27/11/2016

«Он – транжира, а я – жлоб». Речичане на своих примерах рассказали, как «пилят» семейный бюджет

«Я чувствую себя инопланетянкой, – полушёпотом и округляя глаза делится наболевшим моя подруга. У неё второй брак. И второй раз с мужем раздельные кошельки. В отношениях всё замечательно. Быт и воспитание детей разумно распределены. Есть достаток. Но этот кошелёк время от времени не даёт ей покоя. «Почему у меня не так, как у всех?»

Раньше было всё понятно: мужчина добывает мамонта, женщина хранит семейный очаг. Так распределялись роли в семье, так жили практически все. И было ощущение нормы. «Я чувствую себя инопланетянкой, – полушёпотом и округляя глаза делится наболевшим моя подруга. У неё второй брак. И второй раз с мужем раздельные кошельки. В отношениях всё замечательно. Быт и воспитание детей разумно распределены. Есть достаток. Но этот кошелёк время от времени не даёт ей покоя. «Почему у меня не так, как у всех?» – стыдясь положения дел, вопрошает она. Я протестую: «А ты знаешь, как у всех?»

Собственно, для журналиста это уже тема. Повод для того, чтобы вместе с читателем посмотреть на себя и своё окружение со стороны. И, конечно же, самостоятельно решить, что правильно, а что нет. Для этого пришлось влезть в святая святых (в переделах разумного) речичан: известных и не очень. И вот что из этого вышло.

Какой бюджет правильный, какой нет – не заморачиваюсь

Виктор:

– Я работаю у нефтяников, нормально получаю. Жена – предприниматель. Честно говоря, не могу сказать определённо, сколько она зарабатывает. Думаю, она также не имеет конкретного представления о моих доходах, чтобы так: копейка в копейку. Примерную сумму, конечно же, назвать может.

У нас у каждого есть деньги на жизнь: еду, бензин, коммуналку и так далее. И есть общак. Это наличные деньги на крупные расходы. Например, на дальнейшее развитие бизнеса, в перспективе – улучшение жилищных условий, отдых. Общак – это то, что по возможности откладывается, собирается. И им заведует жена.

Не припомню, чтобы из-за денег мы ссорились. Жена знает, что я не транжира. Правда, иногда может побухтеть, что сигары дорогие купил, – каюсь, есть слабость. Её покупки не контролирую. Моя позиция такая: надо – значит, надо. Я ей доверяю.

Какой семейный бюджет правильный, а какой нет – на эту тему не заморачиваюсь. Мы – семья. И этим всё сказано.

Если сейчас делим деньги, не начнём ли завтра делить детей?

Ирина:

– Мы в гражданском браке семь лет. Семейный бюджет – не скажу, что проблема. Но сложности есть. Когда только начинали вместе жить, тратили сперва мою зарплату, затем мужа (считаю его именно мужем). Получалось, что к концу месяца я без денег и на любую мелочь просить приходилось. Тогда пришлось завести тетрадь, куда записывались все расходы. И через пару месяцев мы пришли к компромиссному варианту, которого придерживаемся по сей день. Он каждый месяц даёт мне определённую сумму – 2–2,5 миллиона рублей старыми деньгами на текущие расходы. Помимо этого сам периодически покупает продукты – не жмётся, словом. Иногда мы ходим в кафе, ресторан, ездим погулять в другие города – это также преимущественно его расходы. Иногда дарит подарки.

Свою зарплату я также трачу на всё вышеперечисленное. Загашник у меня если появляется, то исчезает быстро: всегда что-то случается, чтобы туда влезть. В принципе, такое положение дел устраивает. Удобно с покупкой вещей, например.

Недавно пошли мужу куртку покупать. Сплошные нервы. Всё ему дорого. Говорит: «За что буржуины такие деньжищи дерут?» И это не то, и то не эдак: «ткани химические», «в магазине душно», «я устал примерять», «здесь молния не такая», «тут цвет смешной», «моя старая куртка еще хорошая». Так ничего и не купили. Ну, как после этого ему сказать, сколько стоит платье, которое я купила себе на прошлой неделе? Или цену новых сапог. Он и так в шоке от походов по магазинам. Говорю, что купила вещи на распродаже, по скидке. Меньше знает – крепче спит.

Всё нормально, но в перспективе, честно говоря, хотелось бы иметь общий бюджет и возможность планировать, что-то совместно откладывать. Нам нужно решать вопрос с собственным жильём. Думать о детях.

У нас семья как акционерное общество

Екатерина:

– Вместе мы с мужем чуть более тридцати лет. Так сложилось, что инициатором идей, двигателем по жизни всегда была я. Это касается разных сфер, в том числе и заработка. В какой-то момент мне представилась возможность помимо государственной работы стать совладельцем небольшого частного бизнеса. Рискнула. Муж не то, чтобы всеми силами поддерживал, скорее просто не мешал. Дальше – больше: снова рискнула, взяла кредит и расширила бизнес. Приходилось быть в одном лице и руководителем, и прорабом, и строителем. Трудно было, но интересно. Сейчас я зарабатываю больше мужа. Хотя он ответственный, состоявшийся руководитель. Но оговорюсь, что о каких-то суперприбылях речь не идёт. Наш семейный бюджет как своеобразное акционерное общество: решения принимаются сообща, но с учётом долей вложения в бюджет. Как правило, решающее слово за мной. Муж, по-моему, доволен.

Конечно, все наши старания, по большому счёту, для любимых детей и внуков, которых, к сожалению, приходится видеть не так часто, как хотелось бы. К счастью, остаётся время и у каждого свои средства для личных «игрушек»: я люблю зимой путешествовать, у мужа – рыбалка, автомобиль.

Держу под контролем ВСЁ

Анна:

– В моей семье деньгами всегда распоряжается женщина. Так было у бабушки, мамы, и к другому я не привыкла. Работаю на двух работах. Мои деньги наличные и на карточке плюс мужа карточка – всё у меня. Знаю до копейки, сколько он зарабатывает. Ни о каких заначках речи быть не может. Когда, что и кому покупать решаю я. Если у мужа возникает необходимость в чем-то, он говорит и мы покупаем (в случае целесообразности). Денег с собой он носит самый минимум: на обед и проезд, вечером рассказывает, сколько денег осталось. Причём, это его личное решение. Откладывать пока не получается, так как обустраиваем квартиру, много денег уходит на мебель.

Уверена, что бюджет в семье распределяется, как и роли. У меня муж ведомый. И дома, и на работе. Я же всё держу под контролем, люблю, чтобы было так, как считаю нужным.

Он – транжира, я – жлоб

Елена:

Я записывала расходы и «ныкала» от него деньги (на черный день). Он злился, мы ругались. Затем он попробовал стать распорядителем: тратил и мои, и свои доходы подчистую (срочно оказывалась нужна какая-нибудь техника и т. д.). На поездки в отпуск занимал, потом как отдавать, так у него вечно нет денег. В магазин его запускать вообще нельзя: все, на что упадет голодный взгляд, купит.

Очень быстро выяснилось, что я без денег вообще не могу (сказалось бедное детство): паника накатывает, начинаю на всем экономить и деньги «ныкать».

Ругались на тему денег постоянно. Результат через семь лет: перед походом в магазин обязательно составляем список необходимых продуктов. Платим на кассе пополам. Крупные покупки обсуждаем заранее, решаем, кому она нужней; платим либо пополам, либо кому нужней. Одежду – каждый сам себе. В кафе платит тот, кто пригласил, или пополам.

Сразу же сказала категоричное «нет»

Анастасия:

– В первые годы совместной жизни были крупные трения у меня и у мужа с его мамой. Дело в том, что у мужа есть сестра: неудачный брак, двое детей, и деньги как вода сквозь решето. Свекровь была просто уверена, что мы обязаны помогать сестре мужа. Я сразу же сказала категоричное «нет». Чего только не услышала в свой адрес...

Но прошло более двадцати лет, и свекровь по-прежнему тянет на себе семью дочери. Туда уходит большая часть её пенсии. Муж, в свою очередь, помогает матери деньгами, продуктами. Но хотя бы от нас с требованием помочь отстали, чему я несказанно рада.

По поводу бюджета. У меня зарплата не очень высокая. К этой сумме муж добавляет примерно столько же, и эти деньги в моем распоряжении. Я оплачиваю коммунальные услуги, бытовую химию, продукты, на колготки и губную помаду мне хватает. Все остальное – на плечах мужа. В том числе и расходы на нашего любимого сына.

«Высокие» отношения

Ксения:

– Расскажу о показательно раздельном бюджете в семье моей свекрови. На мой взгляд, это – клиника. Однако. Она, например, купила недавно банку мёда и «угощает ею мужа своего». А он, если бензин в машину на свои заливает, то и возить её никуда не обязан, ездит только сам. А если куда-то надо свекрови, она ему на бензин дает…

Комментарий специалиста

А вот что по этому поводу думает самый категоричный в мире психолог с многолетней практикой, наш земляк, Павел Зыгмантович:

Наблюдения у меня на эту тему есть, и весьма показательные.

Деньги – это отличный индикатор устойчивости и «счастливости» брака. Я серьёзно. Для меня самого это когда-то стало открытием. Оказалось, есть чёткая связь между тем, как распределяются деньги в браке, и тем, как люди оценивают свой брак. Конкретно: если у пары бюджет раздельный, то удовлетворённость своим браком у них ниже. При совместном бюджете удовлетворённость выше.

Как так получается? Всё просто. Брак – это союз, совместный проект, если хотите. Здесь каждый вкладывается всем, чем может, чтобы идти к общей цели. Деньги – это тоже из разряда «всё, что может».

Когда в паре бюджет раздельный, каждый платит сам за себя, это означает одно: никакого союза нет, есть люди-соседи. Они живут рядом, может быть, оплачивают коммуналку и продукты, но и только. Общей цели у них нет, будущее их пока туманно. Ну да, они называют себя парой, спят и гуляют вместе, но на самом деле каждый из них понимает: всё это очень временно. Поэтому и удовлетворённость ниже.

Совместный бюджет – это чёткий сигнал: «Мы вместе, что бы ни случилось». Понятно, что на практике бывает по-разному: сам по себе совместный бюджет не спасёт брак от развала. Но в числе прочих мероприятий укрепит.

Общий бюджет показывает: обоим партнёрам ценно то, что они есть друг у друга, и они хотят быть друг с другом как можно дольше.

Кроме того, совместный бюджет показывает, что супруги перешли от мышления индивидуалистичного к мышлению кооперативному. Проще говоря, они не воспринимают деньги как «мои» или «твои». Это деньги – наши. Прямо как в известной байке, когда мужчина просил у женщины её руки, стоя на одном колене, а она сказала: «Вставайте, не протирайте НАШИ брюки».

Это очень важный момент: в раздельном бюджете деньги, например, мужа считать не принято (женой не принято). Если это его деньги, то он пусть и считает, а её дело тратить. Даёшь новую шубу из редкого мексиканского тушкана!

Равно то же самое справедливо и в обратную сторону. Мужчина при раздельном бюджете не считает денег жены – это же её деньги. Так что, дорогая, срочно выдели мне денег на новую приставку!

В случае совместного бюджета оба считают все деньги, которые зарабатывают. И, соответственно, тратят аккуратнее. Что касается крупных покупок (не важно, для кого), то они согласовываются. И это обязательно, потому что деньги общие. При этом право голоса – у обоих. Потому что у обоих в проекте «наш брак» доля акций – ровно 51% (да, это не опечатка – именно 51%, у каждого). Даже если зарабатывает только один из супругов, право голоса у обоих.

Другое дело, что эта схема плохо работает, когда один из супругов считает, что бюджет должен быть общим, а второй – что раздельный бюджет рулит. Вот тут начинаются сложности. Впрочем, они решаемы. Достаточно поставить вопрос о будущем отношений – и ситуацию можно разрешить.



--- взято с сайта dneprovec.by ---