04/10/2019

Рейд ГАИ по темным улицам Речицы: иметь фликер и быть видимым – это разные вещи

Ежегодно в преддверии зимы сотрудники ГАИ проводят большую профилактическую работу и еще раз напоминают речичанам о важности фликера. Во вторник журналист «Дняпроўца» и инспектор отдела ГАИ Сергей Пырх вышли вечером в город и посмотрели, как ведут себя пешеходы на дороге.

В Беларуси Правила дорожного движения обязывают пешеходов в темное время суток двигаться вдоль проезжей части со световозвращающимися элементами. Ежегодно в преддверии зимы сотрудники ГАИ проводят большую профилактическую работу и еще раз напоминают речичанам о важности фликера. Во вторник журналист «Дняпроўца» и инспектор отдела ГАИ Сергей Пырх вышли вечером в город и посмотрели, как ведут себя пешеходы на дороге.

Начнем с того, что сейчас все ситуации, когда пешеход обязан носить световозвращающие элементы и когда ему это рекомендуется, прописаны в четвертой главе ПДД «Права и обязанности пешеходов». К примеру, 17-й пункт правил гласит, что при движении по краю проезжей части дороги в темное время суток человек обязан обозначить себя фликером. Если игнорировать это требование, можно получить штраф до трех базовых величин, а в состоянии алкогольного опьянения – и до пяти базовых. Точно такое же наказание последует, если вы двигаетесь на велосипеде или ведете за собой мопед и не обозначаете себя специальными элементами. Причем неважно, в пределах населенного пункта или нет.

В других ситуациях, например, когда вы передвигаетесь по тротуару, пешеходной или велосипедной дорожках неосвещенных улиц в городе или деревне либо переходите через необорудованные светофорами переходы, вам могут лишь порекомендовать обозначить себя фликерами.

Иметь фликер и быть видимым – это разные вещи

«Быть светящимся» нужно вовсе не для красоты или во избежание штрафа, а, в первую очередь, для собственной безопасности. И набивший всем оскомину призыв покупать и носить фликеры, как правило, работает в повседневной жизни: водитель издалека видит «светящегося» человека, и у него есть время на раздумья и, что самое главное, принятие решения.

Проверено, что водитель обнаруживает пешехода со световозвращателем со значительно большего расстояния по сравнению с пешеходом без него. В свете ближних и дальних фар это расстояние увеличивается с 25 до 250–450 метров. Нужно ли говорить, что при таком раскладе водитель наверняка успеет вовремя среагировать и затормозить, нежели заметив пешехода в самый последний момент, а значит, с большой долей вероятности совершив на него наезд.

– Особенное внимание следует обращать на место расположения световозвращающего элемента и его видимость для остальных участников движения. Если он закреплен на сумке, а она повернута назад, то будет ли толк от таких действий? Когда пешехода собьёт автомобиль, то, разумеется, наличие световозвращателя ему зачтется, но ведь ключевой вопрос заключается в его личной безопасности, – подчеркивает инспектор ГАИ Сергей Пырх.

Вполне достаточно одного фликера, но желательно, чтобы он был закреплен сбоку, например, на рукаве в виде браслета, так, чтобы при движении человек «сверкал» со всех сторон. То есть фликер должен быть расположен в том месте, где он будет виден для водителей и других участников движения.

Пешеход прав, пока жив

Въезжаем на улицу Чкалова и сразу же сталкиваемся с ярким примером того, как следует обозначать себя в темноте. Впереди «светились» трое молодых людей. Подходим, и оказывается, ребята очень часто ходят пешком по этой улице домой и поэтому обозначают себя. Хотя так было не всегда:

– В прошлом году нас здесь дважды штрафовали за отсутствие «фликеров»: зимой и летом. И мы как-то в шутку сказали одному из инспекторов: «Ну так подарите нам фликер», а он взял и вправду подарил, один на всех. В общем, заплатив два раза штраф, мы решили, что дешевле все же купить фликеры, повесили их на рюкзак – и никаких проблем нет.

Дальше на дороге нам встретился велосипедист, тоже, к слову, молодой человек. И, что интересно, он с завидным энтузиазмом в голосе озвучил главные аргументы в пользу ношения фликеров. Признался, что, случается, агитирует сверстников выделяться таким способом, и тем самым заставил нас на время выпасть из привычной реальности, где молодежь обычно скептически относится ко всякого рода, пусть и хорошей, пропаганде. Катафоты на колесах, красный фонарь сзади и светящиеся в темноте элементы по всей раме – что же, претензий не имеем.

В текущем году на дорогах Речицкого района произошло восемь ДТП с участием пешеходов, в которых три человека погибли и пятеро получили ранения. Во всех трех летальных случаях пешеходы не были обозначены световозвращающими элементами.

Следующий наш пешеход оказался не столь подкованным в теории учеником, который неохотно кивнул в сторону рюкзака, имеющего световозвращающие элементы: вроде есть, но их вряд ли увидит водитель в тот момент, когда молодой человек будет передвигаться боком к дороге. Если смотреть на него сзади, то там действительно рюкзак со светящимися в темноте полосками, но в профиль всего лишь черный силуэт, без видимых светящихся элементов, так еще и в наушниках.

Идем дальше. Улица Наумова. На вопрос инспектора, видим ли мы пешехода, тщетно пытаемся разглядеть в кромешной тьме хоть какое-то подобие человека. И находим его, лишь подходя ближе – на расстоянии буквально двух шагов. Женщина-«невидимка» шагает по пешеходной дорожке, и формально к ней претензий, казалось бы, нет. Похоже, она прекрасно знает об этом и не торопится объяснять отсутствие фликера перед инспектором ГАИ. Но впереди асфальтированная пешеходная дорога заканчивается, и пешеходы, как правило, перемещаются по обочине, так что фликер будет не лишним.

А вот еще одна молодая девушка определенно не видит смысла в том, чтобы обозначать себя на дороге, несмотря на такие факторы, как темное время суток и плохая освещенность улицы. «В школе нас заставляли носить фликеры, но, когда становишься старше, желание обозначать себя световозвращающими значками или носить одежду со светящимися полосками пропадает само собой. На мой взгляд, либо носят все, либо никто. В принципе, фликер может быть, но лично мне он не нужен: дорогу я знаю хорошо и двигаюсь по тротуару. У машин своя дорога, а у меня своя», – рассуждает девушка Валерия, направляющаяся в сторону улицы Советской.

Время стать заметным

К слову, в отделе ГАИ нам рассказали, что Госавтоинспекция заинтересована в том, чтобы пешеходы активно и с умом обозначали себя на дороге, в особенности в темное время суток, ведь случаи наезда на них, особенно на нерегулируемых переходах, имеют место быть и по сей день. Разумеется, в Речицком районе имеется своя специфика в виде недостаточной освещенности улиц, а порой и отсутствия пешеходных дорожек, однако профилактическая работа по популяризации использования светоотражающих элементов в темное время суток проводится на всех фронтах – в школе, на предприятиях, в СМИ.

Считается, что фликеры белого и лимонного оттенков обладают наиболее оптимальным световозвращающим эффектом в сравнении с тем же значком, к примеру, темно-синего цвета.

Стоит отметить, что большое количество светоотражателей, будь то значки, наклейки, ленты или одежда, имеющая подобный эффект, не только отличаются доступностью, но и по своему стилевому разнообразию отлично подходят к абсолютно любым нарядам как детей, так и взрослых.

Приобретение фликера вряд ли станет большой проблемой: купить его можно в киосках «Белсоюзпечати», большинстве торговых точек и на автозаправочных станциях. И самый простой светоотражающий кружочек будет стоить в среднем два рубля. Кстати, фликер можно получить и совершенно бесплатно: во время профилактических акций в школах и детских садах или регулярных рейдов по наиболее опасным участкам страны.

Перепечатка текста и фото Dneprovec.by запрещена без разрешения редакции. info@dneprovec.by



--- взято с сайта dneprovec.by ---