Дизайнер мебели из Речицы рассказал о суровой действительности производства
Источник: Dneprovec.by
В течение последних нескольких лет мебель «Речицадрев» пользуется неизменным успехом на специализированных выставках-ярмарках. В том числе международных. К примеру, дипломов «Лучшая мебель Беларуси – 2016» удостоены наборы для молодёжной комнаты «Тетрис» и для прихожей «Лацио». Годом ранее аналогичными наградами отмечены «Модена» – набор для молодёжной комнаты – и «Лацио» – для офиса. Список побед речицких мебельщиков можно продолжать и далее. Он внушительный. По мнению генерального директора «Речицадрев» Валерия Тулейко, во многом успех в этом направлении определяет руководитель отдела по разработке мебели Валерий Ангерчик. Несколько лет назад этого молодого человека, тогда работавшего в Шкловском филиале завода газетной бумаги «Домостроение», пригласили в Речицу с надеждой вдохнуть в производство мебели вторую жизнь. И Валерий Александрович оправдал ожидания. На предприятии он быстро завоевал авторитет. В настоящее время занимается преимущественно индивидуальными заказами, где необходимы интересные, нестандартные решения. Невозможно умолчать о том, что в багаже у этого специалиста есть ответственейший заказ: Валерий Ангерчик – автор эксклюзивного журнального столика, который был презентован главе государства Александру Лукашенко во время недавнего визита в Речицу. Президент, к слову, высоко оценил дизайн подарка в стиле параметризм и его качество. Сегодня Валерий Ангерчик – наш гость. В беседе он раскроет проверенный рецепт творческого вдохновения, расскажет о суровых буднях дизайнера, а также о том, почему среди многочисленных производителей мебели стоит выбрать именно «Речицадрев».
Дизайнеры? Не нужны
– Дизайнер… Звучит круто. Но на вопрос нашего фотокорреспондента: «Не нужны ли «Речицадрев» дизайнеры?», – Вы мгновенно ответили: «Нет». Почему? Ведь людей, умеющих хорошо рисовать, обладающих вкусом, на самом деле не так уж мало.
– Дизайнеры, как правило, люди творческие, но не понимающие суровой действительности производства. Нарисовать красивую картинку мало, необходимо уметь подготовить сопроводительную конструкторскую документацию, существуют строгие правила подготовки образцов к производству. Нужны: понимание бюджета, технологического процесса, специализированные знания по оборудованию и соответствующему инструменту, то есть помимо художественно-конструкторского мышления нужно иметь серьезную техническую базу. На производстве никто не будет ждать месяц или два, пока дизайнера осенит. Как правило, всё конкретно: есть заказ, на исполнение – неделя. В таких обстоятельствах творческие натуры нередко впадают в ступор.
– А Вы сами по складу скорее технолог или художник?
– Когда речь идет о серийном производстве, приходится пренебрегать полётом мысли, своими вкусовыми предпочтениями в угоду производству и низкой себестоимости. Мы с конструкторами стараемся уходить от технически сложных решений; от вариантов, которые влекут удорожание мебели, и от многих других идей, которые, возможно, были бы интересны определённому кругу покупателей.
– Тяжело ли продвигать идеи?
– Это всегда непросто. Тот или иной вариант мебели сначала обдумывается, обсуждается с руководством предприятия, затем собирается художественный совет, делаются опытные образцы. Практическим путём выясняется, насколько технологично изделие, осилит ли его сборку рядовой гражданин. Только после успешного прохождения всех этапов с участием маркетологов, других специалистов принимается решение о запуске модели в серийное производство. Новые образцы мы стараемся продемонстрировать на ежегодной отраслевой выставке в Минске. Там свой вердикт выносит республиканский художественный совет.
Чтобы мебель можно было продавать, необходимо получить сертификат. Это занимает порядка двух-трёх месяцев. Нужно быть готовым к вопросам с поставщиками: у кого-то нужные нам позиции есть, но в недостаточном объёме; кто-то готов к сотрудничеству, но на своих условиях, и так далее и далее.
– Как, на Ваш взгляд, выглядит среднестатистический покупатель серийной мебели «Речицадрев»?
– Это молодые семьи с детьми.
– Почему они должны обратить внимание на мебель «Речицадрев»?
– Помимо разнообразных дизайнерских решений, я бы отметил, что несколько лет назад наше предприятие в числе первых из серийных производителей в Беларуси начало комплектовать мебель эконом- и среднего класса петлями с доводчиками, качественной крепежной немецкой фурнитурой Hettich, шариковыми телескопическими направляющими, а для навесных шкафов – подвесками премиум-класса Camar, удерживающими до 100 килограммов на пару. На наш взгляд, сомнительная экономия на таких основополагающих вещах приведет к серьезному снижению потребительских свойств.
Заслуживает внимания кромочный материал – то, чем плита закрывается по контуру. Он пластиковый и в отличие от бумажного более прочный, влагостойкий, не содержит вредных веществ. Кромка в мебели – не менее миллиметра, а на рабочих поверхностях и фасадах – не менее двух миллиметров, что придает приятный эстетический и тактильный эффект.
«Речицадрев» также выпускает мебель для тех, кто опасается острых углов: набор Р 370 «Модена».
Наше предприятие придерживается модульного направления в производстве, когда есть возможность у покупателя подобрать наборы для прихожей, спальни, гостиной, обеденной зоны, офиса в одном стилевом решении.
Белорусы предпочитают более сдержанные варианты
– Вы работаете с индивидуальными заказами. Как правило, это офисные помещения. Чего хочет такой, частный, заказчик?
– Зачастую желания заказчика туманны. Чтобы выяснить предпочтения, показываем эскизы, рекламные проспекты, выясняем, что больше нравится: современная мебель или классика. Можно сказать, что белорусские заказчики в отличие от российских, к примеру, предпочитают не козырять подчёркнуто богатыми интерьерами, выбирают более сдержанные варианты.
– С какой мебелью сложнее работать: современной или в классическом стиле?
– Безусловно, с классикой. Такая мебель подразумевает сложные декоры, патинирование – это кропотливая ручная работа. И, конечно же, классика всегда актуальна, в то время как современные тенденции изменчивы: живут год-два-три. Нередко мы занимаемся в целом интерьером: подбираем декоры, карнизы, шторы и так далее. Одно дело – разработать мебель, другое – создать уют.
– Как договариваетесь со сложными клиентами?
– Стараемся учитывать все пожелания. Для исключения конфликтных ситуаций чётко разъясняем, что в наших силах, а что нет.
– Как приходят идеи? Что Вас вдохновляет?
– Всё довольно просто: ставится задача, время на её решение. А дальше – идёшь и работаешь.
– Труд дизайнера в Беларуси и, например, в России или Украине чем-либо отличается?
– Вообще понятие «дизайнер» в нашей стране абстрактно. Под ним имеют в виду такие профессии, как художник-декоратор, художник-оформитель, инженер-конструктор, архитектор и так далее. Другими словами, нет четких границ и порой от одного человека требуются знания всех выше перечисленных профессий.
У нас нет таких дизайнерских школ, как в России или Украине. Потенциально в этих соседних странах клиентов несравнимо больше и, соответственно, больше возможностей.
В Беларуси не принято пользоваться услугами дизайнера. Бывает, приглашают и даже не слушают того, что специалист говорит, не дают ему раскрыться. В прямом смысле диктуют, что делать и как.
О том, что вдохновляет
– Передачу «Квартирный вопрос» смотрите?
– Очень редко. Если говорить о моих личных предпочтениях, то назову известную английскую архитектурную студию Захи Хадид – там реально можно найти вдохновение.
Заха Хадид – выдающийся архитектор современности. В 2004 году стала первой женщиной, получившей Притцкеровскую премию (аналог Нобелевской среди архитекторов. – Прим. авт.).
Студия задала очень высокую планку в мире параметрической архитектуры, которая постепенно переходит и в мебель. Много интересных решений у итальянцев: их мебель трудно повторить из-за сложнейшей ручной работы.
В плане серийного производства задают темп немцы и поляки.
Таланты воруют?
– Режиссёр Квентин Тарантино когда-то сделал вызывающее утверждение о том, что бездарности завидуют, таланты воруют. Вы согласны с этой фразой? Почему бы нам не позаимствовать что-то у тех же поляков и не начать задавать тон?
– Некоторые производители так и делают. Но на «Речицадрев» другая политика. Зачем воровать? Следи за тенденциями, подхватывай интересные фишки и делай что-то своё. Это вопрос морали.
– Творчество – непростая тема. Глядя на одну и ту же вещь, один будет восторгаться, другой плеваться. Как реагируете на критику?
– Ценю конструктивные замечания людей знающих, способных что-то посоветовать. В иных случаях делаю глубокий вдох-выдох и иду дальше.
Зачастую у людей завышенные требования: покупают мебель эконом-класса, а хотят, чтобы она соответствовала премиум-классу. Есть тенденция – и мы её чувствуем – потребительского экстремизма. Приходится иметь дело с необъективными жалобами. Например, когда человек что-то не так собрал, а потом клянёт весь свет.
– Как поняли, что хотите заниматься дизайном мебели? Где такую специальность можно получить? Что посоветуете тем, кто мечтает стать дизайнером?
– Я хотел работать в деревообработке, закончил Бобруйский лесотехнический техникум, затем Белорусский национальный технический университет по специальности «Инженер-технолог лесотехнического оборудования». До работы на «Речицадрев» занимался проектированием домов.
А молодым людям посоветовал бы учиться не на дизайнера, а на архитектора. Это престижное техническое образование, с которым можно без проблем устроиться на работу не только архитектором, но и с легкостью дизайнером интерьеров. Если удастся свои идеи реализовать на практике, можно рассчитывать на карьерный рост, развитие. Люди с обычным художественным образованием не так востребованы на рынке труда.
Блиц
– Посоветуйте, как выбирать мебель?
– Сначала нужно создавать интерьер, а уже затем выбирать мебель.
– В какой стране хотели бы побывать и почему?
– В Италии. Не потому, что там солнце и море, а в первую очередь из-за богатой архитектуры, обилия исторических памятников.
– Последняя книга, которую читали?
– «Философия и методология наук». Учусь в магистратуре.
– Порекомендуйте интересный фильм на свободный вечерок.
– В полной режиссёрской версии я бы пересмотрел «Царство небесное». Привлекает историческая тематика.
Больше фотографий наборов медели смотрите на сайте ОАО "Речицадрев"