27/10/2015
Будни и праздники пионерии СШ № 8 г. Речицы 60-70-х годов
Прошлое всегда остается с нами. И комсомольский период мы не можем вычеркнуть из нашей жизни, потому что в нем жили, работали и верили в будущее наши дедушки и бабушки, наши папы и мамы. Их называли молодыми строителями коммунизма, правофланговыми. Они были комсомольцами. Это жизнь нескольких поколений советских юношей и девушек.
Прошлое всегда остается с нами. И комсомольский период мы не можем вычеркнуть из нашей жизни, потому что в нем жили, работали и верили в будущее наши дедушки и бабушки, наши папы и мамы. Их называли молодыми строителями коммунизма, правофланговыми. Они были комсомольцами. Это жизнь нескольких поколений советских юношей и девушек. Миллионов и миллионов тех, кто прошел школу комсомольской жизни, кто и сегодня с гордостью хранит свой комсомольский билет. Одна из них – моя бабушка Римма Иосифовна Лякутина (Ольшанская).
«Для людей моложе тридцати пяти история пионерии и комсомола – это всего-навсего полстранички в учебнике. В то время как для многих из нас – светлая грусть по детству, молодости, по упорядоченным, пусть и не всегда толково, временам», – говорит Римма Иосифовна.
Думаю, что моей бабушке нисколько не стыдно за эти жизненные годы. В cентябре 1965 года Римма Иосифовна начала работать в неполной средней школе № 9 старшей пионервожатой и параллельно училась в вечерней школе.
А с сентября 1966 года она стала пионервожатой в только что открывшейся тогда средней школе № 8.
За тем, как строилась школа, наблюдал весь город: ещё бы, это должно было быть самым современным зданием в городе.
И вот новая школа в новом микрорайоне открыла двери, и началась полная творчества, интересных дел и начинаний школьная жизнь.
– В школе был замечательный педагогический коллектив, настоящие учителя, которых до сих помнят все выпускники: директора школы В.И. Гусаков, Л.П. Дейкун, учителя А.С. Любимова, М.П. Шишова, Гулик А.П., Э.Н. Щурий и многие другие. Они были старше меня, опытнее, мудрее, но всегда принимали всерьёз, не отмахивались от идей и предложений, не читали нотаций, учили своим примером. На долгие годы мы остались не просто коллегами, мы стали друзьями, – вспоминает Римма Иосифовна.
Совсем еще юная, восемнадцатилетняя, фактически ровесница многим ученикам, Римма стала настоящим вожаком комсомольцев и пионеров. Полная идей и выдумки, она всегда была вместе с ребятами. Энергичная, она делала то, что умела, а пионеры и комсомольцы были её самыми искренними помощниками. Комсомольские и пионерские слеты и собрания, туристические походы, клуб интернациональной дружбы «Поиск», чествование ветеранов Великой Отечественной войны и работа пионерских отрядов. До всего было дело, на все хватало времени и сил.
Даже с моим дедом Валерием Владимировичем Лякутиным они встретились во время проведения одного из комсомольских рейдов. Это был особый боевой задор, когда все работали, верили, творили, жили для других, для Родины.
Пионерская дружина средней школы № 8 носила имя Героя Советского Союза Марата Казея. Пионерские отряды формировались в 4 классе. Ребята хорошими поступками и отличной учёбой добивались чести носить имя героя.
В школе была своя пионерская комната. В ней находились знамя дружины, отрядные флажки, горны и барабаны. На стене висел стенд с законами юных пионеров, их каждый школьник должен был знать наизусть. Избирался совет дружины школы, в него входили председатели совета отряда, звеньевые и активисты. Все вопросы пионерского отряда – учёба, дисциплина, предстоящая работа – рассматривались в отряде, а в масштабе школы – на совете дружины. Совет закреплял за отрядами нуждающихся в помощи пожилых людей.
– Совет дружины стал школой актива пионеров. В совет выбирались лучшие. Ведь им нужно было решать самые главные дела дружины. В разное время пионерскую дружину возглавляли Валентина Михайловская, Людмила Дежко, Анна Бухель, Марина Таранущенко, – рассказывает она.
Большое внимание уделялось отрядным вожатым и учебе пионерского актива, членов совета дружины, звеньевых, отрядных вожатых, знаменной группы, барабанщиков, горнистов.
Незабываемым и волнующим остался в памяти пионеров внос и вынос дружинного знамени.
На счету у пионеров дружины имени Марата Казея много интересных дел. Так, во время всесоюзных пионерских операций «БАМу – пионерские поезда», «Миллион – Родине!», «Дары родной природы», «Живи, книга!» пионерами было собрано огромное количество металла, макулатуры, лекарственных растений, сохранены сотни книг и учебников, высажено много деревьев и кустарников.
«Существует только одна человеческая ценность – твоя нужность людям, твоя полезность любимой стране, которая вырастила тебя», – говорит Римма Иосифовна.
Нужно вспомнить и праздники в честь образования СССР. В школе проводился Малый фестиваль искусств «15 республик – 15 сестёр». Каждому пионерскому отряду нужно было представить какую-нибудь республику, рассказать историю её образования, показать народный танец, песню, приготовить национальное блюдо. Так воспитывались настоящие граждане своей страны. Школьным клубом интернациональной дружбы руководил учитель испанского языка Аркадий Григорьевич Герцович, который всегда оказывал помощь в проведении таких мероприятий.
На фестиваль в СШ № 8 приезжали пионеры и комсомольцы из Киргизии, Украины, Туркмении, Литвы. Это был настоящий праздник искусства, праздник единства и дружбы. А год спустя, в январе 1972 года, учащиеся школы были приглашены в город Борщёв Тернопольской области (Украина). Они единственные представляли там Белоруссию на празднике дружбы.
Любили в дружине имени Марата Казея проводить конкурсы инсценированной песни, оформляли их всегда с выдумкой.
Если спросить бывших пионеров, что им больше всего запомнилось из пионерских лет, то многие назовут военно-патриотическую игру «Зарница». Ждали её с нетерпением. Ведь это обязательно поход за город, интересные соревнования. Нужно было научиться разжечь костёр одной спичкой, сварить кашу на костре (чья вкуснее), перевязать «раненого». Готовились всей дружиной, а учитель физической культуры Григорий Иосифович Дубинин был самым желанным консультантом в каждом отряде.
К конкурсу песни, строя и речёвки тоже подходили основательно.
Готовили форму, учились ходить строем с песней и речёвкой, выполнять команды. Какие только войска не представляли ребята – танкисты, ракетчики, моряки, разведчики.
А ещё ежегодно в школе проводилась операция «Утро нашего города». Каждый класс получал задание взять интервью у работников предприятия,
в 8 часов утра идущих на работу. Ребята задавали вопросы о семье, об увлечениях, о продукции, которая выпускается на производстве. Так получилась небольшая летопись о лучших людях города «Та заводская проходная, что в люди вывела меня».
Римма Иосифовна вспоминает сборы дружины «От алых галстуков ребят до красных книжек партбилетов», «Звучи, планета школьная», поездки в Брестскую крепость, спортивные праздники и парады, вахты памяти у Вечного огня: «Мы всегда живо откликались на события в мире и проводили митинги солидарности с борющимися народами Чили, Португалии, Кубы, митинги в защиту американской правозащитницы Анжелы Девис. Организовывали сбор средств в помощь детям Вьетнама. Заработанные учащимися деньги перечисляли в Фонд мира».
Самое интересное – это была поисковая работа. Учащиеся Лилия Захарченко и Лариса Куделя со своими товарищами вели поисковую работу по розыску пионеров-участников Великой Отечественной войны. Ребята нашли пионера-героя Виктора Кучерявого, пригласили в гости и приняли в почетные пионеры.
Пионеры участвовали во Всесоюзных акциях «Сияйте, Ленинские звёзды», «Ленинскими твёрдыми шагами нас сегодня партия ведёт» и многих других. Дружина на протяжении нескольких лет боролась за звание правофланговой. На ее знамени – пять почётных лент.
А в 1975 году о работе дружины был снят эпизод для Всесоюзной телевизионной передачи «Отзовитесь, горнисты».
Насколько были талантливы дети, их учителя и организаторы! Пионерия была целым миром, в котором в детях воспитывались лучшие качества – дружба, патриотизм, эстетика, нравственность, которые и сегодня занимают первые места в нашей жизни.
Римма Иосифовна всегда с благодарностью вспоминает полную кипучих дел комсомольскую юность, которая подарила верных друзей, встречи с интересными людьми, научила мыслить и принимать решения, научила идейной бескомпромиссности, смелому решению назревающих проблем, новаторству: «Пионерам помогали старшие ребята – комсомольцы. На протяжении многих лет секретарями комитета комсомола школы были: Сергей Абрамов, Светлана Свинарская, Александр Резунов, Михаил Мельников, Игорь Репин, Анна Могилева, Алесандр Кунтыш. Эти ребята стали зачинателями многих интересных дел, энтузиастами и настоящими людьми. Они и сейчас остались такими. Это Игорь Сергеев, Зинаида Самбук (Мельникова), Светлана Лукинская (Сидлерова), Людмила Сердюкова (Купреенко), Валентина Медведева (Михайловская), Александр Римша, Игорь Цыцура, Анжелика Сивицкая (Терешко), Фёдор Михайловский и другие. Многие из них живут и работают в нашем городе, и я очень горжусь ими».
За активную работу Римма Иосифовна неоднократно награждалась грамотами ГК ЛКСМБ (городской комитет Ленинского коммунистического союза молодёжи), Почётной грамотой Министерства образования Белорусской ССР, Гомельского областного комитета ЛКСМБ, грамотой редакции газеты «Пионер Беларуси».
Игорь Сергеев, главный редактор районной газеты «Дняпровец»:
«Девятая школа, маленькая, деревянная. Я – октябрёнок, она – старшая пионерская вожатая. Именно она и принимала меня в октябрята. Это происходило у памятника Ленину. Римма Иосифовна готовила меня и для поступления в комсомол. С ней всегда было легко общаться. Она всегда умела держать дистанцию, и в то же время была очень демократичной. Я в те годы выпускал «Комсомольский прожектор» – это была стенгазета. Меня очень увлекало это занятие. И всегда рядом были наши вожатые Римма Иосифовна Лякутина и Зинаида Васильевна Мельникова. Всегда вспоминаю их с теплотой и благодарностью».
Ирина Абрамович, бывший преподаватель Речицкого педколледжа:
«В 1975 году горком комсомола направил меня на работу старшей пионервожатой в одну из школ города. И на первых порах мне помогали старшие товарищи: секретарь ГК ЛКСМБ Т.В. Лобан, старшие пионервожатые средней школы № 8 Р.И. Лякутина и З.В. Мельникова.
Прошло почти 40 лет моей педагогической деятельности, и теперь я понимаю, что это были влюблённые в свою профессию люди, верные той идее, которой посвятили жизнь».
Валентина Медведева (Михайловская), инженер отдела эксплуатации РУТТ:
«Выезжали ли мы с концертами на предприятия, сажали ли деревья, проводили ли различные операции, Римма Иосифовна всегда была рядом. Мы знали, что это НАШ человек – настоящий ребячий вожак. Ходили работать подсобными рабочими на гидролизный завод и смогли заработать свои первые трудовые деньги. А генератором всех идей была Римма Иосифовна. Всегда поражалась её умению найти общий язык не только с отличником и активистом, но и с хулиганом и двоечником».
Людмила Егорова (Садовая), директор Речицкого педколледжа:
«12 лет проработала Римма Иосифовна старшей пионерской вожатой, потом уже до пенсии заведующим библиотекой в родной школе № 8. Были новые встречи, интересные и увлекательные дела, появлялись новые друзья. Но тех овеянных задором комсомольских лет нам не забыть».
***
Такие люди, как моя бабушка, и сегодня сохранили юношескую взволнованность, неиссякаемый оптимизм, щедрость души, умение поддержать и понять порывы молодости. Они смогли сделать детство многих детей ярким, увлекательным и по-настоящему пионерским. А какое же огромное сердце нужно иметь, чтобы изо дня в день, из года в год щедро раздавать его по кусочкам детям. И какой должна быть доброй, терпеливой, а главное, нестареющей душа.
И сейчас, не считаясь со временем, грузом лет, многотрудными заботами, идут они к молодежи, поддерживают, учат мастерству, дружески наставляют, раздувают искры добрых увлечений. Нужно учиться у них любить Родину, жизнь, беречь нетленные духовные сокровища: преданность стране, нравственную чистоту, романтизм.
Я горжусь тем, что мои бабушка и дедушка воспитали достойных детей: стали педагогами моя мама – учитель русского языка и литературы Кучер (Лякутина) Элла Валерьевна, мои дяди – учителя географии Геннадий Валерьевич и Олег Валерьевич Лякутины. Они работают в учреждениях образования нашего города.