Культура > История

5637

Речицкий район в годы войны. Жители деревни Узнож: за каждым шагом – мужество

 +

Деревня Узнож исконными фамилиями небогата, меньше десятка: Бобло, Гошко, Еленич, Евланов, Кошевар, Клещенко, Козырь, Петровец, Шафаренко.

В предвоенный период большинство местных мужчин являлось тружениками колхоза «Большевик». Повестки на фронт получили из Василевичского райвоенкомата. Домой не вернулись лишь согласно книге «ПАМЯЦЬ. Рэчыцкі раён» (Минск, «Беларусь», 1998 г.)… 103 человека. Хотя вполне возможно, что кто-то и «затерялся», став в предвоенный период жителем иных мест бывшего СССР. Поэтому сообщение о гибели отправилось не в Узнож.

В числе погибших или пропавших без вести, что практически одно и то же, 27 воинов Узножа по фамилии Гошко.

Вот Гошко Александр Андреевич. Родился в 1922 году. Умер от ран 20 января 1944 года. Был похоронен в лесу на высоте 133,7. Совсем рядом от родной деревни. Ведь высота, названная выше, на территории той части нынешнего Светлогорского района, которая примыкает к району Речицкому.

Александру же Игнатьевичу Гошко фронтовыми дорогами удалось дойти (призван в 18 лет) до Латвии. Являясь рядовым 196-го стрелкового полка 67-й гвардейской стрелковой дивизии 6-й гвардейской армии, погиб 26 марта 1945 года.

Григорий Алексеевич Гошко…

Он, один из немногих жителей Узножа, в предвоенный период жил и работал в Речице, являясь служащим государственного банка. В семье и жена, и дети. При немецко-фашистской оккупации, начавшейся 23 августа 1941-го, им посчастливилось остаться в живых благодаря мужественному поступку речичанки Ирины Николаевны Лукиной, проживавшей в доме № 22 по улице Чапаева.

Как-то гестаповцы нагрянули в квартиру Г. А. Гошко. Возможно, уже знали: глава семейства находится в партизанском отряде бригады им. К. Е. Ворошилова. Конечно же, были разочарованы, ибо пришлось уйти ни с чем.

Расправе помешала И. Н. Лукина. Она заскочила к Гошко в то время, когда фашисты уже находились на улице. Выпалила жене Григория Алексеевича: «Ефросинья, беги… За детей не волнуйся: их я спрятала…»

Выскочив через тыльное окно, мать бросилась в огород. Ей удалось уйти от погони. Ушла и И. Н. Лукина, хотя в нее стреляли. К счастью, уже вдогонку, поэтому промахнулись…

Семья Гошко, оставив Речицу, пряталась в лесу, мысленно благодаря свою спасительницу. А та ожидала освобождения Речицы, моля Бога за мужа, который, как и Григорий Алексеевич Гошко, боролся с врагом в составе партизанского отряда.

День освобождения настал. Встреча с мужьями у женщин, о которых рассказано выше, была совсем короткой, ибо часть бывших речицких партизан отправилась на фронт. К сожалению, домой вернулись далеко не все. В их числе и Григорий Алексеевич Гошко, и муж Ирины Николаевны Лукиной.

А жизнь продолжалась…

Читайте dneprovec.by «Вконтакте» → vk.com/rnewscity Читайте dneprovec.by в «Одноклассниках» → ok.ru/rcity

Чтобы написать комментарий, войдите, используя социальные сети