Экономика > Промышленность

3792

В объективе – ОАО «Речицадрев». Повалить, разработать по сортиментам, вывезти, или О том, как налажена лесозаготовка у речицких деревообработчиков

 +

Мы продолжаем знакомить наших читателей со структурными подразделениями ОАО «Речицадрев». Сегодня наш материал с самой что ни на есть передовой – лесозаготовки. О непростой работе под открытым небом в жару и холод, снег и дождь, лучших специалистах, благодаря которым лесозаготовительный цех предприятия в числе лучших в республике, рассказывает заместитель генерального директора ОАО «Речицадрев» по лесосырьевым ресурсам Сергей ВОЛЧЕК.

Визитка. Сергей Сергеевич Волчек родом из агрогородка Комсомольск Речицкого района. Окончил Гомельский государственный политехнический колледж, Белорусский национальный технический университет. По распределению молодым специалистом пришёл на «Гомельдрев» на должность старшего мастера нижнего склада, затем стал начальником лесопункта. С 2012 года – на «Речицадрев» заместитель генерального директора по лесосырьевым ресурсам. В подчинении имеет два подразделения: лесозаготовительный цех, о котором сегодня речь в нашем материале, а также отдел лесных ресурсов. Отдел занимается закупкой недостающего объёма сырья и продажей невостребованного в производстве.

«Леса хватит всем»

– Основная задача лесозаготовительного цеха – обеспечение сырьем «Речицадрев». Оно используется в производстве фанеры, а также ДСП. Фанерное и техническое сырьё мы заготавливаем сами и приобретаем извне у отечественных поставщиков примерно в соотношении 30 на 70 процентов от необходимых объёмов.

Решением облисполкома «Речицадрев» выделяется арендный лесосечный фонд в трёх лесхозах: Речицком, Василевичском и Хойникском. В год цех заготавливает порядка 150 тысяч метров кубических лесосырья для собственных нужд. Есть сопутствующее сырьё, которое на предприятии не перерабатывается: пиловочник хвойный, твердолиственный, дрова, балансовая древесина. Оно реализуется внутри холдинга организаций деревообрабатывающей промышленности либо на бирже.

На данный момент сырья для производства ДСП – в избытке. А вот с фанерным есть большие сложности.

– Деревообрабатывающая отрасль модернизирована, объёмы производства существенно увеличены. В обывательской среде есть мнение, что, если работать такими темпами, через несколько лет в Беларуси лесов не останется. Что Вы думаете на этот счёт?

– Есть понятие – расчётная лесосека. Этот документ разрабатывается на десятилетия вперёд. Согласно планам, ежегодно в определённых объёмах должен вырубаться лес, а на освободившемся месте производиться посадка новых деревьев. Этим занимаются лесхозы.

Думаю, некую обеспокоенность граждан можно объяснить тем, что, как правило, мы видим ситуацию вдоль дорог, абсолютно не представляя, что происходит на отдалённых труднодоступных участках. Перезрелый лес стоит, его никто не разрабатывает кроме деревообработчиков. У лесхозов нет техники, которая бы в тяжёлых условиях, в болотах могла работать. Плюс ко всему это экономически затратно.

На слуху у всех и борьба с короедом. Ведутся вырубки, но страшного здесь ничего нет. По официальным данным, в Беларуси прирост новых насаждений превышает объёмы заготовок. Леса хватит всем.

Стабильно в тройке лидеров

– Расскажите о коллективе.

– В лесозаготовительном цехе работает чуть более ста человек. Есть небольшая текучесть кадров. Люди, которые ранее не встречались с подобными нагрузками, пробуют и уходят. Надо понимать, что речь идёт о серьёзной физической работе в сложных условиях: под открытым небом в дождь и снег, жару и холод. Весной и летом – гнус: комары, мошки, овод, клещи.

 В настоящее время зарплаты на лесозаготовке достойные, меньше тысячи никто не зарабатывает. При желании можно получать и вдвое больше, всё зависит от выработки.

У нас хорошая лесозаготовительная техника. Один харвестер АМКОДОР сам валит дерево, обрезает сучья, делает раскряжёвку на сортименты. Сбор древесины осуществляется при помощи восьми форвардеров. Есть более лёгкие лесные погрузочно-транспортные машины. Также заготовка ведётся ручным способом бензопилами марки STIHL. По бизнес плану в следующем году запланировано приобретение ещё одного харвестера. Ставится задача максимально уйти от ручной заготовки. Для разработки труднодоступных лесосек в наличии гусеничная трелёвочная техника. Есть лесовозы на базе МАЗ и МАЗ-МАН, оборудованные гидроманипуляторами, прицепами. Работают свои автомастерские.

Если смотреть в разрезе холдинга организаций деревообрабатывающей промышленности, куда входит девять предприятий, на протяжении последних трёх лет по итогам работы лесозаготовительный цех «Речицадрев» стабильно в тройке лидеров.

– По каким критериям оценивается работа?

– Из основных: выполнение доведённых бизнеспланом объёмов заготовки, процент освоения лесофонда, себестоимость заготовки лесосырья, простой производства из-за отсутствия сырья.

«Машина в болоте плавала – гусениц не видно»

Выходим из кабинета и отправляемся непосредственно на передовую, на участки, где производится лесозаготовка.

– В нашем цехе три бригады, в каждой бригаде по 3–4 звена, – по ходу поясняет исполняющий обязанности начальника лесозаготовительного цеха Александр Сергеев. – Рабочий день – с восьми до семнадцати часов. В жару многие предпочитают работать с четырёх утра, чтобы не так душно было. Идём людям навстречу. К месту заготовки они доставляются спецтранспортом. Чай, кофе, обеды берут с собой. Все работники – на сдельной оплате труда. Планы доводятся на бригаду: как поработаешь, так и заработаешь.

Как выяснилось, коллектив в цехе – мужской. Три представительницы прекрасной половины человечества работают контролёрами: занимаются обмером древесины и выпиской товарно-транспортных накладных.

Чуть не увязнув на «Ниве» в каком-то поле, что на территории Лисковского лесничества, видим работающего на форвардере Павла КАШАВАРА. Павел Фёдорович в числе лучших и надёжных специалистов. В 2015 году на республиканском конкурсе лесорубов, проводимом холдингом, занял первое место (!) как оператор форвардера.

Павла КАШАВАРА
Павел КАШАВАР

– Раньше работал в Москве, но лет семь назад решил осесть: годы уже не те. Почему бы ни работать дома: зарплата хорошая – кто старается, и по две с половиной тысячи получает; техника новая, – рассказывает Павел Фёдорович. – К тому же в лесу ты сам себе хозяин. Вот буквально перед вашим приездом лоси заглядывали. Самое сложное в работе – болота. Бывает, техника тонет так, что выйти из кабины проблема.

* * *

Михаил СУСАЕВ
Михаил СУСАЕВ

По уровню ответственности и профессионализма нашему предыдущему собеседнику не уступает Михаил СУСАЕВ. На Доске почёта они по очереди появляются с завидной регулярностью. Оператором форвардера трудится шестой год, а в целом в лесу – около двадцати лет. Михаил Николаевич немногословен. Быстро резюмирует: «Всё у нас нормально, лично мне – нравится», и отправляется восвояси.

* * *

До лесосеки, где работает харвестер, на «Ниве» добраться не удалось.

– Это ещё, можно сказать, асфальт, городские условия, – улыбается Константин МЕЩАНСКИЙ. – В прошлом году я сапоги – высокие, такие, как у рыбаков, – не снимал с весны до самой зимы. Машина плавала – гусениц не было видно.

Константин МЕЩАНСКИЙ
Константин МЕЩАНСКИЙ

– Читала в Википедии, что харвестер – очень умная техника с компьютером. Она сама валит дерево, определяя угол подпила, обрубает сучья, раскряжёвывает, сортирует. Оператору лишь кнопку нажать надо. Правда так?

– Конечно же, нет. Без человека эта техника не может работать.

– А что если угол или глубину подпила неправильно определить? В Вашей практике такое бывало?

– Конечно, это же жизнь, за двенадцать лет на харвестере всякое бывало. Иной раз кошмары по ночам снятся.

* * *

Александр МОИСЕЕВ
Александр МОИСЕЕВ
Александр ИВАНОВ
Александр ИВАНОВ

Где-то в гуще леса на огромном лесовозе на базе МАЗ-МАНа встречаем Александра МОИСЕЕВА. На таком большегрузном транспорте в «Речицадрев» он работает уже восемь лет. До этого трудился в Речицком лесхозе, перевозил людей на УАЗе. На момент нашей беседы лесовоз забуксовал. Водитель остался ждать подмоги. Мы же отправились на поиски другого передовика – Александра ИВАНОВА. «Когда впервые восемь лет назад сел за руль лесовоза, было страшно, – не скрывает он. – Машина большая, многофункциональная. Сейчас же ни другую технику, ни другого места работы не хочу…»

Перепечатка текста и фото Dneprovec.by запрещена без разрешения редакции. info@dneprovec.by

Читайте dneprovec.by «Вконтакте» → vk.com/rnewscity Читайте dneprovec.by в «Одноклассниках» → ok.ru/rcity