Культура > История

4991

О военных преступлениях в деревнях Речицкого района. Крынки сжигались дважды…

 +

Довоенные Крынки – это 315 подворий и 1 050 жителей. Основная масса работоспособного населения трудилась в местном колхозе «Пионер».

Населенный пункт по-настоящему перспективный. Работали клуб, изба-читальня, библиотека, детские ясли. В 1936 г. местная начальная школа стала семилеткой, в 1940 г. была реорганизована в растущую среднюю школу: выпускники пошли в 8-й класс.

Истинное лицо фашизма населенный пункт узнал в августе 1942 года. Тогда беда пришла на улицу Моховую, примыкавшую к окраине Крынок. Здесь стояла 21 изба, появившиеся в результате «стягивания» многочисленных окрестных хуторов. В каждой – трудолюбивый люд. Всеобщим любимцем являлся Юрий Ярушевич, гармонист, которого знала-привечала вся округа.

…21 августа 1942 г. недалеко от Пирковой будки партизаны подорвали вражеский эшелон. И тогда каратели направились в крынковские леса. Встретили троих женщин улицы Моховой: подруги Маша Иовенко, Мокрина Близнец и Саша Кипич несли в руках нехитрую крестьянскую еду.

Они были остановлены вблизи деревни Васильково.

– Партизанам? – задали вопрос каратели.

Женщины объяснили: несем обед поденщикам, работающим на лесной поляне на прополке проса.

Немцы пересчитали ложки: пять. Проверка показала: действительно, просо пропалывается, однако работают лишь два человека.

Каратели посадили женщин в машину и повезли в Крынки. А так как арестованные жили на улице Моховой, то там и началось беззаконие.

Люди сгонялись в просторный дом Василия Ярошевича. Следовали вопросы: «Где партизаны?» Все молчали.

И тогда каратели, заперев двери, подожгли строение. Те, которые пытались выскочить через окна, расстреливались. Остальные, большинство дети и женщины, горели в пламени…

Захоронение погибших состоялось на следующий день, когда дым еще клубился на всех бывших подворьях.

Как оказалось, нескольким жителям Моховой удалось пережить страшную трагедию. Так, в живых остался Витя Коцур, которому было лишь… несколько месяцев. Мать оставила ребенка на огороде, спеленатого в простынку…

Уцелели старики Ахрем Евдокимович Коцур, Анна Никитовна Близнец, Прасковья Гавриловна Коцур, глухонемой Евдак Ахремович Коцур…

В послевоенный период Моховая была восстановлена, получив новое название – Партизанская.

…18 декабря 1942 г. вблизи Крынок под откос полетел еще один вражеский эшелон с живой силой и техникой. Это случилось в полночь. А вскоре…

Александр Степанович Коцур, ветеран войны и труда, вспоминал следующее:

«–Вставай, сынок! – тормошила меня мать. – Немцы тутака. Паляць ужэ…

Подхватился на ноги. В избе светло, ибо несколько изб от края нашей улицы Красной уже охватил огонь.

Выбежал на улицу. Здесь же услышал выстрелы, крики немцев и полицаев. Быстренько повернул обратно. Вместе с матерью и двумя младшими сестренками начал выносить во двор одежду.

Но в соседских домах уже зазвенели разбитые карателями окна. Около них также вспыхнули факелы…

И тогда мы бросились огородами в лес. В конце их, возле спасительных кустов, остановились. Увидели, как пламя охватило и наш двор. Сначала загорелся сарай…

…Жечь Крынки каратели начали где-то в три часа ночи, а к двум дня всё было окончено. От Крынок остались только камины. Черные, как привидения…

Вернувшись на свое подворье, мы напрасно искали хотя бы остатки главной ценности семьи – швейной ножной машинки. Вероятно, ее прихватил кто-то из полицаев.

Первой жертвой, которую я увидел на улице, был старик Алексей Близнец. Смерть он принял, застреленный, возле своей избы. А когда она горела, то наполовину обгорел и он…»

Крынки испытали и бомбежку из самолета. Она случилась также в 1942-м. Тогда погиб Михаил Матвеевич Близнец. В начале войны – красноармеец. Был взят в плен, а затем отпущен домой.

В скорбном списке жителей Крынок, погибших от рук карателей, свыше 300 человек. Нередко смерть принимали семьями.

Алексей Борисович БЛИЗНЕЦ (1903 г. р.). Расстрелян вместе с сыновьями Александром (1932 г. р.) и Леонидом (1934 г. р.), дочерью Татьяной (1927 г. р.).

 Анастасия (Александра) Ивановна КИПИЧ (1908 г. р.). Вместе с ней погибли (сожжены) дочери Лида (1936 г. р.) и Тамара (1938 г. р.), сын Миша (1940 г. р.).

Сельской учительницей работала Софья Яковлевна ЛИСОВСКАЯ (1915 г. р.). Расстреляна с тремя сыновьями. Старших звали Анатолием и Леонидом, имя младшенького установить не удалось.

Тремя сыновьями – Василием, Иваном и Михаилом – гордился Прокоп Васильевич ПАТОРОЧА (1881 г. р.), они уже взрослые. Были расстреляны вместе с отцом.

Исак Федорович КЛЕЩЕНКО. Год рождения – 1864-й. Следовательно, на момент казни (расстрелян) имел 77 лет.

Лишь на два года моложе Тарас Степанович КОЦУР (сожжен).

Василиса Ивановна БЛИЗНЕЦ, Ульяна Францевна БЛИЗНЕЦ, Юрий Васильевич ГРИБ, Дмитрий Федорович КОЦУР, Клим Матвеевич (Моисеевич) Сыч родились в 1870-м…

Это старики. Они, можно сказать, прожили жизнь. Но Нина Максимовна БЛИЗНЕЦ, Павел Николаевич БЛИЗНЕЦ, Фекла Федоровна БЛИЗНЕЦ, Мария Ивановна КОЦУР… Они родились в 1941-м…

Их жизни, да и жизни всех остальных расстрелянных, сожженных и замученных, – прямой укор фашизму. Без срока давности.

Читайте dneprovec.by «Вконтакте» → vk.com/rnewscity Читайте dneprovec.by в «Одноклассниках» → ok.ru/rcity

Чтобы написать комментарий, войдите, используя социальные сети