09/11/2016

Вспоминает подполковник милиции в отставке: «Драки между районами города были отчаянные, эпицентром становилась танцплощадка в парке Победы»

Хулиганов хватало. Молодежи, как и сейчас, некуда подчас было девать свою энергию. Микрорайоны выясняли между собой отношения. Драки были отчаянные, не жалели ни себя, ни оппонентов. Эпицентром была танцплощадка в парке Победы. Пока еще длилась дискотека, было спокойно. Как только наступало время расходиться, начинались проблемы.

Подполковника милиции в отставке Николая ХИЩЕНКО я встречаю возле подъезда его дома по улице Советской. Николай Николаевич возвращается с традиционной прогулки с домашним питомцем – собакой породы мексиканская лысая Чучей.

«В моем возрасте собака – лучшее средство для поддержания себя в более-менее приемлемой физической форме, – улыбается мой собеседник. – С ней не схалтуришь: в любую погоду приходится идти на улицу». Кареглазая красавица с недоверием относится к незнакомому гостю, оглашая лаем уютную квартиру, но по мере приближения нашей беседы к логическому завершению ее отношение становится все более дружелюбным.

Николай  Хищенко с внуком Тимофеем и  любимицей  Чучей
Николай Хищенко с внуком Тимофеем и любимицей Чучей

– Окончил я 10 классов в деревне Елизаровичи Речицкого района. Сейчас там остался всего лишь один дом. После школы сразу пошел работать на Гомельский судостроительный завод. Вместе со мной трудился приятель из Нальчика. Предложил он мне поступать в летное училище. Идея мне понравилась. Тем более что и мой отец был летчиком. Решил идти по его стопам. На следующий год мы подали документы в Ставропольское летное училище и сразу поступили, стали курсантами. Два года я проучился, но затем по сложившимся обстоятельствам ушел оттуда. Вернулся вновь на судостроительный завод. Еще два года посвятил этому предприятию, после чего от военкомата поступило предложение перейти на работу в милицию.

Работа на посту и в спецкомендатуре

– Как сейчас помню свой первый рабочий день. Это было 25 мая 1975 года. Первое место работы – патрульно-постовая служба. Нам определяли маршрут, и вперед – на дежурство. С собой были радиостанция и пистолет Макарова. Нужно было обеспечить порядок на своем посту. Хулиганов хватало. Молодежи, как и сейчас, некуда подчас было девать свою энергию. Микрорайоны выясняли между собой отношения. Драки были отчаянные, не жалели ни себя, ни оппонентов. Эпицентром была танцплощадка в парке Победы. Пока еще длилась дискотека, было спокойно. Как только наступало время расходиться, начинались проблемы. Три года проработал в патрульно-постовой службе. Затем стал помощником дежурного отдела внутренних дел Речицкого горрайисполкома.

Фото Сергея Душкевича
«Клетка» – танцплощадка в парке Победы. Фото Сергея Душкевича
Коллектив художественной самодеятельности ателье по пошиву одежды «Силуэт» готовится к выступлению на сцене танцплощадки в парке Победы, известной в народе под названием «клетка». 1974-1975 год. Фото Александра Жарносенко
Коллектив художественной самодеятельности ателье по пошиву одежды «Силуэт» готовится к выступлению на сцене танцплощадки в парке Победы, известной в народе под названием «клетка». 1974-75 гг. Фото Александра Жарносенко

После ушел в открывшуюся в Речице спецкомендатуру, куда присылали освобожденных из мест лишения свободы, которые должны были работать на стройках народного хозяйства. В частности, они строили цех на метизном заводе, плиты на ЖБИ делали, работали на гомельских стройках. В нашей комендатуре насчитывалось порядка 300 человек. Жили они в общежитии по Снежкова, 23, там, где сейчас «Белгосстрах» расположен. Около пяти лет проработал я в этом месте старшим инспектором спецчасти, вел личные дела. Разные категории граждан присутствовали: осужденные за дорожно-транспортные происшествия со смертельным исходом, кражи. За каждым был установлен контроль. Приходили с работы – отмечались. В 10 вечера была проверка.

 Попутно окончил Могилевскую транспортную школу МВД СССР. После расформирования спецкомендатуры, которую перевели в Рогачев, я был назначен на должность помощника начальника отдела оперативно-дежурной службы.

Участковый инспектор и начальник милиции Василевичей

– Через некоторое время предложили перейти работать участковым инспектором. В зоне моего обслуживания был 5-й микрорайон. На моем участке службу нес Николай Александрович Кулешов. Он переходил на службу в штаб, а я, соответственно, занял его место на участке. Он оказал мне очень большую помощь. Рассказывал о специфике работы, знакомил с нужными людьми. Через шесть месяцев я стал старшим участковым. С чем приходилось чаще всего сталкиваться? Были и бытовые конфликты, и уличное хулиганство. И сейчас, бывает, встречаю тех, с кем по долгу службы приходилось работать. Обязательно подойдут, поприветствуют. Даже те, кто отбывал срок. Знают свою вину. Я же действовал по закону, поэтому они все понимают. Много беспокойства доставляли магазины. В ту пору было ограничение на приобретение спиртных напитков. Вино-водочные отделы брали практически штурмом. Везде были очереди, нужно было смотреть, чтобы в этих очередях друг друга не придавили. Ни в коем случае нельзя было пускать это на самотек – беспорядки и давка были бы обеспечены. Большую помощь оказывали добровольные дружинники. Имелись и внештатные участковые – крепкие парни. С розыском хорошо контактировали. Плодотворно взаимодействовал с Николаем Михайловичем Кутенем. Было неплохое раскрытие и бытовых, и уличных преступлений.

Вообще, старался больше с людьми общаться. Благодаря этому многие преступления раскрывались по горячим следам. И с представителями «группы риска» работал. Если беседы не помогали, отправляли их на лечение. Хотя, как по мне, для них это было подобно оздоровлению в санатории. Приезжали туда, поправляли здоровье, ели кашу и домой, по-новому пить. Но мы не давали им спуску. И хулиганы были на участке. И буйные граждане имелись. На некоторых участковых и с вилами могли броситься. Из тех, с кем удалось плодотворно бок о бок потрудиться, хочу вспомнить Владимира Сидоренко, Александра Твардовского. Также хорошо работалось с Олегом Кацуро, Анатолием Бороненко, Станиславом Брелем, Валерием Великоборцем.

Затем судьба распорядилась так, что вновь вернулся в оперативно-дежурную службу помощником начальника отдела. Восемь лет отдал работе в этом подразделении. Ну а затем назначили начальником оперативно-дежурной службы. В моем подчинении была местная дежурная часть, а также дежурные части в Заречье, Василевичах. Преступлений хватало. И бытовых, и убийство на Днепре.

В 1992 году окончил Минскую высшую школу МВД. Перед пенсией стал начальником отделения милиции Василевичей. Три года потрудился там. Сложный участок, специфический. В связке с председателем горсовета Владимиром Пырко пытались вернуть нерадивых граждан на путь истинный. Владимир Михайлович – хороший и достойный человек. С ним было легко и комфортно работать. Инспектор розыска – Анатолий Новик – также плодотворно работал. Раскрываемость преступлений достигала 90 процентов.

От сержанта до подполковника

– Вот такой трудовой путь я прошел – от сержанта до подполковника. 31 год отдал милиции. Время пролетело как один день. Во всех службах мне нравилось. Главный интерес в работе – отсутствие обыденности. Видишь жизнь во всех ее проявлениях. Общение с людьми также было для меня важной составляющей. Хочу сказать, что народ очень уважал работников милиции. Да и мы практически в кабинетах не сидели. Постоянно в движении, среди людей. Взаимодействие с жителями очень помогало. Только совершалось преступление, уже предполагали, кто это мог сделать. Знали, кто на что способен. Бывали и заезжие гастролеры. Один из Зябровки повадился машины в нашем микрорайоне воровать. Благодаря контактам с населением, вычислили его быстро. Или еще случай был, когда возле ветлечебницы из-за трех бутылок вина убили человека.

Каким должен быть работник милиции по характеру? Трудно сказать. Взять, например, участковых. Есть спокойные, практически незаметные. Есть быстрые, эмоциональные. Например, Станислав Моисеев. Отличный работник, который не может усидеть на месте. У него энергии – на 25 лет вперед. Вообще, темперамент не важен. Главное не быть ленивым.

Рабочий день у меня был, естественно, ненормированным. И ночью могли поднять. В Василевичи ездил утром московским поездом. Быстрее, чем машиной. Если задерживался там, то оставался ночевать на работе. Мог и попутным транспортом добираться.

 Отправляли и ответственным по колхозам. Закрепляли за работавшими в поле студентами. Отвечал за их безопасность. И это во внерабочее время. Дома сутками не был. Как к этому относилась семья? Хорошая жена у меня. Понимающая и любящая. Живем с ней уже 45 лет. У нас двое детей: сын и дочь. Дочь – преподаватель, а сын – предприниматель. Есть трое внуков.

Возвращаясь к своим служебным будням, хочу отметить, что большую помощь в работе мне оказали Анатолий Михайлович Семков, Леонид Николаевич Данилов, Иван Юлианович Осовик, Николай Николаевич Концевой, Василий Иванович Киселев, Николай Иванович Багай, Геннадий Афиногенович Бердник, Валентин Степанович Ищенко, Анатолий Андреевич Кузьменков, Аким Федорович Цуркан, Евгений Петрович Шутяев, Николай Ефимович Шевчук.

На пенсию вышел в сентябре 2003 года. Уже порядком времени прошло. Провожу время с внуками, на даче. Матери моей 86 лет. Ей нужны забота и уход. С собакой гуляю. Люблю баню.

В общем, жизнь состоялась. И теперь, с позиции лет, могу сказать: даже хорошо, что когда-то я не стал летчиком.

Хочется поздравить всех ветеранов отдела внутренних дел с Днем милиции советской эпохи и пожелать здоровья и оптимизма, а тем, кто несет службу сейчас, – стойкости и успехов в нелегком труде!



--- взято с сайта dneprovec.by ---