Культура > История

3371

Ко Дню освобождения Речицы и района от немецко-фашистских захватчиков. Светлый день освобождения… (из записок прокурора)

 +

Дмитрий Михайлович Зюзьков… Многие речичане его помнят и поныне, ибо он некогда являлся прокурором Речицкой межрайпрокуратуры. Показал себя не только грамотным юристом, но и одним из активных внештатных авторов «Дняпроўца».

В годы Великой Отечественной войны Дмитрий Михайлович – бронебойщик и сапер-разведчик 616-го стрелкового полка 194-й стрелковой дивизии. Прошел славный боевой путь. Принимал активное участие в освобождении от немецко-фашистских захватчиков и речицкой земли. И позднее, став в мирное время юристом, оставил воспоминания, в которых яркие страницы не только ноября 1943 года (освобождение Речицкого района), но и повествование о подвиге сослуживцев.

Считается, что начало освобождения Речицкого района связано, прежде всего, с тяжелейшими боями за Холмеч (являлся местечком).

В воспоминаниях Д. М. Зюзькова находим: «…Особенно яростно фашисты сопротивлялись в Холмечах и Велине. На стороне гитлеровцев было ощутимое превосходство в артиллерии. Активно действовала и вражеская авиация, атакуя с воздуха наши наступающие подразделения. На головы пехоты «юнкерсы» сбрасывали кассетные бомбовые ящики, из которых бомбы засыпали пехоту, как горохом…

На юго-западной окраине Холмеча стояла ветряная мельница. Немцы превратили ее в крепость. Вокруг мельницы отрыты в полный профиль многочисленные траншеи, возведены доты. Да и вся местность на подступах к Холмечу была немцами тщательно пристреляна.

На протяжении всего дня, 11 ноября, наша пехота атаковала позиции противника. На отдельных участках доходило до рукопашных стычек.

616-й полк нес большие потери в живой силе. В бою за Холмеч погиб и командир полка Анисим Никифорович Аверин, кадровый командир, начавший службу в Красной Армии еще в годы Гражданской войны. Он всегда был прост в общении с солдатами, но в боевой обстановке проявлял требовательность и строгость.

Я часто видел этого, уже немолодого, но не по годам бодрого командира, носившего черные усы и, казалось, никогда не снимавшего с головы военной фуражки.

В самые сложные моменты боя Аверин появлялся там, где решался успех наступления. Так было и на этот раз, в бою за Холмеч. Он бросился в самое пекло сражения, когда подразделения полка были на подступах к Холмечу. Однако беглый огонь немецких минометчиков сразил мужественного и бесстрашного офицера. Что ж, война есть война. Она не щадит никого, забирая жизни не только солдат, но и их командиров.

После того как Холмеч удалось освободить, мы похоронили Анисима Никифоровича на высоком берегу Днепра, рядом с деревней. Поклялись над его могилой дойти до Берлина.

Позднее, когда была освобождена и Речица, мы узнали о том, что в Холмеч приезжали жена и дочь нашего уже бывшего командира полка. По их просьбе полк выделил автомашину, и гроб с телом Анисима Никифоровича был отправлен на его родину, в Московскую область.

За смерть своего командира мы сполна рассчитались с фашистами уже в боях за Велин, Леваши, Заспу, Речицу…»

Известно: к исходу 13 ноября 1943 г. 194-я Краснознаменная стрелковая дивизия освободила не только Холмеч, но и Заужель, Дворец. К исходу 16 ноября ее подразделения были сосредоточены вблизи деревни Ветхинь. Получив боевую задачу совместно с частями 1-го гвардейского Донского танкового корпуса выбить немцев из населенных пунктов Казановка, Береза, Грабовка, Ровенская Слобода, Сад. Затем, обогнув Речицу, сосредоточиться в деревне Озерщине. И уже оттуда наступать на райцентр.

Из воспоминаний Д. М. Зюзькова следует.

В ночь с 16 на 17 ноября 194-я стрелковая дивизия при поддержке танков начала наступление на Речицу с юго-западного направления. 616-й стрелковый полк во взаимодействии с 470-м стрелковым полком под командованием полковника Рубежанского вышел на окраину райцентра. Немцы явно не ожидали столь стремительного броска, ибо многие из фрицев еще спали в нижнем белье.

Более-менее организованное сопротивление враг оказал лишь тогда, когда подразделения полков достигли улицы Фрунзе.

17 ноября бои разгорелись на территории фабрично-заводского района. Вспоминая, Дмитрий Михайлович констатировал: «…Враг сопротивлялся упорно, часто бросался в контратаку, стараясь оттеснить наши передовые отряды. Из-за реки немцы начали хаотическую стрельбу из артиллерии. Били термитными снарядами, надеясь поджечь город. К счастью, крыши домов оказались покрытыми гололедом, и это мешало возникновению пожаров. С крыш вместе с потоками воды катились капли термита. Однако строения загорались только от прямых попаданий, но огонь гасили солдаты…»

А далее…

«…Заместитель командира полка по политчасти майор Л. П. Гречко и комсорг старший лейтенант Сапунов познакомили бойцов с поставленной задачей: овладеть фабричным районом города и выйти к железнодорожному мосту, с ходу захватить его.

На передовую линию полка был собран весь личный состав, включая ездовых и поваров. Началось медленное продвижение на берег.

Немцы превратили в долговременные огневые пункты каждое кирпичное строение гвоздильного завода и спичечной фабрики… В стенах были пробиты отверстия, через которые враг вел непрерывный огонь из пулеметов и автоматов. Такие же амбразуры были пробиты и в кирпичных дымовых трубах фабричного района.

Вся его территория была оплетена подземными ходами. Наши солдаты прокладывали себе дорогу гранатами. Полк нес большие потери…»

В качестве их серьезности был приведен пример: рухнула кирпичная стена одного из строений и насмерть завалила два десятка бойцов 616-го стрелкового полка.

…В ночь на 18 ноября была сформирована группа из 40 человек, в которую вошел и Д. М. Зюзьков.

Поступив в распоряжение инженера дивизии подполковника Л. Б. Лунина, группа получила боевую задачу: скрытно перебраться на левый берег Днепра; уничтожить вражеских автоматчиков, удерживавших железнодорожный мост; разминировать мост, не дав его взорвать.

Дмитрий Михайлович отмечал: «…К сожалению, задачу выполнить мы не смогли. Хотя переправились и высадились скрытно. Но столь малыми силами, что не сумели прорваться через пулеметный и автоматный огонь немцев, которые хорошо укрепились на подступах к мосту.

Утром оставшимся в живых была отдана команда вернуться на правый берег Днепра. Сигналом к отступлению стала ракета…»

Немцы, терпя поражение в Речице, приступили к переправе своих потрепанных подразделений на левобережье Днепра. Для этой цели служил мост не только железнодорожный, но и шоссейный. Поняв безнадежность положения, враг мосты взорвал. Практически синхронно.

Дмитрий Михайлович назвал тех боевых товарищей, которые являлись его ровесниками и друзьями детства. Теперь же, дойдя до Речицы, здесь же и погибли. В их числе – бронебойщики Александр Прохоров и Петр Старотиторов, автоматчик Иван Болмаков, пулеметчик Василий Бутковский…

Можно отметить, что это ребята, ставшие в боевой строй 616-го стрелкового полка 194-й стрелковой дивизии после освобождения от немецко-фашистских захватчиков территории нынешнего Добрушского района, что имело место, начиная с конца сентября 1943-го.

Остается добавить: за освобождение Речицкого района и Речицы 194-я удостоена почетного наименования «Речицкой».


Писали «Правда» и «Боевой стяг»…

На протяжении всего периода существования СССР главным и наиболее авторитетным печатным источником страны являлась газета «Правда» – основной орган ЦК КПСС. Поэтому не только каждый материал, но и всякая строка ее публикаций оставалась вне всякого сомнения.

Вот и в номере от 25 октября 1943 года сводкой Совинформбюро было констатировано: «…На юг от Речицы наши войска продолжали вести бои за расширение плацдарма на правом берегу Днепра и овладели рядом крайне укрепленных опорных пунктов. Противник оказывает ожесточенное сопротивление. На одном участке немцы на протяжении дня предприняли более двадцати контратак. Вражеские танки и пехота, поддержанные значительными силами авиации, неоднократно бросались на наши боевые порядки. Но всякий раз несли огромные потери и откатывались назад. В этих боях противник потерял только убитыми не менее 1 500 солдат и офицеров. Уничтожено 14 танков, 12 орудий и 26 минометов. Захвачены трофеи, в числе которых 11 орудий и один полностью исправный танк. Взяты пленные».

В данном номере «Правды» прозвучала и фамилия нашего земляка Андрея Яковлевича Ворончука, уроженца местечка Горваль, который только что был представлен к званию Героя Советского Союза. Основание для столь высокой чести – подвиг на правобережье Днепра.

Фронтовая газета «Боевой стяг» (номер от 27 октября 1943 г.) в материале «Клятва батарейцев» писала: «…Его (т. е. А. Я. Ворончука) ожидала измученная Беларусь. Ожидала старенькая мать. И он шел сквозь бури военной грозы. Ничто не останавливало его, не остановил и широкий Днепр. Когда его батарея переправилась на западный берег Днепра, он стал на колени, взял горсть земли, поцеловал ее и взволнованно промолвил:

– Здравствуй, родная Беларусь! Я сын твой, пришел освободить тебя от фашистских выродков.

Артиллеристы видели слезы радости на глазах боевого товарища Андрея Ворончука. Они прониклись его любовью к Родине и горячим желанием видеть ее свободной. Их мысли, стремления в этот час как никогда совпадали. И поэтому так дружно работала батарея, расширяя путь пехоте к родному селу Ворончука. На следующий день батарея отбила семь вражеских контратак, уничтожила три немецкие танка и около роты гитлеровцев. 60 немецких автоматчиков окружили батарею. Бойцы услышали голос любимого офицера:

– С этой земли не сойдем, товарищи! Выстоим и пойдем дальше. Это мое слово коммуниста.

Артиллеристы не дрогнули. Они разгромили немецких автоматчиков и захватили 10 пулеметов и автоматов.

Офицер Ворончук погиб смертью героя. Он не дошел до родного села, но дойдут его боевые товарищи. И с ними невидимо будет идти сегодня в бой герой Ворончук, его любовь к Родине и ненависть к врагам. Освободить от немцев родное село Ворончука – это наш долг».

Автор столь во многом пафосного материала – военный корреспондент капитан Н. Ивлев.

Как нередко случалось на войне, события разворачивались в ином русле, нежели показывались боевыми донесениями и строками материалов фронтовых газет. Ошибка произошла и в отношении А. Я. Ворончука. Андрей Яковлевич не погиб, как получалось по Ивлеву. Тяжелейшие бои 15–17 октября 1943 года в районе Лоева, когда огнем орудий батареи Ворончука были уничтожены пять огневых точек противника, а на захваченном плацдарме (западный берег Днепра) батарея отбила четыре сильнейшие вражеские контратаки, для Андрея Яковлевича чреваты тяжелым ранением, что давало знать о себе долгое время.

Его батарея, уже под руководством другого офицера, принимала активное участие в освобождении Речицкого района от немецко-фашистских захватчиков. На одном из рубежей, остановив контратаку двух немецких батальонов, обеспечила бойцам стрелковых подразделений успешное продвижение к Речице.

Родной же Горваль Андрей Яковлевич смог увидеть в начале лета 1944 года. Он вернулся в родной полк и, вновь приняв батарею, готовил подразделение к наступательной операции «Багратион».

Горваль, в котором до войны было 360 подворий и 1 563 жителя (работали в основном в колхозе «Красный Октябрь» или занимались ремесленничеством), увидел сожженным. Данное злодеяние было совершено в июне 1943 года. Узнал: его родное местечко оккупанты расстреливали дважды. Вначале – в сентябре 1941 года. Второй раз – во время карательной операции против партизан (июнь 1943 г.). Уже знал и то, что не доведется обнять, встретившись, брата Виктора. Он, являясь гвардии капитаном, командиром батальона 164-го гвардейского стрелкового полка 55-й гвардейской стрелковой дивизии 28-й армии, погиб 11 января 1944 года.

…Сложилось так, что А. Я. Ворончук, окончив Речицкий педагогический техникум и отработав шесть лет на ниве народного образования (учитель, инспектор районного отдела народного образования), в 1938 году был призван в Красную Армию. Окончил артиллерийскую школу. Участник боев с японцами на реке Халхин-Гол (1939 г.). Фронтовая круговерть Великой Отечественной почти сразу же пролегла через его судьбу Курской дугой (в 1942 г. окончил курсы младших лейтенантов). Когда принял батарею 236-го стрелкового полка 106-й стрелковой дивизии 65-й армии.

Боевой опыт Андрея Яковлевича, закрепленный послевоенной учебой в Военной академии им. Фрунзе, явился фундаментом для службы в рядах Советской Армии вплоть до 1960 года. В отставку ушел в звании полковника. Жил в Киеве. Умер 21 января 2007 года, прожив тем самым долгую жизнь, протяженностью более чем в 91 год.

Читайте dneprovec.by «Вконтакте» → vk.com/rnewscity Читайте dneprovec.by в «Одноклассниках» → ok.ru/rcity