23/02/2017

Долг и мужество нашего земляка, подполковника ВВС Бориса Михеда

Борис Петрович родился и рос в семье совсем не военной. Отец и мать, Петр Адамович и Татьяна Антоновна, учительствовали в Ровенскослободской средней школе. Но мамин брат, дядя Павел, во время Великой Отечественной войны был авиатором. Летал на Ил-2. Пропал без вести во время выполнения очередного боевого задания.

Борис Петрович родился и рос в семье совсем не военной. Отец и мать, Петр Адамович и Татьяна Антоновна, учительствовали в Ровенскослободской средней школе. Но мамин брат, дядя Павел, во время Великой Отечественной войны был авиатором. Летал на Ил-2. Пропал без вести во время выполнения очередного боевого задания.

Борис с детства любил всматриваться в фронтовое фото дяди. И, как надо понимать, уже тогда мысленно связывал себя с небом.

На его выбор серьезно повлияло и приземление рядом с Ровенской Слободой самолета Як-12. Этот небесный санитарный «тихоход» прилетел в колхоз им. Дзержинского, чтобы срочно забрать тяжелобольного председателя правления хозяйства Ф.М. Карева.

Вместе со многими сельчанами Борис прибежал тогда на поле и, конечно же, страстно завидовал летчику, который вскоре вновь взмыл в небо. Уже спасая человека.

Незадолго до окончания школы Борис поделился своими дальнейшими планами с родителям. Те одобрили выбор сына. Он стал курсантом Саратовского военно-авиационного училища. Его специализация – вертолетное дело. Что, безусловно, требовало таких черт характера, как трудолюбие, целеустремленность, любознательность.

С благодарностью и большим уважением Борис Петрович и сегодня вспоминает своего первого инструктора – старшего лейтенанта Г.А. Кирова. Тот, безгранично влюбленный в летное дело, стремился прививать подопечным свой «почерк» управления вертолетом, брать от каждого учебного вылета максимум необходимого.

Первый самостоятельный полет Б.П. Михеда состоялся через девять месяцев после настойчивого овладения специальностью. Это было 5 июня 1973 года в 13 ч. 5 мин.

«Ощущения оправдали ожидания», – признается Борис Петрович.

В 1975 г. после окончания училища Б.М. Михед был направлен в Закавказский военный округ. Ему предстояло два года летать так называемым «правым летчиком» на Ми-8.

Был назначен командиром экипажа и переведен в Цхинвали, а уже оттуда (1980 г.) последовала «командировка» в Афганистан.

Боевые вылеты – ежедневно. А в Джелалобаде летом под плюс 50.

– Бывало, поспишь часа два, а рассвет встречаешь в небе, – вспоминает Борис Петрович. – Это когда какая-нибудь операция идет. Взмывали на транспортно-боевых Ми-8. У этих машин отличное вооружение: пушки, пулеметы, гранатомет.

Большинство боевых операций нашего земляка связано с перевозкой грузов, эвакуацией раненых, участием в поисково- спасательных мероприятиях.

Из кровавого месива Афганистана Борис Петрович вернулся с орденом Красной Звезды. Через два года был переведен в Прибалтику. А потом… Потом, и это совершенно неожиданно, командировка на Ближний Восток.

Попал в Сирию, которая в это время оказалась вовлеченной в арабо-израильский конфликт.

Советские летчики базировались в Дамаске (столице Сирии), «работали» под сирийским флагом, носили чужую летную форму, радиообмен только на арабском языке.

В особой чести была эскадрилья радиоэлектронной борьбы. В ней-то Б.П. Михед и служил. Требовалось глушить израильские беспилотники-шпионы, управляемые с земли по телевизионному каналу.

Наш вертолет поднимался в небо. Оператор радиоэлектронной борьбы, находившийся в боевой машине, перехватывал чужой сигнал, после чего беспилотникам и создавались помехи.

Награда Б.П. Михеда за действия в Сирии – медаль «За службу Родине в Вооруженных силах СССР».

Памятен для Бориса Петровича и 1995-й. В составе гуманитарной миссии ООН был командирован в Анголу. В этой африканской стране продолжалась гражданская война между УНИТА (национальный союз за полную независимость), возглавляемой Жонашем Савимди, и правительственными войсками. Конфликт в стране, богатой алмазами, тлел давно. Многие, пользуясь возможностью, пытались урвать «жирный кусок», не обращая внимание на многострадальное местное население. ООН же ставило посты в местах наиболее вероятного соприкосновения правительственных войск и подразделений УНИТА.

В Анголе находились специалисты из 40 стран. У каждого свое направление. К примеру, индусы – минеры, румыны – медики американцы – летчики.

Полтора месяца довелось быть нашему земляку в Луанде (столица Анголы). Затем – городок Сауримо, который на границе с Заиром. Занимался доставкой грузов. Вертолет водил почти с филигранной точностью. Поэтому его профессиональное выполнение долга ООН оценила «Орденом Мира».

В составе курских и калужских вертолетных полков Б.П. Михед четырежды направлялся на Северный Кавказ, где принимал участие в первой и второй чеченских компаниях. Несколько раз его вертолет попадал в критическое положение, однако, благодаря исключительному хладнокровию и боевым навыкам Бориса Петровича, экипажу удавалось избежать беды. Смелые и решительные действия позволили спасти экипаж из Калуги, вертолет которого был подбит с земли.

Борис Петрович выслушал тогда искреннюю благодарность спасенных. Его героизм был отмечен командованием орденом Мужества.

За время службы Б.П. Михед совершил 1 800 прыжков с парашютом. Он участник Всесоюзного воздушного парада в Тушино. Выступал на Всесоюзном конкурсе Вооруженных Сил по воздушной групповой акробатике в Самаре.

Служба в Вооруженных Силах СССР и России подполковника Б.П. Михеда составляет в общей сложности 33 года. В числе основных наград – пять орденов: Красной Звезды, Мужества (два), «За заслуги перед Отечеством» II степени, «Орден Мира» Организации Объединенных Наций, многие медали.

На пенсию стал готовить документы лишь тогда, когда отправиться в Чечню не позволило здоровье.

Возвратившись к семье в Курск, попробовал, как говорится, найти себя вне армии. «Как-то ехал мимо аэродрома, – вспоминает Борис Петрович,-вижу парашютные прыжки. Заглянул к ребятам, так как знаю почти всех. Сидим, разговариваем. Кто-то спрашивает: «Петрович, а прыгнуть сейчас с парашютом теперь слабо?» Я с 1998-го не прыгал. На сборах в Вязьме разбился, вот и «завязал». Но даже не размышляя ответил: «А что, пожалуй, прыгну». С тех пор вновь «засосало».

Сидим как-то с начальником аэроклуба. И тут взмывает вертолетик. Иван Васильевич Долженок спрашивает: «Не хотел бы вновь летать?» Отвечаю: «Готов даже бесплатно».

В январе 2010-го нашему земляку представилась возможность вновь взлететь в качестве пилота Ми-2 санитарной авиации. Затем, когда санитарную авиацию сократили, Борис Петрович стал летать на Ан-2 в аэроклубе и на Ка-2 в качестве частного пилота.

Б.П. Михед – образец настоящей стойкости и мужества, проявленных в выполнении боевых задач, которые ставили перед ним руководство СССР и России. Его патриотические чувства сродни защитников Родины периода Великой Отечественной войны.

Трепетному отношению Бориса Петровича к семье можно только учиться. Были живы родители – приезжал в Ровенскую Слободу при малейшей возможности. Помогал в ремонте дома, заготовке дров, в работах на огороде и в саду. Любил посидеть около яблонь с сестрами и племянниками.

У Бориса Петровича дочь Елена и сын Юрий. И он делает все, чтобы те были людьми с большой буквы.

И даже сейчас, когда родителей нет, Б.П. Михед стремится к отцовскому очагу. Вместе с сестрами – Зоей Петровной и Ларисой Петровной – обустраивает дом, наводит на подворье чистоту и порядок. Поэтому его «родовое гнездо» – одно из лучших в Ровенской Слободе. А песня «Родительский дом» В. Шаинского – одна из любимых Бориса Петровича. И он, пройдя «огонь, воду и медные трубы», не может без внутреннего волнения слышать слова:

Где бы ни были мы, но по-прежнему
Неизменно уверены в том,
Что нас встретит с любовью и нежностью
Наша пристань – родительский дом!

…Вот такой он, наш земляк, подполковник военно-воздушных сил Борис Петрович Михед. О таких говорят с гордостью и уважением: «Настоящий мужик!»



--- взято с сайта dneprovec.by ---