10/08/2018

Люди земли Речицкой. Александр Сивуха. Был в судьбе и Ленинград…

Сколько людей, столько и жизненных дорог. Бывает, что у кого-то они едва заметны. Чаще же всего жизненный путь сильных духом остается в памяти многих. Так можно утверждать о ветеранах Великой Отечественной войны, которые героически сражались с врагом, а затем, уже в мирное время, восстанавливали разрушенное.

Сколько людей, столько и жизненных дорог. Бывает, что у кого-то они едва заметны. Чаще же всего жизненный путь сильных духом остается в памяти многих. Так можно утверждать о ветеранах Великой Отечественной войны, которые героически сражались с врагом, а затем, уже в мирное время, восстанавливали разрушенное, любили и были любимы, растили и воспитывали детей. Являясь истинным примером для подражания.

На снимке: Александр Афанасьевич (крайний справа во втором ряду) среди медперсонала и выздоравливающих Новосибирского эвакуационного госпиталя (1944 г.).
На снимке: Александр Афанасьевич (крайний справа во втором ряду) среди медперсонала и выздоравливающих Новосибирского эвакуационного госпиталя (1944 г.).

Один из таких – Александр Афанасьевич Сивуха, инвалид-фронтовик, орденоносец. Старшее поколение нынешних жителей агрогородка Ровенская Слобода помнит его всегда улыбчивым, доброжелательным, опрятно и со вкусом одетым, красивым, как говорится, душой и статью.

…Он родился в далеком 1913-м в многодетной, трудолюбивой и уважаемой в деревне крестьянской семье. Кроме него, единственного сына, у Афанасия Евменовича и Агафьи Кирилловны четыре дочери: Татьяна, Любовь, Мария да Наталья. Конечно же, при таком «раскладе» особая надежда родителей на него, сына.

Когда в 1930-х грянул технический бум, Афанасий Евменович не скрывал: хочет видеть сына шофером или инженером. А тот, коль приходилось идти в Речицу мимо военного городка, не мог оторвать глаз от армейской, особенно офицерской, формы. Понимал: стать военным нелегко. Требуются и знания, и хорошая физическая форма.

Больше стал уделять внимания учебе в школе, в свободное время –
занятиям физическими упражнениями. Хотя сельскому-то парню для развития силы служит и повседневная помощь родителям на частном подворье, в заготовке кормов для скота, дров, в помощи колхозу.

Сдал нормативы ГТО (готов к труду и обороне). Был одним из тех, кто стоял во главе организации в Ровенской Слободе комсомольской ячейки (1929 г.). Ее бывший секретарь Софья Захаровна Плоткина в своих воспоминаниях в числе наиболее активных помнит и Сашу Сивуху. Ведь именно он предложил создать комсомольско-молодежную бригаду, которая оказывала бы помощь местному колхозу им. Дзержинского во время посевных работ, на сенозаготовке, уборке зерновых. На собрании был избран бригадиром. Являлся инициатором многих ровенскослободских общественно-политических и культурных мероприятий.

Большая же мечта Александра Сивухи осуществилась в 1937 году, когда уехал в Ленинград и, пройдя испытательные тесты, был зачислен на курсы младших лейтенантов.

Там, в Ленинграде, женился на землячке: Любовь Григорьевна стала ему верной половиной на всю оставшуюся жизнь.

Вначале у них родился сын Николай.

А здесь и советско-финская война. Александр Афанасьевич не был ее участником, однако понимание того, что еще более страшная война впереди, сомнений не вызывало.

В первые дни Великой Отечественной ему удалось отправить на родину жену с только что родившимся Валерием.

В активных боевых действиях довелось участвовать со второй половины января 1943 года (сражения по ликвидации блокады Ленинграда).

Особенно ожесточенно враг сопротивлялся в районе Пулковских высот, в окрестностях г. Пушкино и г. Красное Село. То же самое можно сказать и о фашистском сопротивлении за Большую Виттолавскую высоту (располагалась между Пушкино и Красным Селом), которая была превращена в мощный оборонный пункт.

18 января 1943 г. войска Ленинградского фронта освободили Красное Село и г. Ропшу. Тем самым вражеская блокада Ленинграда была снята. Однако бои продолжались.

А. А. Сивуха, старший лейтенант и начальник связи полка, был тяжело ранен и отправлен в один из госпиталей. У медиков сомнений никаких: израненную ногу (левую) необходимо ампутировать. Что и было сделано.

Далее – эвакуационные госпитали в Ижевске и Новосибирске.

После долгожданного освобождения Беларуси Александр Афанасьевич вернулся в родную Ровенскую Слободу. Со стариками (большинство трудоспособных мужчин оставались на фронте) оказывал посильную помощь в восстановлении колхоза, в обустройстве землянок, в которых ровенскослободские семьи были вынуждены ютиться после того, как каратели сожгли деревню.

Как известно, восстановление в первоначально-послевоенный период проводилось и за счет побежденной Германии.

В 1946 году Александру Афанасьевичу, как заслуженному фронтовику, было оказано доверие возглавить специальную районную делегацию для поездки в Германию с целью возвращения скота. Помимо А. А. Сивухи в путь отправились еще несколько тружеников колхоза им. Дзержинского. Сложная и ответственная работа была завершена в следующем, 1947 году, когда стадо прибыло в Безуев, чтобы оттуда распределиться по колхозам. Прибыло не железнодорожным транспортом, а «пешим ходом». После чего те же дойные коровы повсеместно использовались не только для получения молока, но и как тягловая сила практически на всех сельскохозяйственных работах (по причине нехватки не только техники, но и лошадей, волов).

Послевоенной разрухе «поспособствовала» засуха. Поэтому и Ровенская Слобода сполна узнала голод 1946–1947 годов. Во всяком случае, и автору данного материала помнится, как весной 1947-го доводилось бегать с мальчишками от поля к полю, стараясь отыскать прошлогодние клубни картофеля. При удаче мать смешивала найденные клубни с высушенными цветками клевера, лебедой и крапивой. Пройдя через жернова мельницы, получалась смесь для изготовления блинов, казавшихся необыкновенно вкусными.

Залечиванию послевоенных ран помогала и сельская потребительская кооперация, проводившая закуп у населения грибов и ягод, овощей и фруктов, мяса, молока, яиц, желудей дуба, корней валерианы, высушенной лозы и Бог весть чего еще. Предложение взамен – нехитрый товар повседневного спроса: материя, обувь, нитки, иголки…

Конечно же, успешное развитие кооперации во многом зависело от тех, кому она поручалась. В этих далеко не простых условиях послевоенного бытия Речицкий РК КП(б)Б ответственный пост председателя Ровенскослободского сельпо предложил А. А. Сивухе, по-настоящему инициативному и исполнительному. Данное событие последовало 18 ноября 1949 года. Хотя надо признать: еще ранее собрание уполномоченных пайщиков единогласно высказалось за то, чтобы именно Александр Афанасьевич был избран на должность председателя сельпо.

Высокое доверие земляков оправдывалось старанием и ответственностью. Кроме Ровенской Слободы, вскоре удалось открыть магазины в Андреевке, Безуеве, Пасеке и Ровном. А продуманно-систематическая работа по заготовке сельскохозяйственных продуктов ускоряла наполнение местно-торговой сети продовольственными и промышленными товарами.

Александр Афанасьевич, слыша похвалу в свой адрес за общие успехи сельпо, считал необходимым заботиться и о населении отдаленных деревень и поселков: Березовки, Грузской, Стражинского, Храброго…

В наибольшем дефиците оставался керосин: использовался не только в лампах практически каждого местного жилища, но и служил для освещения школ, колхозных контор, магазинов, изб-читален и т. д.

Столь нужно-дефицитный керосин из Речицы в Ровенскую Слободу поступал небольшими партиями, так как сельпо не имело емкости для хранения топлива. И напрасными оставались обращения как в райисполком, так и в райком партии. Там лишь разводили руками, давая понять: да так же почти у всех, а не только в Ровенской Слободе.

Александр Афанасьевич взялся действовать наверняка. Сел на телегу, направив лошадку к военному городку. Где, как бывший офицер-фронтовик и инвалид войны, красочно-убедительно обрисовал положение ровенскослободских керосиновых мук.

Обратно вернулся в хорошем настроении, так как вопрос по емкости был решен положительно.

Поставив на ноги сельпо, Александр Афанасьевич услышал предложение о переходе на должность заместителя председателя колхоза им. Дзержинского по хозяйственной части. Это случилось в 1963-м, после того, как на протяжении предшествующих 15 лет уверенно возглавлял ровенскослободскую потребкооперацию.

И вот работа в новой должности. Круг повседневных служебных обязанностей – ежедневные поездки в райцентр для решения вопросов по банку, сельхозтехнике, мелькомбинату, рынку с администрациями речицких предприятий. Приходилось, посетив организации и предприятия, забирать материалы, чтобы к вечеру доставить в Ровенскую Слободу.

 Александр Афанасьевич, являясь безногим инвалидом, никогда не требовал положенных грузчиков, брался и за погрузку, и за выгрузку.

Нередко уступал место в кабине грузовика кому-либо из женщин (автобусы не ходили), а сам, стараясь не показывать физического изъяна, залезал в кузов.

А сколько раз приходилось, прислушиваясь к просьбам сельчан, заскочить в аптеку или по иным вопросам.

К сожалению, судьба не раз отворачивалось от А. А. Сивухи. И не только на фронте. Так, в 1939 г. погиб его старший сынишка Николай. В середине 1950-х не стало младшенького Виктора, виной чему – безответственное поведение односельчанина, без прав севшего за руль грузового автомобиля…

И только сильная воля, огромное трудолюбие, постоянное нахождение среди людей помогли Александру Афанасьевичу и его Любови Григорьевне, сполна приняв родительское горе, сконцентрироваться на воспитании сына Валерия и дочери Людмилы.

Вернувшись с работы и снимая тяжелый протез, А. А. Сивуха говорил детям: «Папа дома, ваши дневники – на стол».

Интересовался не только знаниями детей, но и поведением в школе, их активностью в общественных делах. Считал за необходимое не только еженедельно подписывать дневники, но и не пропустить ни одно родительское собрание.

И они, дети, получили хорошее образование, добросовестно трудились, подарили родителям внучат.

«Я как за каменной стеной», – могла с полным на то основанием заявить и Любовь Григорьевна, жена.

Да, Александр Афанасьевич сделал всё, что подобает настоящему мужчине: вырастил детей, построил добротный дом, посадил сад.

Тяжелое ранение в битве за освобождение Ленинграда преследовало до последних дней. Он, всеми уважаемый в колхозе и деревне, умер до обидного рано – на 58-м году жизни. В День празднования очередной годовщины Советской Армии и Военно-морского флота – 23 февраля 1971 года.

В последний путь Александра Афанасьевича провожала вся Ровенская Слобода. Впереди траурной процессии ученики несли на красных подушечках его награды: орден Отечественной войны 1-й степени, медали «За оборону Ленинграда», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 г.», «За доблестный труд».

Могилка А. А. Сивухи ухожена в любое время года, с цветами. Это результат заботы об отце дочери Людмилы, которая вместе с детьми посещает святое для себя место.

В местном Ровенскослободском музее о А. А. Сивухе рассказывает отдельная экспозиция.

И как здесь не вспомнить знаменитое изречение древнегреческого Платона: «Тот, кто не причастен к злым делам и мыслям, может быть уверен в своей защищенности. Ни здесь, ни после кончины не произойдёт с ним дурного. Не бойся. Мир устроен правильно, можно творить добро без опасения за свою судьбу. Жизнь сильной души бесконечна».

Ощущение таково, что каждое слово великого философа – о нем, А. А. Сивухе.



--- взято с сайта dneprovec.by ---