Общество > Персоналии

4417

Люди земли Речицкой: Зинаида Крисевич. Справедливый педагог и душевный человек

 +

Зинаида Петровна Крисевич родилась в знаковый и трагический для всего советского народа день – 22 июня. Правда, настоящую дату своего рождения она узнала только спустя 55 лет после появления на свет. Да и то благодаря случаю.

До этого же своим днем рождения она считала 15 июня. Мать Зинаиды Петровны не запомнила дату и лишь отмечала, что «тогда был сенокос». Когда же пришло время выхода на пенсию, муж Зинаиды Крисевич Станислав Антонович поехал в Могилевский архив, и только там выяснилось, что на самом деле днем рождения следует считать 22 июня. В этом году Зинаиде Петровне, известному и уважаемому в Василевичах человеку, бывшему педагогу, исполняется 90 лет.

Проживает Зинаида Крисевич в доме, который по всем основаниям можно считать старейшим в Василевичах. Раньше в нем находилась церковно-приходская школа. «Этому дому однозначно больше 100 лет, – отмечает дочь юбилярши Наталья Станиславовна. – Помню, была совсем маленькой, в классе пятом училась. Стояла как-то возле забора. Проходит старенький-старенький дедушка и говорит: «Внученька, а я ведь здесь учился». Макет нашего дома находится в краеведческом музее. Это, пожалуй, единственный исторический памятник в Василевичах».

Наша встреча состоялась накануне такой знаменательной для семьи Крисевич даты. А участие в беседе помимо самой юбилярши приняли её дочь, а также бывшая ученица, а позже и коллега – Валентина Фёдоровна Прокопенко.

– Родилась я в Быховском районе Могилевской области, – рассказала Зинаида Петровна. – Родители мои были простыми людьми, крестьянами. В семье нас было четверо: две дочери и два сына. Родители были уважаемыми тружениками. Жили мы в четырех километрах от Быхова. Поначалу на хуторе, затем переехали в деревню. Родителям помогала с раннего детства. У меня даже имеется трудовой колхозный стаж. Детство было интересное, но трудовое.

До войны я успела закончить шесть классов. В школу ходила каждый день пешком в Быхов. После войны я всё же окончила Быховскую школу. Родители хотели, чтобы дети получили высшее образование.

Мои родители закончили по четыре класса. У папы была большая семья. Детей было девять человек. И все (кроме папы и одной сестры) стали учителями. Так вот папа работал на земле, чтобы помогать своим братьям и сестрам учиться. Он умел и печки лепить. Благодаря этому и находили возможность учить детей. Денег же родители не получали – работали за трудодни, за «палочки». Папа с мамой поднимались в четыре утра, шли к кому-то делать печку, а потом отправлялись на основную работу.

И я, и мои братья и сестра учились хорошо. Старший брат до войны закончил девять классов. Потом ушел в партизаны и погиб в Гродненской области. Старшая сестра училась в Ленинграде на экономиста.

Как я узнала о войне? В тот июньский день, как и обычно, я с подружками-сверстницами работала в поле. Когда вернулись в деревню, то услышали, как люди то там, то здесь говорят: «Война. Война началась». Уже объявили по радио о вторжении немцев на территорию Советского Союза. Почти сразу фашисты начали бомбить военный аэродром в Быхове, который от нас находился километрах в двух. Только позже мы узнали, что еще до начала военных действий у нас дислоцировались немецкие контрразведчики, ходившие в штатском и прекрасно разговаривавшие по-русски.

Немцы же у нас в деревне были уже в июне. Из дома нас выселили. Жили мы в истопке. Эсесовцы зверствовали, а вот обычные военные не могу сказать, что относились к нам плохо. Многие из них тоже осуждали войну. Вообще, нашу деревню Бог как-то миловал от уничтожения. Может, из-за того, что мы находились близко к городу и далеко от леса, поэтому никого не подозревали в связях с партизанами.

А вот деревня, где жил двоюродный брат, пострадала. Он сам ушел в партизаны. В один из дней всех жителей согнали в сарай, хотели поджечь. Партизаны узнали об этом. Брат стал открывать ворота, и немцы его расстреляли.

Нам повезло, что немцы не узнали, что мой родной брат был в партизанах, а то расстреляли бы сразу же. Деревня у нас была небольшая, но сплоченная. Никто не донес.

После войны я окончила школу, и пришла пора поступать. Так как сестра училась в Ленинграде, то в этом же городе захотела получить высшее образование и я. И поступила в строительный институт на факультет планирования городского хозяйства. Сначала задумали идти вместе с двоюродной сестрой в мединститут, но там был большой конкурс – побоялись. Хотя аттестаты у нас были хорошие. Поступили в строительный, и в том же году, а на дворе стоял 1948-й, вышел указ: стипендию платить только отличникам, а у нас были и пятерки, и четверки. Нам уже и общежитие выдали, но временно, до начала учебы, жили мы у знакомых. И ожидали, когда в конце августа приедет моя старшая сестра и привезет нам зимние вещи. Сами домой ехать уже не планировали – хотели сэкономить деньги. Приехала сестра и сообщила, что мама двоюродной сестры передала, что не сможет учить свою дочь в Ленинграде. Она одна воспитывала троих детей (мужа расстреляли немцы). Поэтому наказала, чтобы дочь вернулась назад.

А я была очень дружна со своей двоюродной сестрой, поэтому решила вернуться домой вместе с ней. Забрали мы документы и 3 сентября приехали в Могилев. Уже везде шли занятия. Пришли в пединститут. На белорусское отделение был недобор. Декан увидел, что девочки с хорошими аттестатами и пригласил нас учиться в этом институте. Вскоре мы перевелись на отделение русского языка и литературы. Так я стала педагогом. Может, это было и предопределено судьбой. Интересно, что один мальчик из нашей компании, с которым мы вместе преодолевали расстояние от дома до школы (нас было три девочки и он), предрекал, что одна из нас станет врачом, вторая – учителем математики, а я стану учителем литературы. Мы тогда даже не задумывались об этом, а вышло так, что он оказался прав.

*  *  *

Во время учебы в институте Зинаида Петровна вышла замуж. Её муж учился на географическом факультете курсом старше. И его распределили в Василевичи. Через год следом за мужем в Василевичи приехала и молодая жена. И еще один несостоявшийся строитель, двоюродная сестра, также переехала сюда. Так сразу трое представителей Могилевской области обрели вторую родину в Василевичах.

1952/53 учебный год Зинаида Крисевич проработала в Золотухе, на районе. Там же завучем трудился её муж. Но было сложно. Транспорт туда не ходил, приходилось добираться пешком. Зинаиде Петровне предложили перейти на работу в Бабичи. Там уже работала её двоюродная сестра, поэтому вариант был приемлемый. Но мужу предложили перейти в Василевичи, и поэтому следом за ним в этот город приехала и жена. Работала поначалу в белорусской школе.

Зинаида КРИСЕВИЧ с мужем и дочерью
Зинаида КРИСЕВИЧ с мужем и дочерью

В 1961 году в Василевичах объединили белорусскую и русскую школы, и Зинаида Крисевич перешла на новое место работы. Там её судьба свела с Валентиной Фёдоровной Прокопенко, тогда ещё просто Валей.

– Каким учителем была Зинаида Петровна? – интересуюсь у Валентины Фёдоровны.

– Великолепным. Ох, боюсь, сейчас расплачусь. Чудесное время было. Я пятиклассница, школа большая, учителей много. Все молодые, красивые, интеллигентные, все учителя от Бога. Зинаида Петровна (видимо, их догружали часами) вела у меня труды, домоводство. Я до сих пор помню, как мы сидели за одним общим столом и Зинаида Петровна кропотливо показывала, как делать каждый стежок. Не так давно я заносила выполнить кое-какую работу в ателье, так вот стежки, которые когда-то меня научила делать Зинаида Петровна, гораздо лучше, чем у мастера после училища. И вообще, она выделялась в школе. Ей была свойственна правильность, добросовестность, ответственность. Никогда не повышала голоса. У неё был особенный тембр голоса, ангельский. А память какая!

– Она и сейчас может «Онегина» наизусть рассказать, – добавляет дочь Наталья Станиславовна. – Два дня назад ехали из Быхова, она нам строчки из Кондрата Крапивы декламировала.

Зинаида Петровна и свою дочь с пятого класса учила. Наталья Станиславовна окончила школу с золотой медалью. «Как к Вам мама относилась в школе?» – спрашиваю. «Ох, мама еще терпимо, а папа просто ужасно, – смеётся она. – Он был завучем и вел у меня географию и астрономию. Снисхождения не было никакого. Я географию не то, что знала, я её учила наизусть (это не мой предмет, по складу я – естественник). Если я просто задумывалась – следовала фраза: «Садись, «четыре». И до конца четверти он меня больше не спрашивал, классы были большие, по 45 человек. А я была отличницей. Шла к маме и просила: «Мама ну, скажи ему, пусть меня спросит». Не хотелось заканчивать четверть с единственной «четверкой». С мамой было проще. Ну, во-первых, мама есть мама. А во-вторых, она действительно хороший педагог. Это было такое поколение учителей, что они занимались только школой. Я видела своих родителей утром (когда они шли на работу) и поздно вечером. Они ходили по отстающим ученикам, а мы с братом были предоставлены сами себе. Некогда им было своими детьми заниматься».

С 1976 года Зинаида Крисевич работала в школе-интернате для слабовидящих, где трудилась до 1983 года. Там её жизненные пути-дороги вновь пересеклись с Валентиной Прокопенко, но уже на уровне коллег. «Когда я работала учителем, мы общались мало, – вспоминает Валентина Фёдоровна. – Я была молодая, дома маленькие дети. В 1981 году я стала завучем. И вот тогда наше общение стало более насыщенным. Я бегала к Зинаиде Петровне учиться. Она человек очень большой доброты. Всегда всем помогала. Она и наряды всем шила. У меня до сих пор лежит сарафанчик, сшитый ею. Настоящий педагог. У нас в интернате одно время Станислав Антонович Крисевич был директором. Так вот только мы, василевичские, знали, что он муж Зинаиды Петровны. Посторонний бы никогда не догадался. Никаких поблажек у неё не было. Уроки проводила добросовестно. Я как завуч бывала у неё на уроке. Завораживающая речь, красивая, спокойная. Эмоциональная, но очень душевная. Зинаида Петровна была правильным и справедливым педагогом».

В 1988-м Станислав Крисевич ушел из жизни. Зинаида Петровна уже была на пенсии. «Мы решили вытягивать её из одиночества, – рассказывает Валентина Фёдоровна. – Собственных детей рядом не было, уже разъехались. И мы пригласили её в школу на имевшееся место воспитателя. Дети всегда были около неё, как возле наседки. Человек добрейшей души».

– Меня эта работа тогда и спасла, – признаётся юбилярша.

Сегодня Зинаида Петровна занимается небольшим огородом. На пять месяцев, на зиму, дочь забирает её в Москву. Зинаида Крисевич и сейчас много читает, в том числе и духовную литературу, разгадывает кроссворды.

– Раньше мне очень нравились Пушкин, Есенин, Лермонтов, а сейчас читаю Даниэлу Стил. Предпочитаю легкое чтиво. И до сей поры любимый литературный персонаж – Татьяна Ларина.

Зинаида Крисевич – отличник народного просвещения. Имеет медаль «За трудовую доблесть».

Зинаида Петровна благодарна судьбе:

– Мне повезло в жизни. Была любимая работа. Дети и внуки у меня золотые. Приятно, что помнят ученики и всегда приходят, когда приезжают в Василевичи.

Читайте dneprovec.by «Вконтакте» → vk.com/rnewscity Читайте dneprovec.by в «Одноклассниках» → ok.ru/rcity

Чтобы написать комментарий, войдите, используя социальные сети