02/10/2016

К профессиональному празднику. Уроки жизни сельского учителя истории

Любил ли кто так историю и свою работу, как любила ее Тамара Кротова, иногда размышляю я. Тамара Николаевна свою педагогическую деятельность начала в Вышемирской средней школе. Вначале была вожатой, затем, окончив заочно исторический факультет Гомельского государственного университета имени Ф. Скорины, стала учителем истории.

Любил ли кто так историю и свою работу, как любила ее Тамара Кротова, иногда размышляю я.

Тамара Николаевна свою педагогическую деятельность начала в Вышемирской средней школе. Вначале была вожатой, затем, окончив заочно исторический факультет Гомельского государственного университета имени Ф. Скорины, стала учителем истории. Все время работы в школе она посвящала любимому предмету и детям. Увлеченность историей стали для нее основным толчком для того, чтобы однажды организовать поисково-краеведческую деятельность на территории деревни Вышемир и ее окрестностей.

Личный энтузиазм учительницы и ее вера в то, что это необходимо подрастающим поколениям, стали той основой, которая помогла начатому делу обрести вполне реальные и осязаемые рамки – в 1972 году был создан школьный краеведческий музей. Подключались и коллеги, и дети, и родители детей, и неравнодушные земляки.

Т. Кротова вела активную переписку с родными погибших во времена Великой Отечественной войны на территории Вышемирского сельского Совета, с другими музеями, архивами. Так, крупица за крупицей школьный музей пополнялся новыми экспонатами и материалами. Тамара Николаевна бережно хранила каждый памятный предмет. С гордостью и трепетом демонстрировала некоторые экспонаты на уроках истории. Например, каменный топор эпохи бронзового века, найденный на территории сельсовета; рушник, сотканный с душой и теплотой её прабабушкой; один из первых номеров газеты «Искра», пожелтевший от времени; партийный билет учителя Вышемирской школы Петра Чистопьяна, партизана отряда «Красное знамя», погибшего в 1943 году; а вот похоронка на Павла Петровича Кротова…

Добрая, всегда приветливая, терпеливая, улыбчивая, она входила в класс. К каждому учащемуся она могла найти подход, каждого поддержать, оценить объективно. Уроки истории этого учителя были наполнены любопытными фактами, иллюстрациями, интересными заданиями.

Под руководством Тамары Николаевны в музее проводились дополнительные занятия по истории родного края. Здесь дети могли почувствовать себя начинающими исследователями, археологами, журналистами и даже художниками! Тамара Николаевна замечательно рисует. Для детей человек, который может отобразить реальность на бумаге с полной точностью, кажется чуть-чуть волшебником! И мы, её ученики, глядя, как она мастерски пишет пейзажи, натюрморты и портреты, восторгались и думали, что она не просто учитель истории, а добрая фея! Это сейчас все достопримечательности родного края или мест, где гостили, можно запечатлеть современной фотокамерой. А тогда не было таких возможностей. Но, благодаря ее таланту, многие архитектурные сооружения, природные красоты или памятники времен Великой Отечественной войны отображались на ее рисунках.

За годы работы учителем Тамара Николаевна неоднократно награждалась Почётными грамотами райисполкома (в 1988, 1999, 2004 годах), облисполкома (в 1994). Хотя хвастать она ими не любит.

Сейчас, находясь на заслуженном отдыхе, Тамара Николаевна часто вспоминает работу в школе. Ей не хватает детского смеха, шума в школьных коридорах, добрых советов коллег. Она помнит всех своих выпускников! Кто-то запомнился своей серьезностью, кто-то – озорством, кто-то – добрым сердцем и поступками, кто-то – активной учебой и спортивными успехами. На всю жизнь врезалась в память трагедия 1986 года – авария на Чернобыльской АЭС. Учеников тогда всех вывозили из д. Вышемир в г. Кострому. Помнит, как было очень тревожно за детей. Но все же больше хороших, добрых, теплых воспоминаний: туристические походы, пионерские сборы, вечера у костров, поисковая и исследовательская работа с детьми в школьном краеведческом музее, велопробеги, лыжные походы и многое другое.

В семье Кротовых трое детей. Есть внуки и правнук. С родителями живет сын Александр, инвалид. Ему Тамара Николаевна посвящает все свое свободное время и самоотверженно борется с его болезнью.

Сейчас, когда работа в школе осталась в прошлом, женщина занимается огородничеством, садоводством. Она выращивает разные сорта винограда и клубники, читает периодическую печать, интересуется новостями в мире и Республике Беларусь.

В преддверии наступающего Дня учителя хотелось бы пожелать замечательному наставнику, коллеге Тамаре Николаевне всех благ!



--- взято с сайта dneprovec.by ---