Культура > Кино

2880

«Ford против Ferrari»: почему это стоит смотреть

 +

В кинотеатре «Беларусь» в прокате фильм о гонках. Это не блокбастер форсажского стиля. Фильм основан на реальных событиях, но полон скорости и моментов, когда вжимаешься в кресло или наоборот – подаёшься вперед в нетерпении. Если вы далеки от бензиновой романтики, то для вас заготовлены сюжетные, актерские и операторские подарочки. Если же разбираетесь в машинах – вам сам бог велел.

Лет десять назад в Ялте я увидела самый красивый автомобиль во вселенной: так я тогда подумала. Это был черный Ford Mustang. Без понятия, какой он был серии и года. Но явно сошел с конвейера ещё во времена, когда спортивные машины не стеснялись своей маскулинности и дерзости. Тот Mustang был низкий, хищный и, кажется, живой. Я не знала, что так бывает. Было ощущение, что он состоит из мышц и вот-вот сорвется с места. Даже когда мотор молчал. Это было потрясение.

Вчера мне выпала возможность увидеть кино о том, почему и как в благочестивых конюшнях Форда вдруг стали рождаться подобные звери. И забегая вперед, скажу: из зала я вышла в смятении. Почему? Попробую разобраться. Итак.

Эффект присутствия

Не каждый фильм стоит смотреть в кинотеатре. Но этот, поверьте, стоит. Когда главный герой выжимает газ, а у тебя от мощи и качества звука под ногами вибрирует пол – это вау. С одной стороны – ты в безопасности, в мягком кресле, с другой – несешься вместе с гонщиком по мокрой от дождя трассе-легенде, рискуя сжечь тормоза на виражах. Гонки сняты с помощью последних технологий индустрии, поэтому эффект присутствия ого-го.

Если про сюжет, то он исторический, и спойлерить, кажется, не получится. Речь об обострившемся в 60-х противостоянии между американским гигантом Ford и маленькой, но гордой итальянской фабрикой Ferrari. Уязвленный отказом Энцо Феррари (а особенно формой этого отказа) продать ему компанию Генри Форд II ставит перед своей командой задачу создать автомобиль, который обошёл бы зарвавшихся итальянцев в сегменте гоночных авто. Местом триумфа или жёсткого поражения должна была стать сложнейшая французская гонка «24 часа Ле-Мана» 1966 года. Как понятно из названия, новый фордовский болид должен был не только выдержать сутки напряженной езды на полных мощностях со сменяющимися пилотами, но и домчать до финиша первым.

Для этого управленцы Ford приглашают единственного американца, прошедшего в своё время французскую трассу, Кэррола Шелби (Мэтт Деймон), завязавшего с гонками из-за здоровья, но способного подготовить спорткар к испытанию. Шелби в свою очередь зовёт гонщика-испытателя Кена Майлза (Кристиан Бейл). Тот остер на язык и не уважает статус корпоративных пиджаков. За что получает врага в лице одного из них и проходит через массу терний. Достигает ли звезд, если вы не читали биографию англичанина Майлза, узнаете в фильме.

Чтобы вы понимали, какая достоверность достигнута в фильме, вот два факта: на съёмочной площадке воссоздали почти всю трассу Ле-Мана по 300 архивным фотографиям. И факт второй: к сьемкам привлекли сыновей легендарных автогонщиков. В том числе и сына самого Кена Майлза – Питера.

Романтика «доброй старой Америки»

Фильм показывает Америку 60-х. Мужчины здесь еще не кастрированы политкорректностью и движением #metoo, которое от жизненно-необходимого высказывания жертв насилия, кажется, плавно перешло в охоту на ведьм. В «Ford против Ferrari» герои курят в офисах, носят взрослые костюмы, а не узкие короткие штанишки и делают себе вызовы, которые навсегда останутся в истории машиностроения. Главные мужские роли – это белые гетеросексуальные мечтатели, пропахшие бензином и с мозолями на руках. Сейчас такое редкость для кинематографа.

Мужской актерский состав

Из второго пункта вытекает третий: мужчины в фильме, не побоюсь этого слова, гениальны. Начиная с эпизодических ролей Ремо Джироне (звезда сериала «Спрут» сыграл Энцо Феррари) и Трэйси Леттса (его персонаж Генри Форд II подарил зрителям одну из самых смешных и неловких сцен), закачивая, конечно, Мэттом Деймоном и Кристианом Бейлом, которым веришь от первого появления в кадре до последнего. Их актерская работа настолько плотно соткана, что не торчит ни одной нитки недостоверности. Единственная женщина – жена протагониста – правильна, но приторна, как шоколад на фруктозе. И в этом тоже виден смысл – она оттеняет, но не отвлекает от тех, за кем действительно стоит наблюдать.

Разочаровал только антагонист – приближенный Форда Лео Биби (Джош Лукас, который с годами, кажется, стал только харизматичнее). Если в «Завтраке на обочине» зловещий персонаж Лукаса вызывал смешанные чувства и даже симпатию, то в «Ford против Ferrari» сценарист выстругал его совсем картонным. И роскошная фактура не сработала так, как могла бы. Получился мультяшный вальяжный кот, который без весомых причин ставит подножки главному герою и трагикомично рвет на себе волосы, когда проигрывает.

Эмоции

«Люди внутри тонкой алюминиевой оболочки, мчащиеся со скоростью 200 миль в час по трассе. Их смелость и способность выжить в этих обстоятельствах – это было подлинное чудо, и именно его я стремился передать»: слова режиссера Джеймса Мэнголда («Поезд на Юту», «Логан», «Преступить черту») о своём творении.

Каждым из героев движут разные эмоции: уязвленное самолюбие, жажда доказать своё превосходство, страх потерять буквально всё, мечта сделать невозможное. И, поверьте, вы напитаетесь каждой каплей этого бешеного коктейля.

Вопросы к себе

Собственный триумф или общая победа? Сможешь ли ты продолжать идти к своей цели после сотни проигрышей? Есть в твоей жизни что-то, что делает тебя счастливым, даже когда всё рушится? Это так, навскидку, над чем начинаешь задумываться, выходя из кинотеатра. Так что, как по мне, то почти каждая из 152 минут фильма стоит внимания.

Ford против Ferrari» можно посмотреть в кинотеатре «Беларусь» до 27 ноября включительно.

Перепечатка текста и фото Dneprovec.by запрещена без разрешения редакции. info@dneprovec.by

Читайте dneprovec.by «Вконтакте» → vk.com/rnewscity Читайте dneprovec.by в «Одноклассниках» → ok.ru/rcity