции, Чехословакии и СССР. Комендантом лагеря с апреля 1942 был оберштурмфюрер СС Франц Штангль, его штаб состоял из около 30 унтер-офицеров СС, многие из которых имели опыт участия в программе по эвтаназии. Рядовых охранников для несения службы по периметру лагеря набрали из коллаборационистов – бывших военнопленных Красной Армии, в основном украинцев и гражданских добровольцев. Лагерь был расположен в лесу рядом с полустанком Собибор, железная дорога заходила в тупик.

Лагерь окружали четыре ряда колючей проволоки высотой в три метра. Пространство между третьим и четвёртым рядами было заминировано. Между вторым и третьим ходили патрули. Днём и ночью на вышках, откуда просматривалась вся система заграждений, дежурили часовые. Лагерь делился на три основные части – «подлагеря». В первом находился рабочий лагерь, мастерские и жилые бараки. Во втором – парикмахерский барак и склады, где хранили и сортировали вещи убитых. В третьем находились газовые камеры, где умерщвляли людей. Для этой цели в пристройке у газовой камеры было установлено несколько старых танковых моторов, при работе которых выделялся угарный газ, подаваемый по трубам в газовую камеру. Большинство заключённых, привозимых в лагерь, умерщвляли в тот же день в газовых камерах. Лишь незначительную часть оставляли в живых и использовали на различных работах в лагере.

В течение полутора лет действия лагеря в нём было убито около 250 000 евреев.

Фильм «Собибор» демонстрируется в кинотеатре «Беларусь» по 9 мая включительно.

Перепечатка текста и фото Dneprovec.by запрещена без разрешения редакции. info@dneprovec.by

Читайте dneprovec.by «Вконтакте» → vk.com/rnewscity Читайте dneprovec.by в «Одноклассниках» → ok.ru/rcity

Чтобы написать комментарий, войдите, используя социальные сети