Культура > Музыка

2773

Кумиры речичан. ВИА «Виктория»: пять лет рок-н-ролла

 +

Зрители ломали двери на их концерты и стояли на коленях у сцены

Наш город – невероятно творческое место. Здесь родилась, создавала и создаёт свои произведения целая плеяда самобытных музыкантов, писателей, художников. Музыкальная жизнь Речицы всегда была богатой. И, когда в 60–70-е годы ХХ века стали возникать многочисленные ВИА, среди них на музыкальном небосклоне города ярко засияла звезда ансамбля «Виктория», о котором мы сегодня и поведём речь.

Александр Горолёв, Михаил Ромашкевич, Алик Железняков,  Юрий Орешко, Юрий Величко, Николай Липский,  Александр Мелкумов (слева направо). 1974 г.
Александр Горолёв, Михаил Ромашкевич, Алик Железняков, Юрий Орешко, Юрий Величко, Николай Липский, Александр Мелкумов (слева направо). 1974 г.

Начало

Группа возникла в 1971 году и просуществовала пять лет. Базировалась в Доме культуры метизного завода. К слову, в те годы при клубе каждого предприятия обязательно действовал свой вокально-инструментальный ансамбль, только в Речице их насчитывалось больше десятка. Знакомые ребята объединялись в музыкальные команды и начинали творить. Первое время состав «Виктории» менялся, но коллектив уже пытался что-то играть и даже работать на площадке парка Победы. Однако после недели выступлений у группы там украли весь нехитрый музыкантский скарб. Позже кого-то из ребят призвали в армию. И только по возвращении со службы команда стала методично работать и набирать обороты. Кстати, организатор и лидер «Виктории» Юрий Орешко был в той же музыкальной роте в Уручье под Минском, что и основатели «Песняров», правда, немного позднее. В состав «Виктории» вошли семь молодых людей, все в возрасте около 20 лет, кроме несовершеннолетнего Юрия Величко:

Юрий Орешко – лидер, клавиши, вокал; Владимир Картавцев – клавиши, труба; Алик Железняков – гитара, вокал; Александр Горолёв – гитара; Юрий «Малый» Величко – бас, вокал; Михаил Ромашкевич – ударные; Николай Липский – звукооператор.

Однако следует добавить и имена тех, кто поработал в команде некоторое время, – Леонид Теплушенко (ударные) и Александр Мелкумов (клавиши).

Инструменты

Надо ли говорить, что с музыкальными инструментами достойного качества в те годы существовала немалая проблема. Всё было страшным дефицитом. Инструменты советского производства с трудом можно было назвать этим словом – клавишные расстраивались через каждые пять минут, и тем паче если перенести их из одного помещения в другое. Позже в клуб на метизный ребята кое-как выбили органчик, но всё равно это было далеко от желаемого. Гитары использовались разные. Например, у Алика Железнякова была гитара, приобретённая в институте иностранных языков в Минске. В те годы всё это делалось почти подпольно: в институт приезжали иностранцы и что-то привозили. В другом же месте ничего толкового купить нельзя было. А вот Саша Горолёв изготовил себе гитару сам. Таким образом, практически вся аппаратура у ребят была своя.

Александр Горолёв в парке Победы
Александр Горолёв в парке Победы

Участники «Виктории» сами делали ламповые усилители, доводили до ума электрогитары, выдумывали голосовые и гитарные эффекты. Музыканты даже изобрели собственный hang-generator – прибор в виде длинного грифа, который выводил звуки вроде синтезатора Minimoog и иногда ранил игравшим пальцы в кровь. На традиционном фестивале «Речицкая лирическая» «Виктория» своим «генератором» заставила зрителей вжаться в кресла. Во время концертов в некоторых собственных композициях, например, таких, как «Трактор», «Виктория» использовала заранее записанные шумы: рев двигателя, шуршание бумаги, переливание воды в стакан. В нужных моментах их запускал с пульта звукооператор. Порой добавляли даже детские музыкальные инструменты – дудочку, барабанчик, чтобы создавать особые звуковые эффекты.

Сцена

Кроме залов школ и ДК, с весны до осени разнообразные речицкие ВИА работали ещё на двух танцплощадках: на старой, под мостиком нынешнего детского парка, и на новой – в парке Победы. На последней и выступала «Виктория».

К слову, с оборудованием площадки парка была своя история, в которой поучаствовали и музыканты «Виктории». Строители залили её бетоном, затем начали делать сцену и козырёк над ней. Но высоту как-то не рассчитали по проекту. Козырёк оказывался таким низким, что можно было достать головой. Так вот, ребятам из группы каким-то удивительным образом всё же удалось настоять на том, чтобы козырёк поставили достаточно высокий. Это, безусловно, создавало лучшую акустику. После этого рок-н-ролл в исполнении «Виктории» было слышно далеко в частном секторе Речицы: акустический козырек создавал сильный направленный звук.

Репертуар

Репертуар рок-н-ролльной направленности был в те годы у довольно небольшого количества групп, подавляющее большинство играло советскую эстраду. «Виктория» же как раз специализировалась преимущественно на зарубежном рок-н-ролле: не только английском и американском, но и венгерском (Illes, Hungria). Ансамбль регулярно выполнял запрещенную тогда в ряде европейских стран Je t’aime… Сержа Генсбура, инструментальные фрагменты из рок-оперы Вебера Jesus Christ Superstar, лучшие произведения Эндрю Ллойда Уэббера, Джорджа Харрисона, Creedence Clearwater Revival и Uriah Heep в собственной интерпретации.

Понятно, что репертуар «Виктории» для танцев и для официальных конкурсов сильно отличался. В парке Победы группа избегала песен советской эстрады. И часто иностранные рок-хиты представлялись как песни советских композиторов. Однажды музыкантов даже заставили зарисовать на сцене название ансамбля, написанное латиницей, – Victoria.

А вот о записи своих композиций ребята никогда не думали, и то, что сейчас чудом сохранилось в редких архивах, – просто «эхо», побочный продукт реверберации. Такой эффект эха на выступлениях достигался одновременной записью игры. В реальности же их песни звучали совсем по-иному, там были хорошо слышны и инструменты, и голос. Но кустарные записи самой «Виктории» на бобинах всё же ходили по рукам. И, естественно, привлекали немалое внимание ценителей.

Гастроли: от Бобруйска до Венгрии

Так постепенно росли известность и популярность «Виктории», и неудивительно, что послушать выступление музыкантов по вечерам в парк Победы приходило порой до двух с лишним тысяч человек. Собирались туда любители как из Речицы, так и из других мест, даже из Минска. Наведывались и слушатели, по крайней мере внешне похожие на хиппи. Молодёжь заполняла танцплощадку, а те, кто постарше или кто не мог попасть внутрь, наблюдали за концертом через металлическую сетку, которая была натянута вокруг. Позже танцплощадку обнесли большими щитами. Как-то раз в Речицу приехали французы средних лет. Услышав исполнение «Виктории», они с удовольствием отозвались – charmant!

На гастролях в Венгрии. Алик Железняков,  Юрий Орешко, Владимир Картавцев, Михаил Ромашкевич,  Александр Горолёв (слева направо). 1973 г.
На гастролях в Венгрии. Алик Железняков, Юрий Орешко, Владимир Картавцев, Михаил Ромашкевич, Александр Горолёв (слева направо). 1974 г.

Длительность выступлений в парке была строго ограничена отметкой 23.00. Включалось радио «Маяк», там звучали сигналы точного времени, и все расходились по домам. Но музыканты нашли свой вариант окончания, ведь никто не помешал им записать эти самые сигналы на магнитофон. И, когда люди, глядя на часы, уже собирались уходить, раздавались аккорды новой темы, и все удивлённо возвращались назад. Так отбивалось ещё минут десять, а потом ставилась запись сигналов, и вся площадка дружно переводила часы назад. Вот так музыканты шутили.

По комсомольской линии ребята ездили с концертами и в другие города. Так, однажды неделю они проработали на площадках Бобруйска, затем выступали в Мозыре и Гомеле, в Минске доводилось играть, заезжая в гости к друзьям.

Группу достаточно быстро заметили, ведь они частенько занимали призовые места на разнообразных конкурсах. Пригласили на Гомельское телевидение, а затем по той же комсомольской линии отправили на гастроли в Венгрию. Перед поездкой музыкантам пришлось постричься и надеть новые наряды. Незадолго до отъезда за границу ансамбль провёл концерт в Речицком доме культуры. Билетов не хватило на всех, поэтому публика… выломала двери и полностью оккупировала зал. Вот такой был ажиотаж.

В Венгрии «Виктория» выступала в нескольких городах. Причем в каждом обязательно посещала кинотеатр и смотрела один и тот же фильм — Concert for Bangladesh Джорджа Харрисона. Речичане впервые увидели – пусть и на экране – настоящий рок-концерт. Это был полный восторг! Естественно, что по возвращении шесть или семь тем Харрисона перекочевало в их репертуар.

Финал

После визита в Венгрию «Виктория» просуществовала еще около двух лет. Причин для распада было много. В первую очередь постоянные финансовые трудности. Так, например, чтобы купить ударную установку, все музыканты скинулись по целой зарплате. Нарастали организационные сложности, стали возникать семейные обстоятельства, а кому-то просто надоело, ведь уже достаточно повзрослели.

Последний концерт «Виктории» ознаменовался фееричным финалом. Звучала тема «July morning» Uriah Heep, и вдруг один за другим зрители начали становиться на колени у сцены. Тут вмешалась милиция, аппаратуру отключили, даже не дав до конца доиграть композицию. Микрофоны тем не менее быстро включились и зафиксировали всё, что происходило вокруг. Пока милиция подгоняла музыкантов быстрее собираться, молодежь кричала «Виктория», не уходи!» и «Да здравствует советская милиция!»

Вот таким был путь этой, можно сказать, культовой для речичан группы. Сейчас многие его моменты кажутся непривычными, но таким было то время и те условия. И отчасти из-за них и возникла, и прекратила своё существование эта яркая команда.

Говорят очевидцы

Игорь Сергеев:

– Я рано начал работать и заочно учился, да и небольшой был любитель танцев, потому на дискотеки ходил нечасто. Но хорошо помню отчётный концерт «Виктории» перед поездкой в Венгрию. Это меня сильно впечатлило тогда. Надо же, наша речицкая группа едет в Венгрию! Они очень хорошо пели. Тем более в те годы это было модно, необычно. Что можно было послушать тогда? Только черно-белый телевизор был в доме да пластинки. Поэтому это было особенно интересно.

Наталья Демидович:

– Я застала последний год выступлений «Виктории». Наша семья переселились в другое жильё, по ул. Снежкова, и там была хорошо слышна музыка из парка. Я училась в 6 или 7 классе, и мы с друзьями, конечно, бегали на танцы. Но внутрь танцплощадки нас не пускали как несовершеннолетних, потому мы стояли под «клеткой», старались ничего не упустить и выбирали себе мальчиков. В группе «Виктория» мне особенно нравился один солист, я очень любила его слушать. Они играли что-то зарубежное, пели на английском языке и нам всё это очень нравилось.

Перепечатка этого текста запрещена без разрешения редакции. info@dneprovec.by

Читайте dneprovec.by «Вконтакте» → vk.com/rnewscity Читайте dneprovec.by в «Одноклассниках» → ok.ru/rcity

Чтобы написать комментарий, войдите, используя социальные сети