Общество > Персоналии

4932

Люди земли Речицкой. Таисья КУЛЬКОВА. Адвокат. Судья. Руководитель

 +

Таисья Дмитриевна КУЛЬКОВА. Адвокат, в свое время одерживающий блестящие победы на судебных заседаниях. Авторитетный судья, причем стаж работы в этом качестве – 23 года. Возглавляла районный суд. После объединения районного суда с судом г. Речицы осталась во главе структуры. За годы её руководства (2000–2009 гг.) суд Речицкого района неоднократно по итогам года становился лучшим в области. За 2004 год была признана лучшим председателем районного суда области, имеет нагрудный знак Министерства юстиции Республики Беларусь «За адзнаку» и прочие награды. В отставку ушла в 2011 году.

Фото Таисьи Кульковой  на Доске Почета  Министерства юстиции,  2005 г.
Фото Таисьи Кульковой на Доске Почета Министерства юстиции, 2005 г.

Будучи на этих ответственных руководящих должностях, Таисья Дмитриевна так и не стала ни высокомерной чопорной дамой, ни железной леди с металлическими нотками в голосе. В свое время мне не раз приходилось обращаться к ней, председателю суда, по рассмотрению того или иного судебного дела, за комментариями для публикации в газете, и всегда поражала её доступность, подчеркнуто уважительное отношение к собеседнику и спокойно-невозмутимая, взвешенная манера речи. И, хотя в наши дни не актуально такое понятие, как интеллигент, она именно такая. И сегодня Таисья Дмитриевна – интересный, умный, внимательный собеседник и на редкость светлая личность, притягательная в своей глубокой порядочности и скромности.

Накануне Дня юриста – ей слово.

Мой адрес не дом и не улица, мой адрес – Советский Союз

– Таисья Дмитриевна, расскажите, пожалуйста, откуда Вы родом, что предопределило Ваш выбор стать юристом?

– Родилась я не в Беларуси – в Смоленской области. От моей деревни до областного центра – 120 км. По тем временам – глухомань. Дорог не было. До Смоленска было проще долететь на самолете, чем доехать на автобусе. Отец, Дмитрий Афанасьевич, прошел всю войну, был ранен в апреле 1945 г. После войны встретил маму. Оба трудились в колхозе, честные, порядочные, добросовестные. Это же я могу сказать о своих односельчанах тех далеких лет. На мой взгляд, поколение родителей было особенным: именно им выпало выстоять и победить в войне, а после победы быстро восстановить разрушенную страну. Они любили трудиться и получали удовольствие даже от самой тяжелой работы.

В деревне быстро взрослели и стремились к самостоятельности. Поэтому после окончания восьми классов решила поступить в техникум. Я не отношусь к тем коллегам, которые с детства мечтали о судебной работе. Конечно, читая книги, знала, что есть судьи, прокуроры, адвокаты, следователи, но себя в этих профессиях в детстве не видела. Время тогда было героическое с налетом романтики: полеты в космос, открытие геологами новых месторождений, комсомольские стройки. Вот и возникла мечта поступить в горный техникум и стать геологом. Но родителям эта идея по душе не пришлась. Уважая мнение родных, я поступила в Смоленское педагогическое училище, что было ближе и понятней сельскому жителю.

Окончание учебы в училище совпало с первым в его истории всесоюзным распределением. В списке предлагаемых для работы республик значилась и Туркмения, где изъявили желание работать 28 выпускников, включая меня. В то время мы жили в одной многонациональной стране, родина для нас была общей, как в песне «мой адрес не дом и не улица, мой адрес – Советский Союз». Последующие три года преподавала русский язык в поселковой туркменской национальной школе, много читала классической, современной и детективной литературы. Там же решила продолжить учебу и получить юридическое образование. До сих пор с теплотой вспоминаю дружбу и почти родственное отношение ко мне одной туркменской семьи. Сразу же после увольнения с работы в 1971 году поступила на юридический факультет БГУ.

Таисья КУЛЬКОВА (в центре). Стройотряд
Таисья КУЛЬКОВА (в центре). Стройотряд

Предпочтение было отдано Минску, так как до него было ближе, чем до Москвы. Конкурс – 10 человек на место – меня не испугал, о нем узнала, уже поступив.

– Как проходило Ваше становление как профессионала в юриспруденции?

– После окончания факультета начала работу юрисконсультом управления сельского хозяйства Чериковского райисполкома (Могилевская область), была народным заседателем районного суда. Однако уже во время учебы меня привлекала работа адвокатом, хотелось оказывать правовую помощь гражданам в отстаивании их законных прав и интересов. Достигнуть желаемого стало возможным только в Архангельской области, где и был наработан мой первоначальный адвокатский опыт и стаж. Северяне – народ особенный, суровый климат выработал в них такое качество, как взаимовыручка, в чем убедилась на собственном опыте. Возвращаясь из командировки и торопясь к началу судебного заседания, еще не зная, что с одного пути в противоположные стороны одновременно отправляются два рабочих поезда, в спешке села не в свой. Вышла на первой же станции. Узнав о моей проблеме, работники этой станции остановили грузовой поезд, который следовал в нужном мне направлении.

– Как оказались в Речице?

– В Речице проживала моя однокурсница Людмила Сергеевна Новикова, адвокат, автор поэтического сборника «Белая ворона». Она неоднократно предлагала мне переехать в Речицу. В конечном итоге я согласилась с ее аргументами и с 1981 года продолжила работать адвокатом, но уже в Речицкой юридической консультации, а Речица с тех пор стала для меня второй родиной и любимым городом, в котором нашла верных друзей и близких по духу людей. Судейскую мантию на себя никогда не примеряла даже мысленно. После восьмилетней адвокатской практики работала начальником организационно-инструкторского отдела Речицкого райисполкома. Предложение начальника юстиции Гомельского облисполкома Якова Кирилловича Аземши и председателя Речицкого районного суда Анны Владимировны Шетихиной стать судьей было неожиданным. Оценив свои юридические знания и опыт, врожденную или воспитанную родителями тягу к справедливости, поняла, что это именно та работа, к которой готовила меня жизнь. В 1987 году я была избрана судьей суда Речицкого района, а педагогический опыт, знание детской и судебной психологии, адвокатская практика, работа в райисполкоме пригодились и помогли в быстром освоении судейской профессии.

Судья

– Судья не может быть хорошим для всех, и зачастую объективность недовольная сторона трактует как некомпетентность, предвзятость. Как Вы реагировали на косые тяжелые взгляды?

– В суде, как правило, встречаются две стороны, одна из которых может оказываться или считать себя проигравшей. В уголовном процессе это оправданный или осужденный и потерпевший, в гражданском процессе – истец и ответчик. Человек, проигравший дело, не всегда будет хорошо отзываться о судье и судебной системе в целом. Судья же должен знать и четко выполнять закон, быть независимым и стойким человеком, обладать особой интуицией и чутьем, уважительно и непредвзято относиться ко всем участникам процесса. Профессионализм судьи и высокая культура процесса способствуют росту доверия к судье и суду. Признаюсь, что косых взглядов не замечала. А реакцией судьи на косой взгляд может быть только анализ собственной работы. Что касается осужденных, то большинство из них знают, что совершили преступление, и не отождествляют даже строгое наказание с личностью судьи. Были случаи, когда отбывшие лишение свободы говорили, что работают, создали семьи, а приговор был справедлив и послужил для них уроком.

Коллектив суда Речицкого района, 2007 г.
Коллектив суда Речицкого района, 2007 г.

– Работу судьи трудно сравнить с какой-либо другой. Легко ли выносить приговоры с назначением самого строгого наказания, предусмотренного санкцией?

– Назначая наказание, суд исходит из индивидуализации наказания, то есть учитывает характер и степень общественной опасности совершенного преступления, мотивы и цели содеянного, личность виновного, характер нанесенного вреда и размер причиненного ущерба, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность. Под моим председательством было рассмотрено уголовное дело об умышленном причинении тяжкого телесного повреждения. Судом было установлено, что виновный в процессе ссоры нанес потерпевшему несколько ударов разбитой бутылкой в область лица, что повлекло полную утрату зрения. Виновному было назначено максимально строгое наказание, предусмотренное санкцией, в виде восьми лет лишения свободы. Сомнений в справедливости наказания не возникло даже у виновного, отказавшегося от обжалования приговора.

– Вам всегда была понятна мотивация преступников, хулиганов?

– Преступления совершаются с конкретными целями и по определенным мотивам: хищения – с корыстной целью обогащения, хулиганство – с целью грубого нарушения общественного порядка и выражения явного неуважения к обществу. Суд всегда выясняет цели и мотивы преступления. А вот почему человек решил противопоставить себя закону, стал преступником, установить удается не всегда. К примеру, двое граждан Гомеля были задержаны в Речице во время совершения кражи денег у граждан в автобусе в час пик. При рассмотрении дела было установлено, что один из виновных уже имел криминальное прошлое, а другой не имел, в прошлом работал в уголовном розыске и даже вел работу по изобличению первого. Как и почему произошло такое перерождение в преступника, к сожалению, не установлено.

– Мне иногда доводится бывать на приёме граждан. И удивляет упорство некоторых пожилых людей, которые судятся с соседями из-за границ участка (не из-за метра и не двух – меньше). Хотелось бы понять мотивацию. Жизнь коротка: уступи и наслаждайся жизнью. Но не получается.

– Вопрос не совсем простой. Думаю, что все начинается с мелочи, а затем разрастается, как снежный ком до такого состояния, когда никто из сторон не хочет уступить другому даже в малости и прийти к компромиссному решению. Стороны тратят свое время, здоровье, средства и находят новые основания для судебных споров. При рассмотрении гражданских дел суд предлагает сторонам заключить мировое соглашение. Уступи в малом – и тебе уступят в большом. Во время моей работы мировые соглашения заключались, но, к сожалению, нечасто. Люди должны уметь договариваться, а особенно родственники. И всегда искренне жаль, если это не получается. Я помню двух сестер, ставших врагами, спор которых о праве собственности на наследственное имущество, состоящее из жилого дома, рассматривался в судебном порядке. Суд вынес решение. А потом сестры постарели. Дом стал никому не нужен и
снесен.

– Таисья Дмитриевна, а нагрузка у судей была большая?

– Если в масштабе области, то не самая высокая, но всегда одна из самых высоких.

– Какие дела преобладали? Не кажется ли Вам, что преступления сегодня стали более жестокими?

– Можно сказать, что стали, если сравнить категории дел, рассмотренных в начале и конце моей работы судьей. Преобладали категории дел о преступлениях против собственности (кража, грабеж, разбой), против личности (умышленное причинение телесных повреждений, умышленное убийство), хулиганство, а фактически имели место почти все составы преступлений Уголовного кодекса.

– Профессия судьи накладывает отпечаток на его характер?

– Помню, во время работы адвокатом одно из первых уголовных дел, когда мой несовершеннолетний подзащитный был приговорен к лишению свободы. Мне было жаль его до слез. Однако работа адвоката и судьи учит не давать волю эмоциям, быть собранным и конкретным, хотя не до такой степени, чтоб стать равнодушным. К примеру, до настоящего времени помню отчаяние и слезы отца троих детей, узнавшего из заключения экспертизы, что он не является их биологическим отцом.

Слово о коллегах

– Назначение председателем районного суда Вам подняло самооценку?

– К руководящей должности в суде не стремилась. Мне нравилась судебная работа: изучение и рассмотрение конкретных дел и вынесение законного и справедливого решения. Но в 2000 году председатель суда А. Шетихина вышла в отставку, а я была назначена председателем суда Речицкого района. Работу там начала почти готовым специалистом, но многому научилась именно у Анны Владимировны: организация работы суда, работа с кадрами, организация выездных судебных заседаний, ведение процесса по рассмотрению дел.

– В 2002 году произошло объединение суда районного и суда г. Речицы в одну структуру. Вы были назначены председателем. Как прошел процесс объединения?

– Быстро и безболезненно. Коллектив делал общее дело и был нацелен на результат.

С коллегами по работе
С коллегами по работе

– Вы продолжали работать судьей?

– Конечно. Поскольку после объединения штат суда увеличился и стал более 50 человек, было назначено два заместителя председателя: А. Стрельченко и
С. Шурпо, а административные функции между нами были распределены.

– Кто составлял костяк суда?

– Это были заместители председателя и судьи А. Стрельченко – грамотный юрист, обладающий огромной работоспособностью, прекрасной памятью, хорошими организаторскими способности, и С. Шурпо, обладающая такими же качествами и являющаяся душой коллектива. Хотела бы отметить судью В. Берестова, моего коллегу еще по адвокатской работе. При рассмотрении дел он был скрупулезным, дотошным, стремился выяснить мельчайшие детали дела, чтобы выстроить полную логическую цепочку происходящего. Эти судьи прекрасно ориентировались в законодательстве, качественно рассматривали сложные уголовные и гражданские дела и делились опытом с молодыми судьями. Хочется отметить судей С. Пырх и Е. Калиновскую, которые после назначения судьями быстро освоили профессию и стали хорошими специалистами. Качество работы суда зависит не только от работы судей, но и от работы канцелярий по уголовным, гражданским и административным делам, ведь функция суда не только вынести судебные постановления, но и правильно, своевременно их исполнить, а это компетенция канцелярий и их заведующих Е. Новик и продолжающих работать в суде Г. Васильевой и Т. Цыпляевой.

– Самый непростой вопрос, который Вам пришлось решать, будучи председателем суда?

– После объединения судов встал вопрос о новом помещении. Нам предлагали старые, но мне удалось отстоять строительство нового здания суда по ул. Ленина; А. Стрельченко контролировал ход и качество строительства.

Председатель районного суда Т. Кулькова, председатель суда г. Речицы А. Матарас, судья В. Берестов, консультант Н. Гилёва, судьи  С. Шурпо  и А. Стрельченко (начало 2000-х)
Председатель районного суда Т. Кулькова, председатель суда г. Речицы А. Матарас, судья В. Берестов, консультант Н. Гилёва, судьи С. Шурпо и А. Стрельченко (начало 2000-х)

– Вас узнают речичане на улице, благодарят?

– Бывает. Недавно подошел мужчина, поздоровался. Оказалось, много лет назад я рассматривала спор о воспитании несовершеннолетних детей. Было принято нечастое решение о передаче детей на воспитание отцу. «Дети выросли, получили образование, но воспитывать их одному было сложно», – рассказал мужчина. Я выслушала его и про себя не без удовлетворения отметила, что решение было вынесено исключительно справедливое.

О личном. «Я с детства знала, что Деда Мороза не существует»

– Вы смотрите по ТВ криминальные сериалы?

– С телевизором я не очень дружу, больше с компьютером. Предпочитаю смотреть из фильмов либо хороший боевик, либо хорошую мелодраму, смотрю соревнования по биатлону и болею за наших.

– Вы загадываете желание под Новый год?

– Я реалист и с детства знала, что Деда Мороза не существует.

– Любимая книга?

– С возрастом пристрастия в чтении меняются. В школьные годы предпочитала современных писателей, фантастику, библиотеку приключений, книги из серии «Жизнь замечательных людей». В детстве мне был интересен один из первых российских летчиков Нестеров. В юности героем для меня был Че Гевара. А когда побывала на Кубе, убедилась в том, что он для кубинцев и в настоящее время народный герой. Люблю читать и перечитывать прозу Чехова, Пушкина. Из белорусских авторов нельзя не любить Василия Быкова и Ивана Шамякина. Моё любимое – «Атланты и кариатиды».

– Какие качества Вам в людях симпатичны?

– Ценю честность, справедливость.

– В чем смысл жизни?

– На этот вопрос каждый отвечает по-своему. Для меня смысл жизни был в том, чтобы выполнить, как положено, свой служебный долг, жить по совести. А по большому счету смысл жизни каждого человека и всего человечества –
сохранить нашу планету Земля и сделать ее прекрасней. Начать можно с малого. Зимой установить кормушки и подкормить птиц, помочь им пережить зиму. Принципиально отношусь к раздельному сбору мусора и отработанные батарейки не поленюсь отнести в специально установленные для этих целей контейнеры. Тот, кто поступит так же, сделает землю чище и безопасней для всех.

– Ваш самый любимый праздник?

– Новый год и, конечно же, профессиональный праздник – День юриста. Пользуясь случаем, хочу поздравить коллег и всех юристов Речицкого района с этим замечательным праздником. Крепкого вам здоровья и успехов в нелегком, но благородном труде!

Читайте dneprovec.by «Вконтакте» → vk.com/rnewscity Читайте dneprovec.by в «Одноклассниках» → ok.ru/rcity

Чтобы написать комментарий, войдите, используя социальные сети