Культура > История

2486

Речичане, зайдем в избу курную?

 +

Интерес к историческому прошлому вполне оправдан. И логично, что во многих номерах областной и республиканской прессы обширные материалы связаны с этнографией.

Черная рудная, или курная, печь
Черная рудная, или курная, печь

Читаю с удовольствием. Хотя случается и привкус сожаления. Ибо, описывая сделанное предыдущими поколениями, нет-нет да и допускаем неточности. Чаще всего по причине отсутствия материала первозданного вида.

В свое время услышал упрек: являясь автором книг «Речица. Город, который мы любим» (2008 г.) и «Холмечские быль и явь» (2010 г.), допустил ошибку: дважды прошла иллюстрация с подписью «Курная изба». Хотя фото сделано в Учреждении культуры «Речицкий краеведческий музей». А там подпись иная. Следовательно, знаю ли, что такое курная изба?

Не раз встречал иллюстрации курной избы через понимание того, какой она должна быть. Вот «маляванка»: с топорами в руках мужичонки из далекого прошлого. Обычно-тогдашними топорами соорудили избу, что на загляденье.

Ну, сделали, а дальше? А дальше ума-разума и не хватило. Ведь через многочисленные окна и дверь из избы вырывается этакий дым (так у автора иллюстрации), который можно получить разве что несколькими речицкими котельными, чадящими одновременно.

И как жить в подобной избе, скажем, зимой? Затопив печь, спешить на улицу? Такую избу, будь в реальности, никогда не нагреть.

...Вспоминается разговор с одним из речицких предпринимателей. Свой бизнес тот хотел бы развивать с помощью древне-белорусской бытовой экзотики. Чем, как считает, можно заинтересовать-привлечь даже капризного гостя-туриста.

«Построю хоромы. С башенками, куполами и др. Всё из дерева...» – мечтает предприниматель, держа в уме возможную выгоду.

Пришлось возразить, разъясняя: родная Беларусь изысканным зодчеством из дерева не славилась на протяжении многих и многих столетий. И не потому, что мы, белорусы, в подобном строительстве бесталанны. Дело в ином. К сожалению, наши жизненные просторы этими же столетиями оставались «проходным двором». А коль так, зачем строить-стараться в том, что завтра может быть разрушено или сожжено?

Высоким деревянным зодчеством не может похвалиться Украина. В России иное. Да и то лишь на ограниченной территории, куда враг особо не стремился. Это Русский Север.

Вот и до сего дня осталась возможность, сняв шапку, а еще лучше перекрестившись, стоять и, затаив дыхание, смотреть на дело мастеров деревянного зодчества, работа которых в свое время была собрана в Кижах.

До наших дней сохранилась курная, рудная печь. Поняв принцип ее действия, можно завидовать хозяйственно-строительной смекалке древних.

… Услышав совет построить (если из дерева) курную избу, знакомый предприниматель лишь покрутил головой. Удивляться чему не приходится. Ведь на уроках истории курная изба только оговаривается. Без детализации. А многие вещи многим кажутся понятными сами собою. Если курная, то...

Дымник (северная деревня)
Дымник (северная деревня)

Трудно переоценить историческую значимость работы В. Титова «Народная спадчына. Гістарычныя шляхі і этнакультурныя стасункі» (Минск, издательство «Наука и техника», 1994 г.). Виктор Степанович позволяет читателю приобщиться к материальной культуре предков. В книге и о курной избе. Отмечается описание ее Е. Романовым.

Время Е. Романова – 11 сентября 1855 г. – 20 января 1922 г. С этнографическими работами Евдокима Романовича могут познакомиться немногие. Иное дело – исследования времени нашего. Но исследователь сегодняшний, если сам «не видел и руками не трогал», невольно может допустить ошибку. Так, трудно согласиться, что дым из курной избы (согласно В. Титову) выходил не только через отверстие в потолке, или высокое окошко, но и через дверь. Ведь в открытую дверь дым станет стремится наружу через ее верхную часть. Основная же площадь двери станет втягивать воздух холодный. Словом, не по-хозяйски.

…Тонким знатоком древнерусского деревянного зодчества можно считать А. Ополовникова. Чудесна работа Александра Викторовича «Русский север» (Москва, «Стройиздат», 1977 г. (серия «Памятники зодчества»). Строки данной книги ставят жирную точку во всех наших суждениях в отношении курной избы. Читаем: «… Дым из печи в таких избах выходит прямо в жилое помещение и, расстилаясь по потолку, вытягивается в особое отверстие с задвижкой и уходит в деревянный дымоход.

Курная изба поражает. Прежде всего рушатся привычные и, надо сказать, весьма поверхностные представления того, что в такой избе всегда темно и грязно, что повсюду зола, сажа, копоть. Ничего похожего! Полы, гладко обтесанные бревенчатые стены, широкие лавки, печь – всё сверкает чистотой… На чистом столе – белая скатерть, на стенах вышитые полотенца и одежда, в «красном углу» – традиционный иконостас с начищенными до блеска окладами икон. И лишь несколько выше человеческого роста проходит граница, за которой царит чернота закопченных верхних венцов сруба и потолка – блестящая, отливающая синевой, как вороново крыло. Дым, расстилаясь по потолку, опускается всегда до определенного постоянного уровня…»

Вот так-то, предельно понятно.

 Да, курные избы могли быть примитивными, соответствующими представлениям большинства из нас. Они у большинства «низов». Но курные (рудные) избы были и такими, каковы в исседованиях А. Ополовникова. Их владельцы – люди достатка высокого. И те, опрятность которых повседневно-жизненная.

…Говорим о необходимости расширения республиканско-туристической базы (государства и частника-предпринимателя) с привлечением иностранцев. Что покажем? Нечто из курной избы в примитивном понимании? Но такое «зодчество» никак не соответствует строительному мастерству и житейской смекалке наших дедов и прадедов. Не способствует тому, чтобы еще больше полюбить созданное предками и оставленное нам уже не материально. Но и духовное наследие – значимая частица души народа. Чистая и светлая.

Читайте dneprovec.by «Вконтакте» → vk.com/rnewscity Читайте dneprovec.by в «Одноклассниках» → ok.ru/rcity

Чтобы написать комментарий, войдите, используя социальные сети