Общество > Персоналии

6265

Люди земли Речицкой. Николай ГОНЧАРЕНКО. И воин, и доктор, и добрый человек…

 +

Он всегда был, как принято говорить, на виду. Его любили и уважали. Всегда – разный, но всю жизнь – человек несокрушимо целостный. Это о ветеране Великой Отечественной войны, фельдшере, многолетнем секретаре партийной организации бывшего колхоза им. Дзержинского Николае Ивановиче ГОНЧАРЕНКО.

Николай Иванович  во время армейской службы
Николай Иванович во время армейской службы

…Среди сотен подворий деревни Ровенская Слобода начала ХХ века особой красотой да ухоженностью выделялось хозяйство Ивана Евменовича и Агафьи Кирилловны Гончаренко. Глава семьи на всю округу слыл толковым плотником, столяром, печником. Многие дома Ровенской Слободы, да и иных населенных пунктов бывшей Ровенскослободской волости, возводились с его помощью. Особо же непререкаемый среди сельчан авторитет Ивану Евменовичу придавало умение копать и обустраивать колодцы.

Природным талантом рукоделия и ткачества обладала Агафья Кирилловна: дом украсила изысканными рушниками, наволочками, покрывалами, дорожками. А истинная гордость мастерицы – кофты, сорочки-вышиванки для мужа и родни.

Вот в такой трудолюбивой и талантливой семье в 1909 г. и родился сын Николай. Второй сын – Гавриил.

Был у семьи и особо почитаемый человек вне родства. Это Матвей Игнатьевич Станкевич, волостной фельдшер. Когда в 1918 г. кайзеровцы вошли в Речицу и оккупировали уезд, обычный фельдшер создал партизанский отряд. Данное формирование заставляло оккупантов обходить стороной и Ровенскую Слободу, и ближайшие к ней деревни, поселки, хутора.

Иван Евменович, отец, с сыном Гавриилом
Иван Евменович, отец, с сыном Гавриилом

Матвей Игнатьевич, глядя на смышленого Николая Гончаренко,
не раз советовал Ивану Евменовичу и Агафье Кирилловне: «Хлопцу надо учиться. Вижу его или учителем, или хорошим медиком…»

В 1931-ом и Николаю настало время стать в ряды Красной Армии. Служба в Витебске. Видя добросовестность и трудолюбие солдата да зная его мечту, командование части посодействовало направлением в Ленинградское военно-медицинское училище, которое Николай Гончаренко окончил в 1939 году.

Почти сразу же знания, полученные в училище, довелось совместить с практикой. Ведь началась советско-финская война, которую Н. Гончаренко в качестве военфельдшера прошел с дня первого и до последнего. Спасая красноармейцев, убеждался в значимости своей специальности. Понимал: она будет востребована и в жизни мирной.

Однако новое испытание долго ждать не заставило: вспыхнула война Великая Отечественная.

Николай Иванович принимал участие в обороне Ленинграда. Спасал раненых, рискуя жизнью собственной, на протяжении последующих четырех лет.

День Победы встретил у стен поверженного Берлина. Военная же служба продолжалась до 1948-го.

В Ровенскую Слободу вернулся с двумя орденами Красной Звезды и шестью боевыми медалями. Согласился занять должность фельдшера местного фельдшерско-акушерского пункта. В 1950-м принял пункт в качестве заведующего, так как врач Николай Петрович Хомичёв, зная, что медучреждение может передать в надежные руки, уехал в родные края (Ярославская область, Российская Федерация).

Медпункт первоначально располагался в деревне Пасеке, что от Ровенской Слободы на расстоянии в два с половиной километра. На обслуживании восемь деревень, транспорта никакого.

Думая о серьезном улучшении местной медицины, Николай Иванович смог убедить правление колхоза им. Дзержинского в выделение лошади с телегой и ездовым.

Был проведен капитальный ремонт помещения фельдшерско-акушерского пункта, приобретено необходимое санитарно-медицинское оборудование.

Конечно же, лекарств не хватало. Их восполнение – сбором лекарственных растений, к чему Николай Иванович привлекал и школьников.

Чуткость к людям, природные талант и тактичность, умноженные на трудолюбие и ответственность, способствовали непререкаемому авторитету Н. Гончаренко как среди населения, так и руководства районной системы народного здравоохранения.

Был избран секретарем партийной организации колхоза им. Дзержинского. А это и доверие, и дополнительная ответственность.

Сотни, а то и тысячи вызовов к больным на протяжении всякого года. В любую погоду и время суток. Нередко, когда нездоровилось самому. Чувствовал: сердце уже не то, требует отдыха, но…

Один из вызовов состоялся по просьбе жителя деревни Пасеки Николая Кузьмича Сивухи, который вспоминает: « …Как-то вернулся с работы, а на часах около девяти вечера. Жена в слезах. Волнуется за дочь: у той температурный жар и сильный кашель.

Беру велосипед и в Ровенскую Слободу: «Николай Иванович, дело-то такое…» А он только что с вызова.

Поднимает со скамьи свой неизменный саквояж. Седлает личный велосипед, и уже вместе спешим в Пасеку…

Через несколько дней дочь вновь отправилась в школу».

Помня Николая Ивановича, могу отметить и наблюдения чисто-личные.

Он никогда не потакал неправде, не любил заигрываний, от кого бы те ни исходили. Мог ошибаться и ошибался. Однако всегда думал и поступал так, чтобы личные решения оставались вне влияния извне.

Вспоминается такое.

Я тогда являлся секретарем комсомольской организации колхоза им. Дзержинского. Одно из собраний назначил на 14.00. Было воскресенье.

Ребята, собравшись в сельском клубе, выступают активно и по- деловому. Вдруг открывается дверь и слышится голос: «Вера! Тебя можно минут на пяток?»

«Проситель» – один из колхозников, проводивший время отдыхом в колхозном парке. Обращался же к зав.магазином, чтобы открыла торговую точку да отоварила вином.

Вера пояснила: идя на собрание, написала объявление, что магазин вновь заработает в 15.00.

Собрание продолжалось. И тогда нетерпеливый покупатель –
а кликали его Василием Ивановичем – буквально ворвался в зал (как член КПСС, имел право присутствия и на собрании нашем).

Стал громко выражать недовольство в связи с временным закрытием магазина.

Предлагаю партийцу выступить перед комсомольцами, обосновывая свое поведение. Куда там: Василий Иванович махнул рукой да поспешил на улицу. Однако секретарю партийной организации Н. Гончаренко пожаловался: его, видите ли, выгнали с комсомольского собрания.

Встретив меня, Николай Иванович заметил: член КПСС как бы старший наставник и товарищ комсомолии, так что я, секретарь комсомольской организации, поступил неправильно.

Выслушав мои объяснения, Н. Гончаренко пригласил к себе и меня, и Василия Ивановича. В моем присутствии указал на неискренность члена КПСС. У меня же… попросил извинения, что навет принял за правду.

…Не помню, чтобы Николай Иванович рассказывал о своем фронтовом прошлом, о неких заслугах перед Родиной. Зато стремился славить и возвеличивать веским словом партийного лидера заслуги механизаторов, животноводов, рядовых полеводов. Для него самого слава, как понимаю, состояла в созидании добра и уважения к другим. Поэтому и любил он поэзию А. Т. Твардовского, особенно строки:

Бой идет не ради славы –
Ради жизни на земле…

Архивные документы говорят о том, что Н. Гончаренко трижды избирался (1948, 1951 и 1955 гг.) делегатом областных партийных конференций. Назывался лучшим медиком Речицкого района.

…Настал год 1966-й. Для Николая Ивановича он характерен явственным сигналом: сердце сдает крайне быстро. Попросил у коммунистов колхоза им. Дзержинского освобождения от руководства партийной организацией. Поднимая руки, никто не догадывался: всеми уважаемому ровенскослободскому доктору жить осталось совсем немного…

…23 февраля 1968 г. – очередной день Советской Армии и
Военно-морского флота. Николай Иванович прибыл на медпункт. Поздравил коллег с праздником. Отправился по вызову. Когда
вернулся и зашел в свой кабинет, почуствовал сильную загрудинную боль.

Знакомые лекарства (пользовался многие годы) не помогали. Была вызвана скорая помощь.

Агафья Кирилловна, мать  Н. Гончаренко, с детьми
Агафья Кирилловна, мать Н. Гончаренко, с детьми

Его доставили в приёмный покой больницы. Начали осматривать. Николай Иванович умер до постановки диагноза…

В последний путь народного доктора Ровенской Слободы провожали сотни людей. У большинства на глазах искренние слезы. Выступления. Венки и множество цветов…

Время берет свое: забываются многое и многие. Что до
Н. Гончаренко, то ПАМЯТЬ о НЕМ жива и по сей день у всей Ровенской Слободы во всех населенных пунктах, которые сегодня в производственной зоне КСУП “Дзержинский-агро”.

…Анастасия Афанасьевна, жена Николая Ивановича, пережила его на два года. Она рядовая труженица-колхозница.

Вместе вырастили двоих детей. Дочь Валентина окончила Ленинградский кораблестроительный институт, сын Геннадий –
военный.

Николай Иванович и Анастасия Афанасьевна радовались каждому житейско-значимому шагу не только детей, но и внуков. От дочери – трое. Сергей – кандидат физико-математических наук.

Так что род Гончаренко имеет продолжение и далеко за Ровенской Слободой.

Читайте dneprovec.by «Вконтакте» → vk.com/rnewscity Читайте dneprovec.by в «Одноклассниках» → ok.ru/rcity

Чтобы написать комментарий, войдите, используя социальные сети