Культура > История

8306

Освобождению Речицы и района – 75 лет. Гомельско-Речицкая наступательная. Часть 1

 +

Такое название у операции войск Белорусского фронта (до второй половины октября – Центральный), проведённой в период с 10 по 30 ноября 1943 года. В ходе ожесточенных боев советские войска прорвали оборону противника в полосе шириной 100 километров, продвинулись вглубь на 130 километров, создав угрозу южному флангу группы армий «Центр». Отмеченное выше – общий итог сражений под командованием генерала армии К. К. Рокоссовского. Что до событий на территории нынешнего Речицкого района, то они развивались следующим образом.

…В полдень 10 ноября 1943 г. на стыке Лоевского и Речицкого районов грянули сотни артиллерийских орудий и минометов. В небо поднялись истребители и бомбардировщики 16-й воздушной армии генерала С. И. Руденко.

Почти сразу же упорные бои разгорелись на подступах к Холмечу. Тогдашнее местечко, а также большинство ближайших населенных пунктов освобождали части 48-й армии (командующий – генерал-лейтенант П. Л. Романенко; члены военного совета – генерал-майор Н. А. Истомин, генерал-майор Ф. К. Прудников; начальник штаба – генерал-майор М. В. Бобков; начальник оперативного отдела – генерал-майор И. А. Долгов).

В состав 48-й армии входил 42-й стрелковый корпус генерал-лейтенанта К. С. Колганова. В корпусе – 73-я Новозыбковская Краснознаменная ордена Суворова, 137-я, 170-я ордена Суворова, 194-я Краснознаменная, 307-я Новозыбковская и 399-я Новозыбковская ордена Суворова стрелковые дивизии.

73-я дивизия (командир – генерал-майор И. И. Ястребов, начальник политотдела – подполковник А. С. Анохин) действовала (в основном) на левобережье Днепра. Задача остальных дивизий соединения – освобождение населенных пунктов правого берега реки.

Основные части 194-й стрелковой дивизии (командир полковник П. П. Опякин, начальник политотдела подполковник А. Н. Айзенштат) – 616-й, 470-й, 954-й стрелковые и 299-й артиллерийский полки.

Бронебойщиком, а затем сапером-разведчиком 616-го стрелкового полка был и Д. М. Зюзьков, который в послевоенное время, получив юридическое образование, работал прокурором Речицкого района. Воспоминания Дмитрия Михайловича позволяют как бы увидеть бои за Холмеч:

«…С 10 ноября 1943 г., т. е. боев за освобождение местечка Холмеч, началось освобождение Речицкого района. Наше наступление шло на так называемые Надвинские позиции, имевшие сложную сеть инженерно-технических сооружений немцев.

В ночь на 11 ноября ударил сильный мороз. Земля промерзла на 5–7, а местами на 10 сантиметров. Это усложнило для нашей наступающей пехоты быстро окопаться малой саперной лопаткой. Положение наших стрелковых полков ухудшилось, однако наступление продолжалось.

Дивизия решила задачу, поставленную перед нами командованием 48-й армии по овладению населенными пунктами Холмеч, Заужель, Чаплин (в Лоевском районе), Велин.

Гомельско-Речицкая наступательная операция – очередной полководческий триумф Константина Константиновича РОКОССОВСКОГО
Гомельско-Речицкая наступательная операция – очередной полководческий триумф Константина Константиновича РОКОССОВСКОГО

Особенно яростно фашисты сопротивлялись в Холмече и Велине. На стороне гитлеровцев было ощутимое превосходство в артиллерии. Активно действовала и вражеская авиация, атакуя с воздуха наши наступающие подразделения. На головы пехоты «юнкерсы» сбрасывали кассетные бомбовые ящики, из которых бомбы засыпали пехоту, как горохом…

На юго-западной окраине Холмеча стояла ветряная мельница. Немцы превратили ее в крепость. Вокруг мельницы отрыты в полный профиль многочисленные траншеи, возведены доты. Да и вся местность на подступах к Холмечу была немцами тщательно пристреляна.

На протяжении всего дня 11 ноября наша пехота атаковала позиции противника. На отдельных участках доходило до рукопашных стычек.

616-й полк нес большие потери в живой силе. В бою за Холмеч погиб и командир полка Анисим Никифорович Аверин, кадровый офицер, начавший службу в Красной Армии еще в годы Гражданской войны. Он всегда был прост в общении с солдатами. Но в боевой обстановке проявлял требовательность и строгость.

Я часто видел этого, уже немолодого, но не по годам бодрого командира, носившего черные усы и, казалось, никогда не снимавшего с головы военной фуражки.

В самые сложные моменты боя Аверин появлялся там, где решался успех наступления. Так было и на этот раз, в бою за Холмеч. Он бросился в самое пекло сражения, когда подразделения полка были на подступах к Холмечу. Однако беглый огонь немецких минометчиков сразил мужественного и бесстрашного офицера. Что ж, война есть война. Она не щадит никого, забирая жизни не только солдат, но и их командиров.

После того, как Холмеч удалось освободить, мы похоронили Анисима Никифоровича на высоком берегу Днепра рядом с деревней. Поклялись над его могилой дойти до Берлина.

Позднее, когда была освобождена и Речица, мы узнали о том, что в Холмеч приезжали жена и дочь нашего бывшего командира. По их просьбе полк выделил автомашину, и гроб с телом Анисима Никифоровича был отправлен на его родину, в Московскую область.

За смерть своего командира мы сполна рассчитались с фашистами уже в боях за Велин, Леваши, Заспу, Речицу…»

В дополнение воспоминаний Д. М. Зюзькова можно отметить следующее: 194-я Краснознаменная стрелковая дивизия к исходу 13 ноября 1943 г. освободила не только Холмеч, но и Заужель, Дворец.

В тот же день (утро) подразделения 170-й стрелковой дивизии (командир – полковник С. Г. Цыпленков, начальник политотдела – подполковник В. П. Гордев) вошли в Краснополье и Артуки, ведя наступление с боевых порядков 399-й стрелковой дивизии. В составе – 170-й, 391-й, 422-й, 717-й стрелковые, 294-й артиллерийский, 154-й отдельный медико-санитарный батальон, другие подразделения. Наступая на Краснополье и Артуки, дивизия чувствовала поддержу 15-й гвардейской танковой бригады. Направление дальнейшего наступления – деревня Ветхинь.

С 10 ноября с рубежа Нива – Дубровка (Лоевский район) двинулась 399-я Новозыбковская ордена Суворова стрелковая дивизия (командир – Герой Советского Союза генерал-майор Д. В. Казакевич, начальник политотдела – подполковник М. А. Бубенский). Имела в своем составе 1343-й, 1345-й и 1348-й стрелковые полки, 345-й отдельный саперный батальон, 232-ю отдельную разведывательную роту, другие части и подразделения.

К середине дня 12 ноября дивизия вышла на дорогу Прокисель – Холмеч. После чего получила задание наступать непосредственно на Речицу, передав позиции частям и подразделениям 170-й стрелковой дивизии.

14 ноября враг был выбит из деревни Ветхинь, что было сделано частями 170-й стрелковой дивизии.

Очаги немецко-фашистского сопротивления около Краснополья, Ветхиня и др. успешно подавляла 307-я Новозыбковская стрелковая дивизия (командир – Герой Советского Союза генерал-лейтенант М. А. Еншин, начальник политотдела – полковник В. Л. Долматов). В ее составе – 1019-й, 1021-й и 1023-й стрелковые полки, 899-я отдельная рота связи, другие части и подразделения. Сосредоточившись около поселка Иванище (Заспенский сельский Совет), 307-я стрелковая в дальнейшем вела тяжелые бои, направленные на полную ликвидацию вражеской группировки южнее Речицы.

В освобождении населенных пунктов нынешних Холмечского и Заспенского сельских Советов по-настоящему велик боевой вклад 1-го гвардейского Донского Краснознаменного ордена Суворова танкового корпуса 65-й армии (командир – Герой Советского Союза, генерал-майор М. Ф. Панов, начальник политотдела – полковник М. Г. Жуков).

Корпус был введен в прорыв в 13.00 10 ноября на участке 18-го стрелкового корпуса 65-й армии. К утру следующего дня танкисты, используя поддержку артиллерии и стрелковых подразделений, выбили фашистов из Надвина, а к вечеру освободили Прокисель, Ветку, Шатин. Однако бои около Надвина не стихали на протяжении еще нескольких дней. 11–12 ноября здесь сложили голову многие экипажи 15-й гвардейской ордена Суворова танковой дивизии полковника К. Г. Кожанова, погибли десятки бойцов и командиров мотострелкового пулеметного батальона 17-й гвардейской Орловской Краснознаменной ордена Суворова танковой бригады полковника Б. В. Шульгина.

В состязании с К. К. Рокоссовским военные познания Эрнста Буша потерпели крах
В состязании с К. К. Рокоссовским военные познания Эрнста Буша потерпели крах

О боях за Надвин в мае 1944 г. читателям речицкой районной газеты «Зара Комуны» поведал гвардии старший лейтенант С. Копцов: «…Село Надвин немцы превратили в сильный узел сопротивления: подходы к нему были заминированы, сделаны проволочные заграждения, расставлены дзоты, выкопаны окопы, траншеи. Здесь было сконцентрировано много артиллерии.

Однако ничто не могло сдержать советских танкистов. Под непрерывной бомбежкой немецких самолетов, под сильным артиллерийским обстрелом они двигались вперед.

Один из танков вел гвардии лейтенант С. Кулиш. Вражеский снаряд пробил башню, и осколком гвардеец был ранен в живот. Но Кулиш вылез на броню и, уже видя, что немцы начинают бежать, дал команду механику-водителю двигаться на недалеко стоявшую немецкую пушку, а сам, размахивая шлемом, закричал:

«Вперед, за родную Беларусь! Раздавим немца-гадину…» – и свалился мертвым на заднюю часть брони танка.

Танкисты, видя, как призывает их товарищ и что он погиб, еще сильнее открыли огонь, еще более быстро помчались танки.

Танк, на котором погиб старший лейтенант Кулиш, своими гусеницами раздавил одну за другой три немецкие пушки.

Надвин был взят. Сотни трупов немцев и десятки их орудий валялись в Надвине и вокруг него…»

Танкистов в наступлении на Прокисель поддерживала 37-я гвардейская дважды Краснознаменная орденов Суворова, Кутузова и Богдана Хмельницкого стрелковая дивизия (командир – генерал-майор Е. Г. Ушаков, начальник политотдела – полковник А. М. Смирнов) 27-го стрелкового корпуса 65-й армии. В ее составе были гвардейские 109-й, 114-й и 118-й стрелковые полки, 86-й артиллерийский полк, 42-й отдельный истребительный противотанковый артиллерийский дивизион, 39-й отдельный саперный батальон, 38-й отдельный медико-санитарный батальон, 53-я отдельная рота связи, другие подразделения.

Особенно ожесточенное сопротивление врага 37-я встретила в районе хутора Барбары (11–12 ноября). Боевые потери только 114-го гвардейского стрелкового полка составили не менее сотни бойцов и командиров.

При освобождении поселка Ляховец серьезно поредел 209-й Зайсанский стрелковый полк 162-й Среднеазиатской Новгород-Северской Краснознаменной стрелковой дивизии полковника С. И. Черняка, наступавшей совместно с 1-м гвардейским танковым корпусом.

Около Прокиселя и Надвина враг сполна прочувствовал бесстрашие и 15-й гвардейской кавалерийской дивизии генерал-майора И. Т. Чаленко (начальник политотдела – подполковник С. Т. Бабий). Здесь фашистов громили гвардейские 53-й и 55-й кавалерийские, 147-й артиллерийский полки, 16-й отдельный саперный батальон и др. части и подразделения дивизии.

С самого начала боев за Холмеч, Заужель и Дворец 194-ю стрелковую дивизию огнем «усиливал» 220-й гвардейский Краснознаменный ордена Александра Невского истребительный противотанковый артиллерийский полк под командованием майора П. М. Бубликова, в дальнейшем получивший почетное наименование «Речицкий».

Освобождению Речицы и района – 75 лет. Гомельско-Речицкая наступательная. Часть 2

Читайте dneprovec.by «Вконтакте» → vk.com/rnewscity Читайте dneprovec.by в «Одноклассниках» → ok.ru/rcity

Чтобы написать комментарий, войдите, используя социальные сети