16/03/2018

Круглая дата жительницы Речицкого района. «Я от судьбы уже получила подарок – 100 лет жизни. А вообще хочется, чтобы все жили в мире и согласии»

15 марта свой столетний юбилей отметила Анастасия Павловна Метелёва.

15 марта свой столетний юбилей отметила Анастасия Павловна Метелёва.

Анастасия Метелёва с внучкой Ярославной Идрисовной, дочерью Инессой Ефимовной и внуком Александром Идрисовичем.
Анастасия Метелёва с внучкой Ярославной Идрисовной, дочерью Инессой Ефимовной и внуком Александром Идрисовичем.

Появилась на свет юбилярша спустя четыре месяца после Октябрьской революции, и весь калейдоскоп событий, который мы изучаем по учебникам истории, она смогла увидеть воочию.

Анастасия Павловна – бесконечно приятный человек. В её мудрых, с лёгкой смешинкой глазах читается прирожденная интеллигентность, несмотря на то что университетов ей оканчивать было некогда и недосуг.

В ходе беседы она без особого усилия пролистывает календари памяти, с точностью воспроизводя имена родственников, события довоенной и военной поры. А чуть позже начинает читать строки из написанных некогда стихотворений, в чем-то наивных, но, безусловно, искренних. Жизнь Анастасии Павловны не была вымощена везением и безоблачностью существования, но ни разу в её тоне не промелькнула даже и тень обиды на судьбу, на отдельно взятого человека. Все свои испытания она воспринимает как должное. Может, в силе характера и жизненной позиции и скрывается тайна долголетия?

Родилась Анастасия Метелёва в деревне Ляды (нынче Жлобинский район). Отец, Павел Метель, был крестьянином из деревни Ляды, мать, Дарья, до замужества проживала в Балашевке, а родом была из семьи поляков.

В семье у Метелей было семеро детей, Анастасия по счету была четвертой. Естественно, что с детства она была приучена к труду. Пока старшие дети помогали родителям в поле, Настя присматривала за малышами.

Все образование для Анастасии Павловны исчерпывается тремя классами начальной школы. «Не было когда учиться, – говорит она. – Нужно было работать». В то время семья уже проживала на хуторе вблизи деревни Осов. Родная деревенька Ляды сгорела, и пришлось Метелям искать новое пристанище. Пока строилась новая хата, жили в куренях. Детства как такого и не было. Работали, ходили в лес за грибами, ягодами. Младшие беспрекословно слушались старших. Школа была далеко, за три километра, в Узноже. Надо было добираться через болото. Сама школа располагалась в доме местных жителей. «Обувки же нормальной не было, – вспоминает Анастасия Павловна. – Обматывали ноги тряпками, а поверх надевали лапти. Когда становилось потеплее, лапти скидывали. Было как-то стыдновато ходить в них в школу, вот и ходили босиком. И в лаптях же не только мы, дети, ходили, но и взрослые. Была у нас церковь. Женщины шли в неё из дома босиком, а перед церковью надевали белоснежные тряпки-портянки и лапти. Это так красиво смотрелось! И одежда была самодельная. Сеяли лён, выращивали его, обрабатывали, пряли (у меня ещё и веретено сохранилось). Однажды мне один лесник подарил ситец на платье. И вот мне сшили розовое платье – я была так счастлива».

Все жили бедно. «Если у кого-то было две свиньи или корова, то его называли кулаком», – возвращается в своих воспоминаниях Анастасия Павловна к тем временам. И ссылки стороной крестьян не обходили. В приснопамятном 1937-м по доносу «доброжелателей» пришли и за отцом. Одна из версий – его осудили за использованный при строительстве дома лес, но политическая статья, по мнению родственников, свидетельствует о иной «вине». Обладавший хорошей памятью мужчина очень любил декламировать стихотворения, среди которых встречались и антисоветские. Счастье еще, что он остался жив, после войны вернулся из лагерей.

А Анастасия к тому времени уже осталась сиротой. Когда девочке было девять лет, умерла мать. Предположительно, от воспаления лёгких. После этого ни о какой учёбе речи уже не велось. В 12 лет пошла работать на маслозавод в Заходах.

Во время войны Анастасия была связной. Все её братья и сёстры сражались во имя победы либо на фронте, либо в партизанских отрядах. И, к счастью, все остались живы. Анастасия же была в партизанах. Переносила ценные сведения. Не раз попадала в облаву. Приходилось притворяться глухонемой, иногда сумасшедшей, чтобы сохранить жизнь. Документы прятала в волосы, ночевать доводилось во мху. Без еды и питья порой обходилась сутками. «Летом ещё можно было ягод насобирать, а зимой под видом нищей просилась к людям на ночлег, выполняла у них какую-нибудь работу, а потом говорила, что пора домой, и уходила».

За свой героизм награждена в том числе и орденом Отечественной войны 2-й степени.

После войны Анастасия вернулась на маслозавод, а спустя какое-то время переехала в Сведское, где жила с мужем и детьми её младшая сестра Галина.

Анастасия Метелёва с детьми (середина 50-х годов)
Анастасия Метелёва с детьми (середина 50-х годов)

Здесь же Анастасия Павловна встретила и своего мужа. В 1948 году они поженились. В 1950-м родилась дочь Инесса, а в 1953-м – Алла. Жизнь была очень тяжелая, и Анастасия Метелёва принимает решение уехать на заработки в Грузию. Забирает дочек (муж не поддержал её стремления) и на 18 лет уезжает на Кавказ. Там она работала в полеводческой бригаде. После основной работы умудрялась ещё подрабатывать в пекарне, вела домашнее хозяйство (куры, свиньи, огород). При далеко не богатой жизни находила возможность помочь братьям и сестрам, оставшимся в Белоруссии.

После возвращения на родину начали в Сведском строить свою хату. Сельсовет выделил под постройку небольшой участок, заросший кустарником, рядом с лесом. Анастасия Павловна трудилась в полеводческой бригаде, затем телятницей, впоследствии – на свиноферме. В 1972 году вышла на пенсию. Держала собственное хозяйство: кур, уток, свиней, корову. Помогала воспитывать внуков.

До 95 лет она активно работала на огороде. И сейчас, несмотря на возраст, без дела сидеть не любит. Несколько курочек и кот составляют нынче её небольшое хозяйство.

Всю свою жизнь она посвятила детям и внукам, так больше и не выйдя замуж. И они не забывают про своего любимого и самого уважаемого члена семьи. Отпуск стараются запланировать таким образом, чтобы постоянно кто-то был рядом. Посещает Анастасию Павловну и соцработник, но она и сама в состоянии разогреть еду, растопить печку.

Ну и как же без стихотворений? Одно из них родилось под впечатлением от вторжения вооруженных сил США в Гренаду, после чего Анастасия Павловна написала стихотворение, адресованное тогдашнему американскому президенту Рональду Рейгану:

– Нам не стоит с войной торопиться.

Пока есть ещё у нас время,

Товарищ Рейган, нужно помириться.

«Она всегда была предана нам и работе, – рассказывает внучка Ярославна Иванова. – Когда-то с работы предлагали съездить в санаторий, она отказалась: не на кого было оставить огород. И сейчас нам приказывает, чтобы травы не было на участке».

В конце беседы я интересуюсь, какому бы подарку Анастасия Павловна была бы рада в день рождения. «Так я от судьбы уже получила подарок – 100 лет жизни. А вообще хочется, чтобы все жили в мире и согласии. Если сам будешь добрый и хороший, то и к тебе будет такое же отношение».

Перепечатка текста и фото Dneprovec.by запрещена без разрешения редакции. info@dneprovec.by



--- взято с сайта dneprovec.by ---