06/01/2016

Случай из жизни. На Рождество

Праздник Рождества Христова был важнейшим и торжественнейшим в нашем селе Артюшково Стародубcкого района, что на Брянщине. К нему заранее готовились наши родители. Мы же, дети, жившие в эпоху воинствующего атеизма, не всегда умом и сердцем понимали важность этого события.

Праздник Рождества Христова был важнейшим и торжественнейшим в нашем селе Артюшково Стародубcкого района, что на Брянщине.  К нему заранее готовились наши родители. Мы же, дети, жившие в эпоху воинствующего атеизма, не всегда умом и сердцем понимали важность этого события.

Обычно перед Рождеством свежевали поросёнка. А рано утром 7 января на стол подавали скоромную пищу. Там были яства домашней кухни: домашняя колбаса и сальтисон, тушеные рёбрышки, сало мёрзлое и другие блюда. А ещё обязательно гусь, запеченный в русской печи.

Церковь в нашем селе стояла на горе. И накануне к 12-ти часам ночи в неё шли наши селяне и люди из соседних деревень. Звонили колокола. Праздничный благовест разносился далеко в морозном воздухе. А какие тогда были зимы! В природе красота неописуемая! Огромные сугробы снега, деревья – в снежных шубах, на речке толстенный лёд, а на нашей яблоньке под окном множество снегирей.

Нам в школе запрещали ходить в церковь, но мы все равно шли, внутрь, конечно, попасть не могли (там не было свободного места), а просто бегали вокруг храма.

После прихода родителей из церкви где-то в третьем часу ночи начиналось празднество. Это был очень счастливый момент. На сон оставалась пара часов, утром надо было идти в школу (за 3,5 км!), день не всегда припадал на выходной. А не идти в школу не дозволялось, иначе это грозило большой неприятностью не только для нас, но и для родителей.

А вечером 7 января мама доставала заветные мешочки: с семечками и лесными орехами, и мы, встав в очередь (а нас было в семье пятеро детей), получали каждый по «маленковскому» стакану семечек и орехов. И хотя мы знали, где они лежали, но до Коляд не брали их – такое было правило.

Однажды, придя со школы на Рождество, я услышала шум у соседей.  Я туда. Оказывается, сосед убил матёрого волка и притянул его домой, чтобы снять шкуру и сдать. За волчьи шкуры тогда платили деньги, потому что волков развелось много, и они наносили ощутимый урон хозяйству – вырезали скот. Односельчане разглядывали хищника, расспрашивали, как удалось его обезвредить.

Вечерами в период Колядок в сельском клубе были танцы, звучали песни. Люди ходили друг к другу в гости. Коровы зимой редко у кого доились, но у кого было молоко, угощали им других. Причём всё было безвозмездно! Помню, как и я носила многим молоко в кувшине. Односельчане угощали салом, мясом тех, у кого этого не было. Радостно было слышать, когда говорили: «Спаси вас всех Бог!»                                                    



--- взято с сайта dneprovec.by ---