Общество > Персоналии

4771

…А по утрам книга Диккенса и кофеёчек с молоком, или 15 вопросов доктору Ольге Архонтовой

 +

Позвонили из УЗ «Речицкая ЦРБ» и предложили написать о докторе-юбиляре. Контактный телефон – зав. отделением анестезиологии и реанимации Андрей Михайлович Курлович. Набираю номер. И слышу голос заведующего: «Ольга Васильевна сейчас на пенсии, но специалист замечательный, толковый, как сгусток энергии. Была и осталась такой…» И тут я вспомнила: так это же О. В. Архонтова! Когда-то писала о ней. Кажется, одного взгляда на нее достаточно, чтобы определить, кто перед тобой. Энергичная походка, энергичный голос, даже в манере говорить четкость и решительность. Конечно же, доктор, причем того отделения, где надо действовать быстро, принимать решения молниеносно, на раскачку время не предусмотрено, – анестезиологии и реанимации.

Как оказалось, Ольга Васильевна уже два года на пенсии. После чествования ее медиками – у доктора 3 ноября была круглая дата – мне удалось «перехватить» юбиляра. Она все та же: пунктуальна, собранна, с тем же огоньком в глазах и удивительно интересный собеседник.

– Ольга Васильевна, что для Вас была работа – средство заработка или нечто большее?

– Конечно, нечто большее. Львовский мединститут я окончила с отличием. У меня была возможность выбора другого направления. К примеру: неврологии, терапии, но я осознанно выбрала анестезиологию. И мы буквально варились в этом котле, хотя по сути это не женская работа. Это очень ответственно.
Я не верю в гороскопы, но однажды прочитала, что из Скорпионов, а я по знаку зодиака – Скорпион, выходят замечательные полководцы, врачи, ученые, и у меня этот факт отложился в памяти. Видимо, быть врачом мне было предначертано свыше. Да и по складу я не мягкохарактерная, бываю жестковатой, но справедливой. И ни разу не изменила своей профессии: двадцать лет проработала во Львове и в Речице с 1992-го. Посчитайте: более 40 лет. Спасибо В. Лазаревичу: он сразу же предоставил мне жилье. Долго расспрашивал меня, а потом сработала, наверное, «чуйка»: он распознал во мне хорошего доктора. Когда вернулась во Львов, говорю коллегам: «Уезжаю в Белоруссию, дают жилье», – а они мне: «Так не бывает». Муж иногда спрашивает: «Если была бы возможность вернуться в то время, поехала бы ты сюда вновь?» Конечно же. Хотя я родилась во Львове, в 45 лет уехала оттуда в Речицу, там у меня родственники и коллеги и кафе на каждом углу, но здесь мне комфортнее. Здесь живет моя семья, отец, дочь, внук. А ностальгия? Два-три раза в год езжу во Львов.

– Принято считать, что анестезиологи пребывают в тени хирургов. Лавры пожинают последние. Почему?

– Это все условно. Если бы мы не подготовили больного к операции, хирурги бы не смогли прооперировать. Даже перед экстренной операцией всегда представлялась пациенту: «Здравствуйте, я врач-анестезиолог, буду обеспечивать анестезию». Многие считают, что в этих церемониях нет нужды. А я убеждена в обратном. Хирурги не должны нас рекламировать, а больной должен видеть глаза доктора, в которых написано, что все будет хорошо.

– Вы очень деятельная натура. А куда уходит Ваша энергия сейчас?

– Учусь в седьмом классе. И как мне нравится! Натурально. По основным предметам у нас с внуком Кирюшей оценки 8–9. Он приходит и мне с порога: «Бабушка, я получил девятку!» И тогда я ощущаю некоторое удовлетворение и думаю, какая же я молодец: заработала девять! Потому что, если бы не заставила, не проверила, не вникла сама – не видели бы мы этой отметки. Недавно учили историю: английская буржуазная революция. Кирилл ну никак не может запомнить имя полководца – Оливер Кромвель. «Это надо знать, говорю, это их национальный герой». «Но не наш ведь,» – возражает внук. Настаиваю: «Все равно учи». Хотя во многом он справляется и сам. По английскому изучаем времена: simple, continuous… Здесь надо усвоить некоторые принципы – и все получится. Интересно ведь.
Не хочу касаться системы образования сегодня, но я помню своих учителей поименно. Когда они вели предмет, у них глаза искрились. А у учительницы русской литературы, когда она декламировала, рассказывала, даже слюнка появлялась. Разве мы могли в это время зевать или в окошко смотреть? Мы ловили каждое ее слово. И эта учительница как-то обратила внимание на Мишу, он был из необеспеченной семьи. Она попросила помочь ей тетрадки до дома донести, а затем накормила и дальше ему помогала. В итоге из не очень благополучного парнишки вышел достойный человек. В учителя, как и в медицину, все-таки надо идти по призванию.

– А помимо учебы Ваше любимое занятие?

– Книги читаю запоем. Раньше времени не было. Теперь я записалась в библиотеку им. Гайдара и наслаждаюсь. Перечитала всего Дэна Брауна, кроме «Кода да Винчи». Сейчас читаю Диккенса. Обожаю его. Утро начинается так: я выхожу пораньше на кухню, завариваю кофеёчек, пью с молоком и минут тридцать-сорок читаю. Супруг поднимается, делает кофе покрепче, но меня никогда не отвлекает от этого занятия. Нельзя. Если я с утра не почитаю, хожу немножко нервная.

– Верите ли Вы в Бога?

– Внук у меня крещеный. Он как-то поинтересовался: как Бог выглядит? И что сказать? Объясняю: Бога никто не видел, это существо, которое выше нас, это даже не человек, а некая сила.
В церковь я хожу только по большим праздникам. Будет Димитровская родительская суббота или когда мама приснится – значит, пора в церковь. Да и службу не каждый может выстоять.

– Ольга Васильевна, а как реагируете на плохие приметы?

– Не верю. Очень люблю, когда черный кот переходит дорогу, и число 13 – мое любимое. Во Львове у нас жил кот Черныш, а квартира на пятом этаже. Он нагуляется на улице, приходит к подъезду и сидит. Такой благовоспитанный. Соседи подходят: «Ну что, Черныш, домой пойдешь?» Он: «Мяу!» Затем поднимается на пятый этаж. Соседи позвонят в дверь. Черныш заходит и сидит в коридорчике, ждет, когда я оботру влажной тряпочкой спинку, лапки. Потом поест и спать. Обожаю черных котов.

– Какая любимая пора года?

– Раньше было без разницы. Сейчас стала привередливой: люблю, когда поздняя весна, лето и ранняя осень.

– Любимое блюдо?

– Я ограничиваю себя во всем. Обожаю рыбу в любом виде. Это мое любимое. К тому же муж рыбак. Но в этом году не ловится. Он завтра поедет рыбачить – может, что-то поймает.

– Какой период жизни у Вас любимый?

– Конечно, когда была молодой. Мои самые лучшие годы –
учеба в институте. Пошла осознанно, осмысленно. Замуж не собиралась выходить в институте, хотя было столько вариантов. Но сказала: «Нет». Мне так нравилось учиться, легко давалось. А еще друзья, поездки, походы… Это мои лучшие годы: семь лет.

– Ваш совет молодым медикам?

– Набраться терпения и работать над собой. Одно – то, чему учат в институте, а другое – медицина на месте не стоит, постоянно появляется что-то новое. Надо читать специальную литературу. А если есть такая необходимость, то и в учебник заглянуть. И не бояться труда, не сачковать.

– Ваш совет пенсионерам: как стареть с достоинством?

– Я не чувствую возраста. Поэтому не знаю, что сказать. Не стоит просто сидеть на лавочке, а надо делом заниматься, детям помогать. И для себя не забывать жить.

– А совет молодежи?

– Молодежь такая наивная. Им наши советы и не нужны. А родителям я бы пожелала больше внимания уделять детям, больше общаться. Вот у нас беда – это мобильный. Отнимаем у внука. Дозируем. У него – очки. И замечательно, что он занимается баскетболом. Складываю в папочку грамоты. Вырастет – будет что вспомнить. Ездили в Таллин к родственникам. Взяли и внука, на круизном лайнере плавал. Во Львов с ним: в музей оружия, на оперу «Щелкунчик»... Ребенок должен развиваться, видеть мир во всем многообразии, а не жить в интернете.

– Как оставаться подольше здоровым?

– Самое главное – если появилось недомогание, не слушайте соседку, приятельницу. Обращайтесь к специалисту. Не злоупотребляйте сладостями: сейчас в магазинах столько соблазна. Что касается моего питания, повторюсь: люблю рыбу, мясо предпочитаю куриное, обожаю творожок со сметаной, а при слове «сало» мне плохо.

– Как сохранить атмосферу любви, понимания в семье?

– Надо иметь терпение, уважение. И сохранять спокойствие. Хочется сорваться? Посчитайте до десяти, выдохните – и все будет хорошо. Взаимные упреки, разборки ни к чему хорошему не приводят. Мой муж любит снукер смотреть по ТВ, это разновидность бильярдной лузной игры, – и хорошо. В Китае сейчас чемпионат проходит. Он подходит ко мне: «Там китаец – 17 лет, такой мальчишка, чудеса творит». Не мое, я даже правил не знаю, но пошла посмотреть. И сама была удивлена: какой молодец! А чем китайцы берут? Трудолюбием.

– Вы счастливый человек?

– Да. Жизнь моя удалась. В плане работы я воплотила свою мечту в жизнь. Меня окружают дорогие моему сердцу люди. Что еще? Жизнь прекрасна. У меня замечательный вид из окна. За деревьями, частным сектором виден весь центр. И, когда «полыхала» листва и рыжий шуршащий ковер на земле, глаз было не оторвать. А на кухне у меня чашечки выставлены. Они разные, у каждой из них своя история. Одну, к примеру, я купила во Львове, другую из Таллина привезла. Каждое утро пью кофе из разных чашечек – и наслаждаюсь.

– Спасибо за интервью.

Читайте dneprovec.by «Вконтакте» → vk.com/rnewscity Читайте dneprovec.by в «Одноклассниках» → ok.ru/rcity

Чтобы написать комментарий, войдите, используя социальные сети